СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чтение рассказа У. Турмажанова "Белый верблюжонок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрыть значение домашних животных для существования и благополучия человека, наблюдать особенности внешнего вида, поведения верблюжонка, знакомить с обычаями, трудом, фольклором  казахского народа, определить языковые средства произведения,  развивать наблюдательность, умение работать с текстом, речь,  расширять читательские интересы детей;  воспитывать особое, теплое отношение к домашним животным.

Просмотр содержимого документа
«Чтение рассказа У. Турмажанова "Белый верблюжонок"»

Художественная литература

Тема: Чтение рассказа Утебай Турманжанов. «Белый верблюжонок».

Задачи урока:

Раскрыть значение домашних животных для существования и благополучия человека, наблюдать особенности внешнего вида, поведения верблюжонка, знакомить с обычаями, трудом, фольклором 
казахского народа, определить языковые средства произведения, 
развивать наблюдательность, умение работать с текстом, речь, 
расширять читательские интересы детей; 
воспитывать особое, теплое отношение к домашним животным.

Оборудование:

Портрет Утебай Турманжанова, иллюстрации

Ход урока


Организационный момент. 
Сәлем күн! Сәлем аспан! Сәлем достар!
Сәлеметсізбе мейрімді қонактар!
Встало солнышко с утра,
Просыпаться всем пора.
С добрым утром глазки!
С добрым утром ушки!
С добрым утром ножки!
С добрым утром ручки!

Глазки смотрят, ушки слушают. Ручки хлопают, ножки топают


Основная часть. 

- Мы с вами говорили о всех видах транспорта. Но есть такой вид, который мы называем корабль пустыни.

Давайте все вместе закроем глазки и вспомним!

- Сегодня вместе с героем рассказа мы расширим наши знания об 
удивительном животном, узнаем о его значении и роли в жизни 
человека. 

- Послушайте отрывок из рассказа, который мы уже читали с вами раньше: «…странное животное – белое, с длинной шеей…. Лебедь не лебедь – 
без крыльев и вместо двух лап – четыре ноги. Но и не жираф – шкура 
гладкая, не пятнистая. 
…у зверя маленькое легкое туловище, а ноги длинные и неуклюжие. 
уши его торчали, ноздри раздувались, губы отвисли. 
Необыкновенно красивы были его большие круглые черные глаза. 
Они были прозрачные и лучистые.» 
Как вы думаете, о каком животном говорится? 
Высказывание учащимися предположений. 
Кто же это странное животное? 
Демонстрируется изображение верблюжонка. (на доске рисунки)
Автор рассказа «Белый верблюжонок наш казахстанский писатель 
Утебай Турманжанов. (портрет писателя) 
А что вы знаете о верблюдах? (высказывания детей) 

Работа с текстом. 

Отрывки
Как зовут героев рассказа? (Тураш и Медей) 
Какое впечатление произвел верблюжонок на Тураша? 
Как понимаете выражение «удивленно пялил глаза»? 
- Давайте опишем верблюжонка. 
Какие особенности мы видим? 
Вспомните в рассказе слова, характеризующие верблюжонка. 
О каких признаках глаз говорят следующие слова: большие (размер), 
круглые (форма), черные (цвет). А лучистые?

- Давайте поиграем!

Я называю слово, а вы характеризуете

ЦВЕТ ТУЛОВИЩЕ НОГИ ГЛАЗА 
белый маленькое 
легкое длинные 
неуклюжие большие 
круглые 
черные 
прозрачные 
лучистые

Чтение отрывка об украшениях верблюжонка. 
- Расскажите, как был украшен верблюжонок. 
(уздечка, камча, женские украшения, амулет). 
- А вы знаете, что такое уздечка? (кожаный ремень, который служит для управления движением) 
А для чего предназначен амулет? (оберегать животное) 
- Вы можете объяснить выражения «дурной глаз», «злые языки». 
- Как мы можем понять, что хозяин любит верблюжонка. 
Продолжение чтение текста. 
- О каких привычках верблюжонка знает Медей? 
- Как малыш зовет свою мать. 
На что похожи звуки его голоса? (на свирель) 
- Какое верблюдица относится к своему детенышу?
Работа над пословицами о верблюде. 
Сидящий на верблюде себя не скроет. 
Тяжёлую ношу везёт верблюд, тяжесть народную поднимает герой- 
батыр. 
Верблюда под ковром не спрячешь. 
Верблюд состарится, верблюжонок вырастет. 
Верблюд возит на себе золото, а сам ест колючки. 
Чтение концовки рассказа. 
Кем стал для Тураша верблюжонок? 
Как он смотрел на него при первой встрече? (пялил глаза) 
А как теперь смотрел на него? (с нежностью) 

Итог урока

Почему так изменилось его отношение к верблюжонку? 


Рефлексия 
- Я считаю, что верблюд – удивительное и доброе животное. Скажите! А что вы думаете о верблюде?

- Давайте каждый из вас скажет добрые слова и украсит нашего верблюжонка ленточкой, на счастье. 
А вам в подарок о сегодняшнем уроке на память маленький белый верблюжонок.