Раскрыть значение домашних животных для существования и благополучия человека, наблюдать особенности внешнего вида, поведения верблюжонка, знакомить с обычаями, трудом, фольклором
казахского народа, определить языковые средства произведения,
развивать наблюдательность, умение работать с текстом, речь,
расширять читательские интересы детей;
воспитывать особое, теплое отношение к домашним животным.
Просмотр содержимого документа
«Чтение рассказа У. Турмажанова "Белый верблюжонок"»
Художественная литература
Тема: Чтение рассказа Утебай Турманжанов. «Белый верблюжонок».
Задачи урока:
Раскрыть значение домашних животных для существования и благополучия человека, наблюдать особенности внешнего вида, поведения верблюжонка, знакомить с обычаями, трудом, фольклором
казахского народа, определить языковые средства произведения,
развивать наблюдательность, умение работать с текстом, речь,
расширять читательские интересы детей;
воспитывать особое, теплое отношение к домашним животным.
Оборудование:
Портрет Утебай Турманжанова, иллюстрации
Ход урока
Организационный момент.
Сәлем күн! Сәлем аспан! Сәлем достар!
Сәлеметсізбе мейрімді қонактар!
Встало солнышко с утра,
Просыпаться всем пора.
С добрым утром глазки!
С добрым утром ушки!
С добрым утром ножки!
С добрым утром ручки!
Глазки смотрят, ушки слушают. Ручки хлопают, ножки топают
Основная часть.
- Мы с вами говорили о всех видах транспорта. Но есть такой вид, который мы называем корабль пустыни.
Давайте все вместе закроем глазки и вспомним!
- Сегодня вместе с героем рассказа мы расширим наши знания об
удивительном животном, узнаем о его значении и роли в жизни
человека.
- Послушайте отрывок из рассказа, который мы уже читали с вами раньше: «…странное животное – белое, с длинной шеей…. Лебедь не лебедь –
без крыльев и вместо двух лап – четыре ноги. Но и не жираф – шкура
гладкая, не пятнистая.
…у зверя маленькое легкое туловище, а ноги длинные и неуклюжие.
уши его торчали, ноздри раздувались, губы отвисли.
Необыкновенно красивы были его большие круглые черные глаза.
Они были прозрачные и лучистые.»
Как вы думаете, о каком животном говорится?
Высказывание учащимися предположений.
Кто же это странное животное?
Демонстрируется изображение верблюжонка. (на доске рисунки)
Автор рассказа «Белый верблюжонок наш казахстанский писатель
Утебай Турманжанов. (портрет писателя)
А что вы знаете о верблюдах? (высказывания детей)
Работа с текстом.
Отрывки
Как зовут героев рассказа? (Тураш и Медей)
Какое впечатление произвел верблюжонок на Тураша?
Как понимаете выражение «удивленно пялил глаза»?
- Давайте опишем верблюжонка.
Какие особенности мы видим?
Вспомните в рассказе слова, характеризующие верблюжонка.
О каких признаках глаз говорят следующие слова: большие (размер),
круглые (форма), черные (цвет). А лучистые?
- Давайте поиграем!
Я называю слово, а вы характеризуете
ЦВЕТ ТУЛОВИЩЕ НОГИ ГЛАЗА
белый маленькое
легкое длинные
неуклюжие большие
круглые
черные
прозрачные
лучистые
Чтение отрывка об украшениях верблюжонка.
- Расскажите, как был украшен верблюжонок.
(уздечка, камча, женские украшения, амулет).
- А вы знаете, что такое уздечка? (кожаный ремень, который служит для управления движением)
А для чего предназначен амулет? (оберегать животное)
- Вы можете объяснить выражения «дурной глаз», «злые языки».
- Как мы можем понять, что хозяин любит верблюжонка.
Продолжение чтение текста.
- О каких привычках верблюжонка знает Медей?
- Как малыш зовет свою мать.
На что похожи звуки его голоса? (на свирель)
- Какое верблюдица относится к своему детенышу?
Работа над пословицами о верблюде.
Сидящий на верблюде себя не скроет.
Тяжёлую ношу везёт верблюд, тяжесть народную поднимает герой-
батыр.
Верблюда под ковром не спрячешь.
Верблюд состарится, верблюжонок вырастет.
Верблюд возит на себе золото, а сам ест колючки.
Чтение концовки рассказа.
Кем стал для Тураша верблюжонок?
Как он смотрел на него при первой встрече? (пялил глаза)
А как теперь смотрел на него? (с нежностью)
Итог урока
Почему так изменилось его отношение к верблюжонку?
Рефлексия
- Я считаю, что верблюд – удивительное и доброе животное. Скажите! А что вы думаете о верблюде?
- Давайте каждый из вас скажет добрые слова и украсит нашего верблюжонка ленточкой, на счастье.
А вам в подарок о сегодняшнем уроке на память маленький белый верблюжонок.