СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чтение в жизни моих одноклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Последнее время часто можно услышать, что современные дети совсем не читают книг.  Книга перестала быть единственным источником знаний. Таких источников теперь много. Телевизор, видео, компьютер заменили книгу многим детям, живущим в двадцать первом веке.

Взрослые, которые меня окружают, неустанно заботятся о том, чтобы подружить нас, детей, с книгами, привить любовь к чтению.  Книги помогают нам познавать окружающий мир, дарят нам бесценные знания, учат нас мыслить….   Они  делают нас лучше. У меня много увлечений, но, на мой взгляд, чтение книг –  самое важное  занятие для  школьника. 

Последнее время часто можно услышать, что современные дети совсем не читают книг.  Книга перестала быть единственным источником знаний. Таких источников теперь много. Телевизор, видео, компьютер заменили книгу многим детям, живущим в двадцать первом веке.

Взрослые, которые меня окружают, неустанно заботятся о том, чтобы подружить нас, детей, с книгами, привить любовь к чтению.  Книги помогают нам познавать окружающий мир, дарят нам бесценные знания, учат нас мыслить….   Они  делают нас лучше. У меня много увлечений, но, на мой взгляд, чтение книг –  самое важное  занятие для  школьника. 

Последнее время часто можно услышать, что современные дети совсем не читают книг.  Книга перестала быть единственным источником знаний. Таких источников теперь много. Телевизор, видео, компьютер заменили книгу многим детям, живущим в двадцать первом веке.

Взрослые, которые меня окружают, неустанно заботятся о том, чтобы подружить нас, детей, с книгами, привить любовь к чтению.  Книги помогают нам познавать окружающий мир, дарят нам бесценные знания, учат нас мыслить….   Они  делают нас лучше. У меня много увлечений, но, на мой взгляд, чтение книг –  самое важное  занятие для  школьника. 

Просмотр содержимого документа
«Чтение в жизни моих одноклассников»

9


XIX МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗАТО АЛЕКСАНДРОВСК «ЗОЛОТОЙ РОСТОК»













Чтение в жизни моих одноклассников









Автор: Стрелкова Диана Викторовна,

4-Б класс, МБОУ ООШ №269

г. Снежногорска Мурманской области

Научный руководитель: Клюшкина Ольга Викторовна, учитель начальных классов МБОУ ООШ №269

г. Снежногорска Мурманской области













Введение

Последнее время часто можно услышать, что современные дети совсем не читают книг. Книга перестала быть единственным источником знаний. Таких источников теперь много. Телевизор, видео, компьютер заменили книгу многим детям, живущим в двадцать первом веке.

Взрослые, которые меня окружают, неустанно заботятся о том, чтобы подружить нас, детей, с книгами, привить любовь к чтению. Книги помогают нам познавать окружающий мир, дарят нам бесценные знания, учат нас мыслить…. Они делают нас лучше. У меня много увлечений, но, на мой взгляд, чтение книг – самое важное занятие для школьника.

Актуальность:

Тему для исследования я выбрала не случайно. Она актуальна, как никогда раньше. Сейчас, когда почти в каждой семье есть компьютер, ребята большую часть свободного времени проводят со своим «электронным другом». А в это время книги пылятся на полках, ожидая нас. 2015 год в России официально был объявлен Годом литературы. "Цель самого проведения Года литературы – напомнить об исключительной ее – литературы – значимости и ее особой миссии, – отметил Владимир Путин во время церемонии открытия».

Тема: «Чтение в жизни моих одноклассников».

Цель работы: выявить круг читательских интересов моих сверстников, привлечь внимание одноклассников к чтению книг.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать и выявить круг читательских интересов моих одноклассников.

  2. Определить перечень художественных произведений, которые интересны моим сверстникам и их родителям.

  3. Провести анкетирование среди учащихся и родителей 3 класса.

  4. Представить полученную информацию   одноклассникам в виде презентации.

  5. Провести мероприятия по повышению читательской активности моих одноклассников.

Методы исследования: изучение печатных материалов, опрос, наблюдение, интервью, статистический анализ и сравнение полученных данных.

Гипотез: если привлечь внимание к книге, то повысится интерес к чтению и успеваемость по учебным предметам.

Объект исследования: ученики и родители класса.

Предмет исследования: изучение читательских интересов одноклассников.

I Основная часть

    1. Что такое книга

На протяжении всей жизни мы обращаемся к книге. Что такое книга? Вроде всё просто. Это произведение печати в виде переплетённых листов бумаги с каким – нибудь текстом. Нам кажется, что нет ничего лучше книг. Так ли это? Я обратилась к словарю и нашла ответ на вопрос «А что же такое книга?». В толковом словаре

  • Сергея Ожегова книга – это крупное подразделение литературного произведения, состоящее из многих глав; 2) книга - произведение печати (в старину также рукописное) в виде переплетенных листов с каким-нибудь текстом; 3) книга - сшитые в один переплет чистые или разграфленные большие листы бумаги для записей. [6]

  • Владимир Даль характеризует книгу как «сшитые в один переплёт листы бумаги или пергамента». [2]

  • Дмитрий Николаевич Ушаков – трактует слово книга, как печатное произведение (в старое время также рукопись) в форме сброшюрованных или переплетенных вместе листов с каким-н. текстом, иногда и рисунками. [8]

Вывод: Из литературных источников мы выяснили значение слова книга.

1.2 История книги

История книги началась давно с глиняных табличек. «Ручкой» для такого письма служили тростниковые палочки. После обжига в специальной печи они делались такими прочными, что некоторые сохранились до сих пор. [5] (Рис. 1)

Одни из первых книг появились в Древнем Египте. Они представляли собой длинные свитки папируса. Папирус был достаточно дешёвым материалом, и поэтому книги были доступны всем. Но, кроме обыкновенных дешёвых экземпляров, встречались и настоящие произведения искусства. Например, у римского императора Цицерона была книга, которая могла поместиться в скорлупе ореха. [4,5] (Рис. 2).


Затем на смену папирусу пришёл пергамен – это обработанная особенным образом тонкая телячья кожа. Он сохранялся в течение многих лет в отличном состоянии. Иногда рукописи на пергаменте делались с необыкновенной роскошью, писались разведённым серебром, а заглавные буквы - золотом. [5,9] (Рис. 3).

Бумага – основной материал для изготовления книг - была изобретена в Китае во 2 веке. А в Европе её производство освоили только в 12 веке.

Появились и первые библиотеки- книги для чтения выдавались на дом. А самые ценные книги на дом не выдавались. Они прикреплялись к столам железными цепями – так в те времена выглядела защита от грабителей.

В Древней Руси первые книги появились в 8 веке. Они были привезены из Византии. До этого славяне не знали письменности. Книжное дело сосредотачивалось, как и во всей Европе, в монастырях. Монахи переписывали книги вручную. Они украшали каждую страницу рисунками. В Киевской Руси книги писались на специально выделанной телячьей коже, а в Великом Новгороде – на бересте.

Интересно, что почти все жители города владели грамотой. Читать и писать умели не только монахи и купцы, но даже простые ремесленники. Они часто посылали друг другу послания в виде берестяных записочек.

Книга могла быть предметом роскоши и стоить целое состояние, но были книги и для тех, кто не имел денег, и цена такой книги была 1 копейка.

Люди, горевшие пламенной любовью к книгам, тратили на них все свои деньги, если были богаты. Становились переписчиками книг или библиотекарями, чтобы оказаться ближе к книгам, если были бедны. Некоторые соглашались отслужить за книгу трудную службу. Один из таких средневековых книголюбов - его имя, к сожалению, осталось неизвестным – написал такую похвалу книге: « Книга - светоч души, она наставляет в добродетели, помогает очиститься от грехов. Книга – венец мудрецов. Она – друг семьи, утешитель в болезнях, помощник и советник правителям. Книга – душистый сосуд красноречия, плодоносящий сад, луг, где произрастают яркие цветы. Книга спешит к тебе, едва она понадобится. Книга всегда готова помочь; утешает в несчастье, помогает быть умеренным, пользуясь счастьем».

Создание рукописных книг было делом сложным и долгим. В 15 веке немецкий мастер Иоганн Гуттенберг изобрёл печатный станок. Одной из первых напечатанных им книг была Библия. В России в 1564 году Иван Фёдоров выпустил первую печатную книгу «Апостол».

Современная книга напечатана, проиллюстрирована на компьютере. Её можно прочитать не только в печатном варианте, но и в электронном.

Вывод: На основе использованной литературы я установила, что значение книги для человека всегда было велико и огромно.

1.3 Книга в моей семье

Когда я была маленькой, книги мне читали взрослые, в основном мама или старшая сестра. Книги мне старались читать каждый день, это было приятной обязанностью, которую мои родители и старшая сестра с большой радостью выполняли. Это были - Русские народные сказки, стихи Агнии Барто, английские стихи в переводе Самуила Маршака, сказки Андерсена, Пушкина, Шарля Пьеро, Киплинга, потешки Чуковского, детские рассказы Носова и Успенского, книга про «мальчика-луковку» Джани Родари, «Винни Пух и все, все, все» Алана Милна – без них нельзя представить мое раннее детство.

Мы любим, читать сказки всей семьей. Сказки несут нам радость, пробуждают в нас все самое светлое, веру в добро и справедливость, учат нас быть честными, достойно преодолевать трудности.

У каждого взрослого и ребенка есть своя самая любимая сказка. Любимая сказка моей мамы - «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова. Она прочитала все книги из этой серии. И с удовольствием их перечитывает. Любимая сказка моей старшей сестры «Снежная королева» Андерсена. Моя самая любимая сказка – «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм. Я очень люблю перечитывать ее вместе с мамой.  Сказка о прекрасной девушке Белоснежке, жившей в замке со злой мачехой-королевой, которая очень гордилась своей красотой. Эта книга заставляет меня думать, смеяться, удивляться.

Вместе со мной взрослеют и книги, которые я читаю.

С одноклассниками мы любим читать юмористические стихи Григория Остера и Даниила Хармса, Сергея Михалкова и Самуила Маршака. Рассказы Николая Носова, Виктора Драгунского, Эдуарда Успенского любят все ребята без исключения за то, что они очень смешные и занимательные. Эти рассказы про то, как познают окружающий мир наши беззаботные и неусидчивые сверстники.

Особенно меня увлекают книги о приключениях. Недавним моим открытием стала книга Екатерины Матюшкиной «Носки врозь», которую мне купила мама. Я прочла ее «на одном дыхании». Настоящий детский детектив, замечательная книга. Книга про настоящих сыщиков, которым всегда есть чем заняться. В светлое и темное время суток, во все времена года Фу-Фу и Кис-Кис всегда заняты делом. А в лесу тем временем происходит дерзкое преступление. У крота украден недавно найденный клад. Невзирая на любые сложности, герои начинаю свое расследование.  Невероятные открытия, захватывающие приключения расширили мой кругозор. Сейчас я дочитываю вторую книгу, продолжение детективной истории, которая называется «Лапы вверх».

В моем «путешествии по книжным просторам» неизменными спутниками всегда были мои родители. Благодаря им в поле моего зрения всегда оказываются интересные книги. Наша домашняя библиотека взрослеет вместе со мной. На ее полках много детских книг. Но есть и книги, которые очень любят мои родители и которые могут многое рассказать о них.

Любимые книги моего папы – это «Остров сокровищ» Стивенсона, «Приключения Тома Сойера» Марк Твена, «Пятнадцатилетний капитан», «Вокруг света за восемьдесят дней», «Путешествие к центру земли» Жюль Верна. Не правда ли, это любимые книги почти всех мальчишек? Больше всего он любит фантастику, приключенческие и исторические романы. Любимые книги моей мамы «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл, романы Пауло Коэльо, исторические романы Филиппы Грегори. Ее любимые писатели - Михаил Булгаков, Пауло Коэльо, Александр Пушкин, А. Дюма, Ф. Грегори.

Все свободное время моя мама посвящает чтению книг. Если у нее появляется свободная минутка, она обязательно читает. Я тоже стараюсь не отставать от нее, ведь книга наш самый лучший помощник и источник знаний. Недавно мама мне сказала, что когда я подрасту, то должна прочитать обязательно книгу «Мальчик в полосатой пижаме», потому что она произвела на нее сильное впечатление.

Вывод: В нашей семье любят читать. Наша домашняя библиотека очень большая. На ее полках хранится художественная литература и мои верные помощники - различные справочники, словари и энциклопедии. Мы любим вместе посещать книжные магазины и стараемся покупать понравившиеся нам книги.


  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Анкетирование

Изучив историю книги, мы провели ряд исследований на базе МБОУ ООШ № 269 ЗАТО Александровск Мурманской области, среди учащихся и родителей 3-Б класса.

Первое (анкетирование), где мы изучили круг читательских интересов одноклассников и их родителей. Вместе с учителем мы разработали анкету. В анкетировании принимали участие 27 учеников и 34 родителя. Участникам анкетирования было предложено ответить на вопросы: «Ваши увлечения», «Чтение, каких книг Вас привлекает?», «Как часто Вы посещаете библиотеку?», «Ваша любимая детская книга».

Результаты анкетирования представлены в таблице (Приложение 1)


Вывод: Количество читающих родителей и читающих детей примерно одинаково. Мы проанализировали анкеты и выяснили, что, судя по результатам ответов, дети также как их родители в детстве отдают предпочтение сказкам. Любимая детская книга большинства детей и родителей А. Волкова « Волшебник изумрудного города». Мы выяснили круг читательских интересов моих одноклассников и их родителей, составили перечень художественных произведений, которые интересны моим сверстникам и их родителям.

2. 2 Опрос

Следующий метод нашего исследования - опрос. Были опрошены продавцы книжных магазинов. Они отвечали на вопрос:

-Какие книги для детей чаще покупают их родители?

Результаты опроса помогли выявить самые покупаемые книги для детей.

п/п

Какие книги для детей чаще покупают их родители?

1.

Энциклопедии для детей. Познавательная литература.

2.

«Стихи» А. Барто и Корнея Чуковского, произведения Э. Успенского,

Г. Александрова. «Домовёнок Кузя и его сундучок», К. Булычев. Серия книг об Алисе.

3.

Словари, справочники

4.

Русские народные сказки. Авторские сказки.

5.

Сказки А.С. Пушкина, Г.Х. Андерсена.


Вывод: взрослые покупают детям познавательную литературу и те книги, которые сами любили читать в детстве, советуя ребятам их прочитать.

2. 3 Интервью

Следующим этапом моей работы было интервью. Мне стало интересно узнать, почему многие дети утверждают, что любят читать, но отдают предпочтение прогулкам, телевизору и компьютерным играм? Ответ на этот вопрос я нашла, взяв интервью у Алины М. (10 лет) и Анны Владимировны.


Вопрос

Ответ Анны Владимировны

Ответ Алины М.

-Много ли ты читаешь?

Много ли Вы читаете?

- К сожалению не так много, как хотелось бы.

     - Не так много, так как нет времени.

-Как ты считаешь (Вы считаете), что интересней: телевизор или книга?

- Книга на много интереснее.

   - Интереснее книга.

- Что может быть полезнее чтения?

- Полезнее книги и чтения ничего.

- Полезнее - ничего, интересней – компьютер.

- Что мешает читать?

- Нет привычки общения с книгой.

 - Нет времени, секция, кружки, английский язык, уроки.

- Как ты думаешь (Вы думаете) читают ли сейчас больше или меньше, чем раньше?

 - Читают меньше.
появились иные увлечения у детей.

- Моя мама читала в детстве больше. Сейчас читают меньше, появились более интересные вещи (компьютер), больше программ по телевизору

  - Чем занимается современный ребенок вместо чтения?

- Компьютерные игры, телевидение, кружки, общение с друзьями.

 - Если можно будет делать что угодно, будет играть на компьютере. Или гулять.


Вывод: Жизнь современных школьников динамична и отвлекает от занятий книгой. Ребята имеют множество интересов и увлечений, посещают различные кружки и секции и на чтение остаётся меньше времени. У детей не сформирована привычка читать книги.

2.4 Наблюдение

Следующим этапом моего исследования было наблюдение. Мы выделили контрольную группу, в которую входили дети (от 9 до 10 лет) и их родители. В исследовании участвовало 10 семей. Им были предложены вопросы анкеты. Сравнительный анализ анкет детей и родителей выглядит таким образом (Приложение 2)


Вывод: Количество читающих родителей и читающих детей примерно одинаково. Мы проанализировали, анкеты и выяснили, что у родителей, которые сами любят читать, посещают библиотеку, любят книгу и их дети. В семье читающих родителей растут читающие ребята. Любовь ребёнка к чтению зависит от того, как относятся к книге в его семье.

2.5 Представление исследования

Результаты своего исследования я представила в виде презентации на классном часе, а также анализ проверки техники чтения в нашем классе за I полугодие 2015-2016уч. г. по некоторым параметрам: темп, правильность, выразительность. (Диаграмма).


Анализ проверки техники чтения


2015-2016уч. г. I полугодие

Темп

Выше нормы- 11чел.-(41%)

Норма- 13 (48%)

Ниже нормы-3 чел. (11%)

Правильность

Без ошибок- 17 чел. (63%)

Выразительность

19 чел. (70%)


Мы с ребятами пришли к выводу, что недостаточное внимание уделяем чтению и посещению библиотеки, нам есть ещё над чем работать, чтобы улучшить технику чтения. Ребята подметили, что мы чаще делимся впечатлениями о новых компьютерных играх и игрушках, чем о прочитанных книгах.

Для того, чтобы изменить отношение к книге и улучшить навыки чтения, мы организовали выставку книг и рисунков «Книгоград», ребята составили и провели викторину по творчеству Г.-Х. Андерсена, соревновались в литературном марафоне «Чтение – лучшее развлечение», участвовали во Всероссийском блиц-турнире «Жар-птица» (19 чел.), инсценировали басни И.А. Крылова и русские народные сказки.

В этом учебном году мы провели презентацию книг, прочитанных в летний период и показали кукольное представление для воспитанников детского сада № 9. Родители нашего класса являются наши верные помощники. Она сделали информационный буклет и организовали экскурсию в Мурманскую детскую областную библиотеку познакомиться с неокнигой.

В начале этого учебного года мы сравнили результаты техники чтения. (Приложение 3). Было приятно наблюдать положительную динамику по всем параметрам (Диаграмма 1)



Заключение

В своей работе я постаралась ответить на поставленные вопросы и сделала следующие выводы:

1.В результате исследования гипотеза, выдвинутая в начале работы, на мой взгляд, подтвердилась.

2.Мы выявили круг читательских интересов моих одноклассников и определили перечень художественных произведений, который интересен детям и родителям.

3.Современные дети читают, но любят и другие увлечения. Ребята читают книги, но иные, чем их родители, хотя прислушиваются к совету взрослых.

5. Жизнь современных школьников динамична и отвлекает от занятий книгой. Ученики имеют множество интересов и увлечений, но если организовать ребят и привлечь учащихся к книге, то повысится не только интерес к чтению, но и успеваемость по отдельным предметам.

6. Проведённая работа позволила увеличить количество читающих ребят, повысить у большинства из них интереса к чтению, сформировать понимание у младших школьников важности чтения в образовании для каждого человека..

Я очень люблю читать и призываю всех проводить как можно больше времени с книгой.














Литература

  1. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: «Государственное издательство художественной литературы», 1957

  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка. М.: «Русский язык», 1980

  3. Журнал «Эскиз», №3, 2006 г.

  4. История письменности «Феникс»,1995 г.

  5. 3. История книги./под редакцией А. А. Говорова, Т. Г. Куприяновой. – М: Светотон, 2001. 400 с.

  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1988

  7. Популярная энциклопедия «Всё обо всём» Москва, 1993 г.

  8. Толковый словарь русского языка: В 3 т./ Ред. Д. Н. Ушаков. - Изд. изм. и испр. Т. 1: А-М : М.: Мир кн., 2001 г. 703,1 с 

  9. Энциклопедия для малышей «Росмэн», 2005 г.

  10. http://sarschool76.narod.ru/history_kniga.pdf (08.01.2016 г.)

  11. http://www.poetomu.ru/publ/zhurnal/kultura/gde_pojavilis_pervye_knigi/3-1-0-50 (08.01.2016 г.)

  12. http://sitekid.ru/voprosi_o_cheloveke/kogda_poyavilis_pervie_knigi.html (08.01.2016 г.)

  13. https://www.google.ru/search?q=разные+виды+книг&newwindow (10.01. 2016 г.)