1
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Лицей №2» г.о. Нальчик
Проектная работа
«Что читает нынешнее поколение?
Каково отношение учащихся к литературе?»
По литературе
Выполнили ученицы 11 «Г2» класса
Камбиева Раяна
Жадова Дисана
Руководитель Безирова А.А.
Учитель русского языка и литературы
Оглавление
Глава 1. Введение……………………………………………………………………………
Аннотация проекта……………………………………………………………………………
Актуальность темы……………………………………………………………………………
Гипотеза………………………………………………………………………………………
Цель работы…………………………………………………………………………………...
Задачи проекта………………………………………………………………………………...
Глава 2………………………………………………………………………………………...
Влияние книг на жизнь подростков………………………………………………………….
Способы познания книг………………………………………………………………………
Глава 3………………………………………………………………………………………...
Статистика чтения…………………………………………………………………………….
Опрос о литературных предпочтениях……………………………………………………...
Причины спада популярности чтения……………………………………………………….
Способы привить интерес к литературе…………………………………………………….
Глава 4………………………………………………………………………………………...
Итоги проектной работы……………………………………………………………………..
Приложения…………………………………………………………………………………...
Список использованной литературы………………………………………………………...
Глава 1
Введение
Аннотация проекта
Люди, жившие в 20 веке, считают, что нынешнее поколение напрочь забыла о чтении. Для них именно новые технологии являются препятствием получения знаний из литературных произведений. Нельзя не согласиться, что на сегодняшний день наша молодежь много времени проводит в экранах телефона, компьютера и телевизора. Но все ли настолько плохо? Именно для того, чтобы понять, что читает наше поколение и читает ли вообще, мы подняли эту тему в нашей проектной работе.
Актуальность темы
В ходе этой работы мы поняли, то эта тема всегда была, есть и будет актуальна в обществе, особенно сейчас – в век новых технологий.
Гипотеза
В настоящее время большинство книг начинают экранизировать, в связи с чем появилось немало фильмов/сериалов, снятых по мотивам не безызвестных произведений. Наряду с тем существует стереотип о том, что литература является скучным предметом для обсуждения среди молодежи.
Цель работы
Выяснить отношения современного поколения к книгам, а также их литературные предпочтения.
Задачи проекта
Оценить значимость литературы в жизни подростков
Узнать о новых способах познания книг
Рассмотреть предпочтения книг, жанров и героев среди учащихся
Подвести итоги проекта
Глава 2
2.1 Влияние книг на жизнь подростков
Большое значение в жизни человек имеет чтение. Регулярное чтение является залогом гармоничного развития личности. А навыки осознанного чтения необходимы для развития мышления, памяти и внимания. Отсюда выходит вопрос: «Влияет ли чтение на качество жизни подростка?». Однозначно да! Книги влияют на мышление человека, участвуют в формировании его характера, мировоззрения, ценности, убеждения, личную философию, и все это, несомненно, оказывает влияние на уровень жизни в целом.
Д. Дидро однажды писал о том, что люди перестают мыслить лишь в том случае, когда перестают читать. И это действительно так. Каждый человек должен понимать, что чтение, как было сказано раннее, расширяет кругозор, повышает интеллектуальные способности, заставляет мыслить и анализировать. Так, книга, прочитанная в правильное время, способна оказать огромное влияние на жизнь подростка. Однако это происходит только в том случае, если человек читает и делает это с удовольствием.
2.2 Способы познания книг
На сегодняшний день наше поколение познает книги совершенно разными способами: кто-то читает, кто-то слушает, а кто-то даже и смотрит. Чтение – один из основных способов познания книг, но сегодня все больше людей начинают интересоваться просмотром экранизаций книг или их прослушиванием. Самым интересным является экранизация книг. Рассмотрим для начала одни из самых известных фильмов, снятых по произведениям.
Зарубежные:
Крестный отец
Гордость и предубеждение, 2005г, по одноименному роману Джейн Остин;
Унесенные ветром, 1939г., по одноименному роману Маргарет Митчелл;
Джейн Эйр, 2006г., по роману Шарллота Бронте;
Великий Гэтсби, 2013г., по одноименному роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда;
Список Шиндлера, 1993г., по роману Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера»;
Побег из Шоушенка, 1994г., по мотивам повести Стивена Кинга «Рита Хейурот и спасение из Шоушенка»
Отечественные
Герой нашего времени, 1967г., по роману М. Ю. Лермонтова;
Преступление и наказание, 1969г., по роману Ф. М. Достоевского;
Тихий Дон, 1957г., по роману М.А. Шолохова;
Война и мир, 1965г., по роману Л.Н. Толстого;
Иван Васильевич меняет профессию, 1973г., по пьесе М.А. Булгакова «Иван Васильевич»
Мертвые души, 1984г., по первому тому одноименной поэмы Н.В. Гоголя
Судьба человека, 1959г., по мотивам рассказам М.А. Шолохова
У каждой их экранизации существуют свои плюсы и минусы. Рассмотрим их:
Плюсы:
- Воссоздание истории, событий, костюмов и т.д.;
- Эстетическое удовольствие от просмотра;
- Музыкальное сопровождение (играет большую роль в восприятии фильма/ сериала. Именно благодаря музыке можно обострить внимание человека на определенные события, слова, взгляды и т.д.);
- Знакомство с шедеврами литературы через просмотр фильмов и сериалов.
Минусы:
- Не все фильмы/сериалы соответствуют книге;
- Мешают развитию собственного воображения;
- Плохое воссоздание истории, событий, героев и т.д.
Мы можем сделать вывод, что просмотр фильмов не является плохим выбором. Каждый выбирает для себя то, что ему по душе. Если человеку не так важно сходства в книге и фильме, то выбором спокойно может стать экранизация. Однако, если зрителя все же важно точное воссоздание истории, событий или героев, то лучше ознакомиться с книгой.
Разобравшись с экранизациями, возникает вопрос об аудиокнигах. Является ли их прослушивание тем же, что и чтение. Однозначно нет, но аудиокниги имеют ряд своих преимуществ:
-Частно они помогают человеку понять истинный смысл текста;
-Экономия времени, так как прослушивать аудиокниги можно в каких-то поездках, прогулках или даже во время домашних дел. А чтение требует полного поглощения и много времени.
Правильная интонация при прослушивании (На самом деле, это действительно играет немаловажную роль для понимания текста)
Трудно сказать, что у аудиокниг присутствуют определенные минусы, так как благодаря им любой человек может ознакомиться с шедеврами литературы. Однако, существуют люди, которые предпочитают именно чтение книг. Они получают полное наслаждение при осязании книги в своих руках, при полном погружении в произведение, при привычном темпе чтения, при воображении героев, костюмов, комнат, ситуаций и тд.
Каждый способ познания книг имеет определенные плюсы. Чтение книг дает возможность найти ответы на интересующие вопросы. Решение различных проблем, то межличностные отношения или банальное отсутствие денег- все темы поднимаются в книгах. Было бы глупо не воспользоваться этими знаниями и советами.
Книги вдохновляют и мотивируют множество людей на совершенствование себя и вселяют в человека уверенность, для достижения новых целей в жизни. Чтение помогает открыть новые грани, раскрывает неизведанные раннее чувства и оттенки восприятия мира, о которых мы даже и не могли догадываться.
Глава 3
3.1. Статистика чтения среди учащихся
Проведя опрос среди учащихся, мы выяснили, что на сегодняшний день популярность чтения среди учеников школы падает. Мы решили выяснить причину этого спада, и найти способы повысить интерес к чтению.
Мы проанализировали ответы 133 (84 – средний корпус, 49 – старший корпус) человек среди 5-11 классов и выяснили, что в нашей школе 35% учеников читают на регулярной основе, 55% читают не часто, а 10% не читают вовсе.
Далее мы решили выяснить, для чего читают ученики нашей школы. Вывод был таков:
Ученики нашей школы преследуют разные цели при прочтении книг, и как неудивительно, 50% учащихся читают книги как развлечение; 30% – для получения новых знаний; 20 % - для улучшения своего языка.
3.2. Опрос о литературных предпочтениях среди учащихся
Проведя опрос среди 5-11 классов, мы выяснили, что читают учащиеся нашей школы:
Говоря о жанрах, среди наших школьников преобладают следующие жанры:
Роман
Фантастика
Детектив
Фэнтэзи
Комедия
Хоррор
Драма и др.
*Полный разбор в «Приложение 1»
Далее мы решили выяснить какое произведение среди школьников имеет большую популярность. Интересно, что среди наших учащихся большую популярность имеет произведение И. С. Тургенева «Муму».
«Муму», И.С. Тургенев
«Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский
«Кавказский пленник», Л.Н. Толстой
«Дубровский», А.С. Пушкин
«Герой нашего времени», М.Ю. Лермонтов
«Мертвые души», Н.В. Гоголь
«Война и мир», Л.Н. Толстой
И другие
*Полный разбор в «Приложение 2»
Говоря о любимом внешкольном произведении, дело принимает более интересный оборот. В нашей школе ученики читают разнообразную литературу. Рассмотрим наиболее интересные результаты:
- «Английский пациент», Майкл Ондатже.
В песках пустыни бедуины находят обгоревшего летчика. Он не помнит своего имени, не знает, кто он и как сюда попал. Бедуины спасают ему жизнь, но теперь он мало похож на человека - его тело покрыто обуглившейся кожей, а лицо невозможно узнать. Для всех он просто "Английский пациент" - человек без лица и без имени.
После переправки в разрушенную войной Европу английский пациент оказывается на заброшенной итальянской вилле на попечении молодой медсестры Ханы. Она отказывается уезжать с другими медсестрами и остается ухаживать за ним. Умирающий пациент рассказывает Хане историю его любви к замужней женщине, трагическую и невероятную...
(коротко: 4 человека, совершенно разные по возрасту, по национальности и по жизненному укладу, волею судеб оказываются вместе в разрушенной усадьбе во время окончания войны. Каждый по-своему старается забыть все пережитые ужасы
- «Гроздья гнева», Джон Стейнбек.
Во время Великой депрессии семья разоренных фермеров вынуждена покинуть свой дом в Оклахоме. По знаменитой «Road 66» через всю Америку, как и миллионы других безработных, они едут, идут и даже ползут на запад, в вожделенную Калифорнию. Но что их там ждет? И есть ли хоть какая-то надежда на светлое будущее?
- «Письма к Милене», Франц Кафка
В книгу великого австрийского писателя, автора «Замка» и «Превращения» Франца Кафки включены письма, адресованные его возлюбленной, чешской журналистке Милене Есенской. Их переписка и роман начались весной 1920 года, после того как Милена взялась переводить его прозу на чешский язык, и продлились всего несколько месяцев, по выражению биографа Кафки Клода Давида, «озарив мощным светом жизнь, утратившую надежду, но оставив ее затем еще более опустошенной, чем когда бы то ни было». Всегдашние страхи Кафки и противоречивость характера Милены сделали невозможным счастье, о котором не раз говорится на страницах публикуемых писем.
- «Дом, в котором…», Мариам Петросян
На окраине города, среди стандартных новостроек, стоит Серый Дом, в котором живут Сфинкс, Слепой, Лорд, Табаки, Македонский, Черный и многие другие. Неизвестно, действительно ли Лорд происходит из благородного рода драконов, но вот Слепой - действительно незряч, а Сфинкс - мудр и загадочен. Табаки, конечно, не шакал, хотя и любит поживиться чужим добром. Для каждого в Доме есть своя кличка и каждый проживал в нем за один день столько, сколько в Наружности мы иногда не проживаем и за целую жизнь. Каждого Дом принимал или отвергал. Дом хранил уйму тайн, и банальные "скелеты в шкафах" - лишь самый понятный угол незримого мира, куда нет хода из Наружности, где перестают действовать привычные законы пространства-времени.
Дом - нечто гораздо большее, чем просто интернат для детей, от которых отказались родители. Дом - их отдельная вселенная.
- «Человек, который смеется», Виктор Гюго.
Главный герой романа - Гуинплен - в детстве был похищен бандитами-компрачикосами, которые до неузнаваемости обезобразили его лицо, вырезав на нем жуткую гримасу. Как ни странно, такое изуверство не смогло искалечить душу мальчика, и он вырос умным, добрым, благородным и честным человеком. Этот редкостный набор прекраснейших человеческих качеств резко контрастирует с окружающей Гуинплена действительностью. Перипетии его судьбы поразительны, на его долю выпадает огромное количество испытаний, но он оказывается сильнее их, и проходит путь от ярмарочного актера до члена парламента.
- «Повелитель мух», Уильям Голдин.
Странная, страшная и бесконечно притягательная книга.
История благовоспитанных мальчиков, внезапно оказавшихся на необитаемом острове.
Философская притча о том, что может произойти с людьми, забывшими о любви и милосердии.
Гротескная антиутопия, роман-предупреждение и, конечно, напоминание о хрупкости мира, в котором живем мы все.
Также частыми ответами среди учеников нашей школы стали такие произведения как:
- «Мартин Иден», Джек Лондон;
- «Унесенными ветрами», Маргарет Митчелл;
- «Ночь в Лиссабоне», Эрих Мария Ремарк;
- «Маленькие женщины», Луиза Мэй Олкотт;
- «Гордость и предубеждение», Джейн Остин;
- «Зеленая миля», Стивен Кинг
- «Жизнь взаймы», Эрих Мария Ремарк
Исходя из ответов, мы пришли к выводу, что основная часть учащихся читает действительно интересную литературу даже вне школьной программы. Однако, остаются те, кто не связан с чтением. Почему же интерес к литературе не так высок?
- Избыток цифровых технологий (компьютеры, телефоны, интернет);
- Неверное представление о чтении как увлекательном занятии;
- Низкий уровень языковой грамотности.
Мы считаем, что именно вышеперечисленные факторы, приводят к спаду популярности чтения. Что мы можем сделать для повышения интереса к литературе?
- Увеличение школьных часов по литературе;
- Организация клубов по интересам, где ученики смогут обмениваться книгами и обсуждать их;
- Привлечение внимания учащихся к новым книгам, объявления конкурсов на лучший отзыв или рецензию на книгу;
- Увеличение доступности книг - добавление в школьную библиотеку современных книг разных жанров.
Если сегодня мы постараемся придерживаться к одному из пунктов, то уже завтра появятся те, кто заинтересуются литературой.
Мы также хотим отметить, что пункт, связанный с добавлением новых книг в школьную библиотеку, можно связать с нашим последним опросом о том, какую книгу посоветовали бы учащиеся нашей школы своим друзьям. Исходя из результатов этого опроса, мы сможем повысить количество литературы в библиотеке, а вместе с созданием читательских кружков, повысить популярность чтения. Все это может помочь привить интерес к чтению не только в нашей школе, но и в любой другой школе города. Тем самым, ученики будут становиться грамотнее, станут лучше рассуждать и разбираться в жизни, а это приведет к развитию нашего общества.
Глава 4
Итоги проектной работы
Подведем итоги нашей проектной работы. Мы выяснили, как ученики нашей школы относятся к чтению, узнали об их литературных предпочтениях. Мы поняли какая литература больше интересна. Выявили причины спада популярности чтения, предложили способы для поднятия интереса к литературе. Надеемся, что наш проект повлияет на наших учеников и приведет в мир книг.
Мы пришли к выводу, что новые технологии не смогут заменить чтение книг. Никакой компьютер не сможет передать ощущения перелистывания страниц. Некоторые люди безумно любят держать книги в руках, поскольку считают истинным «чудом», которое помогает перенестись в мир спокойствия, любви и романтики. Именно чтение избавляет нас от повседневной суеты, различных забот и бесконечных проблем.
Книга- лучший советчик и преданный друг. Именно на страницах книги можно найти ответы на многие вопросы, которые постоянно волнуют человека. Именно на страницах книг предоставляются различные пути решения жизненных проблем, здесь много дельных советов и рекомендаций. Чтение учить общению и помогает приятно (и с пользой) провести свободное время.
Чтение дарить спокойствие, помогает сконцентрироваться и радостно воспринимать окружающий мир. Не напрасно Петрарка писал, что книги имеют особое очарование, они вызывают особое наслаждение. Хорошая книга способна поддержат, дать дельный совет, стать живым другом.
Естественно, каждый сам для себя должен решить, чем будет для него полезна книга. Любой в ней найдет что-то для себя, что принесет в его жизнь много нового и полезного. Приведенные достоинства книги заставляют посмотреть на свои прежние взгляды на чтение.
Если мы все хотим жить в обществе знаний, нам необходимо осознать истину:
-чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека, это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя;
-книга сегодня, независимо от формы ее представления, по прежнему остается основой культуры и грамотности;
-важность книги и чтения неоспорима, и эта идея поддерживается мировым сообществом.
Любая хорошая книга – помощник человечества в становлении личностью. Она всегда обогащена советами, к которым каждый прислушивается и использует для решения каких-либо проблем. Без сомнений, литература, даже спустя столетия, имеет огромную роль в жизни современного человека.
Список использованной литературы
Лекционный курс «Государственная политика в области поддержки и развития культуры чтения»
Чудинова В. П. Чтение в контексте развития информационного. Социологические исследования. №5, 1999.
https://www.livelib.ru/book/1008337120-anglijskij-patsient-majkl-ondatzhe
https://www.livelib.ru/book/1008337120-anglijskij-patsient-majkl-ondatzhe
http://www.booksup.ru/Publish/Book/pb17.aspx
Приложения
Опрос о любимом жанре.
Роман – 16,43%
Детектив – 16,09%
Фантастика – 14.08%
Фентэзи – 10,33%
Комедия – 7,51%
Хоррор – 5,16%
Драма – 4,69%
Рассказ – 4,24%
Приключение – 4,23%
Сказка – 2,35%
Комиксы – 1,41%
Повести – 1,41%
Боевик – 1,41%
Исторический – 0,94%
Манга – 0,94%
Психология – 0,94%
Научная фантастика – 0,94%
Документальный – 0,94%
Антиутопия – 0,94%
Опрос о любимом школьном произведении
Муму – 14,43%
Преступление и наказание – 13,93%
Кавказский пленник – 6,97%
Дубровский – 6,47%
Герой нашего времени – 5,97%
Мертвые души – 5,47%
Война и мир – 5,47%
Евгений Онегин – 4,48%
Шинель – 3,39%
Хирургия – 2,49%
Отцы и дети – 2, 49%
Мастер и Маргарита – 2,49%
Горе от ума – 1,99%
Капитанская дочка – 1,99%
Пиковая дама – 1,49%
Крестьянские дети – 1%
Толсты и тонкий – 1%
Бежин луг – 1%
Злоумышленник – 1%
Ревизор – 1%
Тарас Бульба – 1%
Бедная Лиза – 1%
Обломов – 1%
Алые паруса – 1%
Куст сирени – 0,5%
Сотников – 0,5%
Собачье сердце – 0,5%
Судьба человека – 0,5%
Старуха Изергиль – 0,5%
Гроза – 0,5%
Идиот – 0,5%
Пиковая дама – 0,5%
Том Сойер – 0,5%
Левша – 0,5%
Уроки французского языка – 0,5%
Тимур и его команда – 0,5%
Бородино – 0,5%
Лев и собачка - 0,5%
Заколдованное место – 0,5%
Спящая красавица – 0,5%