СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Что есть истина?" Философские итоги романа "Война и мир"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Что есть истина?" Философские итоги романа "Война и мир"»

Что есть истина? Философские итоги романа-эпопеи Л. Толстого «Война и мир»

Что есть истина?

Философские итоги романа-эпопеи

Л. Толстого «Война и мир»

Над какими вопросами размышляет Толстой в своем романе?

Над какими вопросами размышляет Толстой в своем романе?

«Главный герой романа – народ. Народ, брошенный в чуждую его интересам, ненужную и непонятную войну 1805 года, народ, поднявшийся в 1812 году на защиту Родины… и разгромивший в справедливой освободительной войне огромную неприятельскую армию…, народ, объединенный великой целью – очистить свою землю от нашествия»
  • «Главный герой романа – народ. Народ, брошенный в чуждую его интересам, ненужную и непонятную войну 1805 года, народ, поднявшийся в 1812 году на защиту Родины… и разгромивший в справедливой освободительной войне огромную неприятельскую армию…, народ, объединенный великой целью – очистить свою землю от нашествия»
В чем видит Толстой причину поражения французского войска?

В чем видит Толстой причину поражения французского войска?

«Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие. И благо тому народу, который … в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью». Том 4, ч.3, гл.1
  • «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие. И благо тому народу, который … в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью».
  • Том 4, ч.3, гл.1
Народ-творец истории, ее истинная движущая сила В русском народе кроются огромные дремлющие силы, «скрытая теплота патриотизма» Русский народ уникален и самобытен, ему свойственны жертвенность, нравственность, глубокая религиозность, семейственное и общинное начала Лучшие люди из высшего сословия обретают духовную связь с народом, принимают его ценности и идеалы
  • Народ-творец истории, ее истинная движущая сила
  • В русском народе кроются огромные дремлющие силы, «скрытая теплота патриотизма»
  • Русский народ уникален и самобытен, ему свойственны жертвенность, нравственность, глубокая религиозность, семейственное и общинное начала
  • Лучшие люди из высшего сословия обретают духовную связь с народом, принимают его ценности и идеалы
Два «полюса» народного мировосприятия – Платон Каратаев и Тихон Щербатый

Два «полюса» народного мировосприятия – Платон Каратаев и Тихон Щербатый

ПЛАТОН: Доверие и любовь ко всему живому Жертвенность, духовная красота Отсутствие индивидуалистического начала (отказ от своего «я» и подчинение «общему», «роевому») Принятие жизни во всех ее проявлениях Вера в неизбежность Божьего суда («оптимистический фатализм») «НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ СИЛОЮ»

ПЛАТОН:

  • Доверие и любовь ко всему живому
  • Жертвенность, духовная красота
  • Отсутствие индивидуалистического начала (отказ от своего «я» и подчинение «общему», «роевому»)
  • Принятие жизни во всех ее проявлениях
  • Вера в неизбежность Божьего суда («оптимистический фатализм»)

«НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ СИЛОЮ»

ТИХОН ЩЕРБАТЫЙ Ненависть к захватчикам Непримиримость, жестокость (сравнение с волком) Проявления героизма как нечто привычное, рутинное Удивительные способности в преодолении испытаний, настойчивость, целеустремленность ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ СИЛЫ, ТАЯЩЕЙСЯ В НАРОДЕ, «ДУБИНЫ НАРОДНОЙ ВОЙНЫ»

ТИХОН ЩЕРБАТЫЙ

  • Ненависть к захватчикам
  • Непримиримость, жестокость (сравнение с волком)
  • Проявления героизма как нечто привычное, рутинное
  • Удивительные способности в преодолении испытаний, настойчивость, целеустремленность

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ СИЛЫ, ТАЯЩЕЙСЯ В НАРОДЕ, «ДУБИНЫ НАРОДНОЙ ВОЙНЫ»

Мысли Толстого о бесчеловечности войны раскрываются в образе Пети Ростова
  • Мысли Толстого о бесчеловечности войны раскрываются в образе Пети Ростова
СОН ПЕТИ РОСТОВА Во сне Петя становится самим собой: он не играет в войну, и в его мире раскрывается все лучшее, что есть в людях. Он слышит музыку, зовущую к единению. Возглас немца «Да здравствует весь мир!», реплика французского солдата «Мы все люди, надо по-человечески», предсмертные мысли князя Андрея о любви к людям, путь к народной жизни Пьера и Петина музыка – это вехи на пути развития главной идеи романа – идеи единения людей

СОН ПЕТИ РОСТОВА

  • Во сне Петя становится самим собой: он не играет в войну, и в его мире раскрывается все лучшее, что есть в людях. Он слышит музыку, зовущую к единению.
  • Возглас немца «Да здравствует весь мир!», реплика французского солдата «Мы все люди, надо по-человечески», предсмертные мысли князя Андрея о любви к людям, путь к народной жизни Пьера и Петина музыка – это вехи на пути развития главной идеи романа – идеи единения людей
Все главные мысли Толстого получают свое художественное воплощение в ЭПИЛОГЕ

Все главные мысли Толстого получают свое художественное воплощение в ЭПИЛОГЕ