Занятие 3. Что где расположено?
К моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости. Вся работа должна строиться на основе выделения парных противоположных понятий: «налево-направо», «вперед-назад» и т. п.
Особенно важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентацией. Они должны не только определять направления и отношения между предметами, но и уметь использовать эти знания: передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы и др.
Выделенные пространственные связи и отношения должны отражаться в речи с помощью предлогов и наречий: в, на, под, над, перед, за, сзади, впереди, вверху, внизу, выше, ниже, рядом, друг за другом, между, напротив, левая, правая, верхняя, нижняя и др.
Если дети слабо ориентируются в основных пространственных направлениях (впереди, сзади, налево, направо и др.), нужно постепенно пополнить их знания. Прежде всего, закрепить умение различать правую и левую руку и на этой основе определять направления направо, налево. В ходе выполнения детьми тех или иных действий необходимо буквально на несколько секунд сосредоточить их внимание на том, что и какой рукой они делают. В определении и воспроизведении пространственных направлений детей постоянно упражняют на физкультурных и музыкальных занятиях. Они получают задание взять тот или иной предмет в правую или левую руку, повернуться или наклониться вперед, назад, направо, налево и др., изменить направление движения во время ходьбы, бега. На какой-то момент их внимание акцентируют на выполнении движения в указанном направлении.
Дети любят упражнения на внимание, в которых они производят движения в указанном направлении, например: «Повернитесь направо», «Правой рукой дотроньтесь до левого уха» и т. п.
Большое внимание в работе с детьми 6-7 лет продолжают уделять развитию умения передвигаться в указанном направлении, менять направление движения во время ходьбы и бега. С этой целью используют систему дидактических и подвижных игр.
Усложнение данного вида упражнений выражается в следующем: увеличивается количество направлений, на которые ориентируются дети в ходе передвижения; увеличивается площадь ориентировки; усложняются условия выполнения заданий: дети передвигаются с закрытыми глазами, ориентируются при быстром темпе движения (на бегу). Так, в подвижных играх «Зайцы и волк» и «Караси и щука» дети по сигналу убегают от волка или щуки и прячутся в домики. Спрятавшимся считается тот зайчик или карасик, у которого домик (стул, коробка, куб) оказался расположенным в соответствии с заданием воспитателя: впереди или сзади, слева или справа от ребенка.
Для развития умения ориентироваться в ближайшем к детскому саду окружении проводятся специальные упражнения: «Как пройти в магазин (в булочную и пр.)», «Дорога на почту (в аптеку)», « Дорога в школу ». Они позволяют развивать у детей пространственное воображение, умение представлять «картину пути». Ребенок рассказывает, например, где помещается почта, по какой улице и в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Воспитатель вместе с детьми оценивает правильность сказанного. Детям можно давать поручения отвести кого-либо или всю группу в указанное место.
Ребят продолжают учить выделять заметные предметные ориентиры, устанавливать пространственные отношения между ними, направление передвижения от одного предмета к другому.
В старшей группе дети обучались умению определять положение предмета по отношению к другому предмету («Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка»), а также свое положение среди окружающих предметов («Я стою за стулом, между окнами, сзади Наташи»). Теперь они должны научиться мысленно помещать себя в положение, которое занимает тот или иной предмет. С этой целью дают упражнения на определение направления положения того или иного предмета от самих себя при повороте на 90 и 180° (матрешка была впереди; повернулся ребенок, и она оказалась справа и т. д.).
Дети учатся определять, где у стоящего перед ними правая и где левая рука, определять стороны туловища куклы, мишки и т. д. Проводят игровые упражнения, аналогичные тем, которые использовались в старшей группе: «Где что находится?», «Поручение», «Прятки» и «Что изменилось?». («Вера была впереди Лены, а теперь она сзади Лены».) Задания усложняют, увеличивая количество предметов, изменяя их расположение, расширяя площадь ориентировки. При этом повышают требования к скорости определения, вводят элементы соревнования.
Важно, чтобы дети не только называли, но и объясняли пространственное размещение предметов, устанавливали причинные, следственные и другие связи, которые скрываются за внешне представленными пространственными отношениями между предметами. Как при определении местоположения предметов, так и при рассматривании картин и иллюстраций дети должны осознавать, что скрывается за данными пространственными отношениями. Например, на картинках нарисованы дети, стоящие в кругу, парами, друг против друга и т. п. Надо догадаться, что они собираются делать или что делают. «Кого рассматривает мальчик? Как вы догадались? Да, мальчик смотрит наверх».
Для обучения детей умению пользоваться в речи терминами, обозначающими пространственные отношения, рекомендуются словесные игры «Наоборот», «Дополни предложение». Например, воспитатель начинает предложение: «Сережа подбросил мяч... (вверх); Оля поставила цилиндр... (справа), а Ира поставила куб... (слева); Наш зал помещается... (наверху), а кухня... (внизу)». Отвечает тот ребенок, кому бросили платок. В процессе рассматривания картин, рисования, конструирования, изготовления предметов, при передвижении в помещении и на улице воспитатель побуждает ребят употреблять слова, отражающие пространственные отношения. В результате представления детей о пространственных отношениях принимают обобщающий характер.
Полезно использовать задачи на смекалку, например: «Шел человек в город, а навстречу ему шли 4 знакомых. Сколько человек шло в город?» Большое внимание на занятиях по математике уделяют упражнениям в ориентировке на плоскости листа, т. е. в двухмерном пространстве. Закрепляют умение находить середину, центр, верхнюю и нижнюю части листа, правый и левый, верхний и нижний углы, правую и левую сторону листа бумаги. Дают, например, такие задания: «Отсчитайте 5 красных кружков и положите в правый верхний угол, а 3 синих - в нижний левый угол». Важно, чтобы, выполнив задание, дети рассказывали как о количестве, так и о месте расположения тех или иных предметов.
Большую пользу приносят зрительные диктанты. Дети раскладывают геометрические фигуры (палочки, игрушки) на листе бумаги в соответствии с образцом в определенном положении. Задания постепенно усложняют: увеличивают количество фигур, изменяют характер их расположения. Вначале дети рассматривают, описывают и воспроизводят образец, позже создают узор под диктовку и, наконец, самостоятельно создают узор и описывают его. Используют игры «Кто запомнит?», «Городки», «У кого что получится?», «Парные карточки».
Цель: развивать пространственные представления детей, познакомить со словами: перед, за, между, рядом, посередине, около, под, над, справа, слева и т.д., описывающими положение предмета в пространстве: научить точно характеризовать положение предмета в пространстве, отвечая на вопрос «где находится?».
Работа над новым материалом
Основная работа может быть проведена по картинке задания 1. На рисунке можно попросить отыскать маленький красный мячик, коробку с подарком и другие предметы. Дети, как правило, показывают на предметы пальчиком, не называют местоположения. Тогда нужно предложить им игру «Угадай, что там лежит». Взрослый или ребенок описывает местоположение предмета и его свойства, а другие дети отгадывают. Например, за девочкой, на тумбочке лежит круглый предмет, его цвет..., размер... . Это... .
По этим условным обозначениям нужно найти предмет и описать его место в комнате.
Работая с этой картинкой, постарайтесь употребить как можно больше слов, описывающих положение предмета в пространстве. В конце упражнения надо повторить эти слова с детьми хором и попросить выполнить задания с раздаточным материалом (Т. № 15, 16). В комнате надо расставить мебель и повесить картины по вашему заданию. Например, поставьте диван посередине между креслом и шкафом. Повесьте картину над диваном, под диваном положите коврик и т.д.
Устная работа. На доске вывешивается плакат с незаконченным пейзажем и картинка художника. Дети «помогают» художнику закончить пейзаж. Ниже даны карточки с предметными картинками - рисунки: солнышко, речка, елочка. Дети выкладывают их и проговаривают местоположение на рисунке, употребляя слова - над, под, между, рядом, справа, слева и т.д.
Задание 2. Раскрась стрелки. Назови направления движения. Задание поможет развивать знания о направлении -влево, вправо, вверх и вниз. Обычно дети к 6 годам безошибочно знают направления движения вверх и вниз, но все еще путают - направо, налево. Поэтому задание можно предварять устной работой с раздаточным материалом (Т. № 5). Посчитай, сколько клеточек вниз, направо, вверх, налево проползла каждая улитка от крыши дома, спускаясь на землю. В этом упражнении, при описании пути улитки по клеткам домика употребляются направления перемещения улитки. Например, улитка проползла 2 клетки вниз, 3 клетки направо. Путь можно записать или выложить стрелочками из раздаточного материала (Т. № 5-6).
Задание 3 встречается впервые. Такие задания будут встречаться в тетрадях и дальше, поэтому объясните детям, как работать с этим заданием.
Сначала повторите элементы таблицы - строка и столбец. Затем проведите сравнение расположенных там фигур по строкам. В этом упражнении находят сходство и различие объектов, обозначают признак, по которому они похожи при помощи условного знака. Прежде чем наклеить нужный знак, попросите ребенка пояснить свой выбор.
Задание 4 читает воспитатель, дети выполняют его простым карандашом.