СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что где расположено

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что где расположено»

Занятие 3. Что где расположено?

К моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения в пространствен­ных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориен­тироваться на плоскости. Вся работа должна строиться на осно­ве выделения парных противоположных понятий: «налево-направо», «вперед-назад» и т. п.

Особенно важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентацией. Они должны не только опреде­лять направления и отношения между предметами, но и уметь использовать эти знания: передвигаться в указанном направ­лении, располагать и перемещать предметы и др.

Выделенные пространственные связи и отношения долж­ны отражаться в речи с помощью предлогов и наречий: в, на, под, над, перед, за, сзади, впереди, вверху, внизу, выше, ниже, рядом, друг за другом, между, напротив, левая, правая, верх­няя, нижняя и др.

Если дети слабо ориентируются в основных пространствен­ных направлениях (впереди, сзади, налево, направо и др.), нужно постепенно пополнить их знания. Прежде всего, закре­пить умение различать правую и левую руку и на этой основе определять направления направо, налево. В ходе выполнения детьми тех или иных действий необходимо буквально на не­сколько секунд сосредоточить их внимание на том, что и ка­кой рукой они делают. В определении и воспроизведении про­странственных направлений детей постоянно упражняют на физкультурных и музыкальных занятиях. Они получают за­дание взять тот или иной предмет в правую или левую руку, повернуться или наклониться вперед, назад, направо, налево и др., изменить направление движения во время ходьбы, бега. На какой-то момент их внимание акцентируют на выполнении движения в указанном направлении.

Дети любят упражнения на внимание, в которых они про­изводят движения в указанном направлении, например: «По­вернитесь направо», «Правой рукой дотроньтесь до левого уха» и т. п.

Большое внимание в работе с детьми 6-7 лет продолжают уделять развитию умения передвигаться в указанном направ­лении, менять направление движения во время ходьбы и бега. С этой целью используют систему дидактических и подвиж­ных игр.

Усложнение данного вида упражнений выражается в сле­дующем: увеличивается количество направлений, на которые ориентируются дети в ходе передвижения; увеличивается пло­щадь ориентировки; усложняются условия выполнения зада­ний: дети передвигаются с закрытыми глазами, ориентируются при быстром темпе движения (на бегу). Так, в подвижных играх «Зайцы и волк» и «Караси и щука» дети по сигналу убегают от волка или щуки и прячутся в домики. Спрятавшимся считается тот зайчик или карасик, у которого домик (стул, коробка, куб) оказался расположенным в соответствии с заданием воспитате­ля: впереди или сзади, слева или справа от ребенка.

Для развития умения ориентироваться в ближайшем к дет­скому саду окружении проводятся специальные упражнения: «Как пройти в магазин (в булочную и пр.)», «Дорога на почту (в аптеку)», « Дорога в школу ». Они позволяют развивать у детей пространственное воображение, умение представлять «карти­ну пути». Ребенок рассказывает, например, где помещается почта, по какой улице и в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Воспитатель вместе с детьми оцени­вает правильность сказанного. Детям можно давать поручения отвести кого-либо или всю группу в указанное место.

Ребят продолжают учить выделять заметные предметные ориентиры, устанавливать пространственные отношения меж­ду ними, направление передвижения от одного предмета к дру­гому.

В старшей группе дети обучались умению определять по­ложение предмета по отношению к другому предмету («Спра­ва от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка»), а также свое положение среди окружающих предметов («Я стою за стулом, между окнами, сзади Наташи»). Теперь они должны научиться мысленно помещать себя в положение, которое занимает тот или иной предмет. С этой целью дают упражнения на определение на­правления положения того или иного предмета от самих себя при повороте на 90 и 180° (матрешка была впереди; повернулся ребенок, и она оказалась справа и т. д.).

Дети учатся определять, где у стоящего перед ними правая и где левая рука, определять стороны туловища куклы, мишки и т. д. Проводят игровые упражнения, аналогичные тем, кото­рые использовались в старшей группе: «Где что находится?», «Поручение», «Прятки» и «Что изменилось?». («Вера была впереди Лены, а теперь она сзади Лены».) Задания усложняют, увеличивая количество предметов, изменяя их расположение, расширяя площадь ориентировки. При этом повышают тре­бования к скорости определения, вводят элементы соревнова­ния.

Важно, чтобы дети не только называли, но и объясняли пространственное размещение предметов, устанавливали при­чинные, следственные и другие связи, которые скрываются за внешне представленными пространственными отношениями между предметами. Как при определении местоположения предметов, так и при рассматривании картин и иллюстраций дети должны осознавать, что скрывается за данными простран­ственными отношениями. Например, на картинках нарисова­ны дети, стоящие в кругу, парами, друг против друга и т. п. Надо догадаться, что они собираются делать или что делают. «Кого рассматривает мальчик? Как вы догадались? Да, маль­чик смотрит наверх».

Для обучения детей умению пользоваться в речи термина­ми, обозначающими пространственные отношения, рекомен­дуются словесные игры «Наоборот», «Дополни предложение». Например, воспитатель начинает предложение: «Сережа под­бросил мяч... (вверх); Оля поставила цилиндр... (справа), а Ира поставила куб... (слева); Наш зал помещается... (наверху), а кухня... (внизу)». Отвечает тот ребенок, кому бросили платок. В процессе рассматривания картин, рисования, конструирова­ния, изготовления предметов, при передвижении в помещении и на улице воспитатель побуждает ребят употреблять слова, от­ражающие пространственные отношения. В результате пред­ставления детей о пространственных отношениях принимают обобщающий характер.

Полезно использовать задачи на смекалку, например: «Шел человек в город, а навстречу ему шли 4 знакомых. Сколько человек шло в город?» Большое внимание на заняти­ях по математике уделяют упражнениям в ориентировке на плоскости листа, т. е. в двухмерном пространстве. Закрепля­ют умение находить середину, центр, верхнюю и нижнюю ча­сти листа, правый и левый, верхний и нижний углы, правую и левую сторону листа бумаги. Дают, например, такие задания: «Отсчитайте 5 красных кружков и положите в правый верхний угол, а 3 синих - в нижний левый угол». Важно, чтобы, выпол­нив задание, дети рассказывали как о количестве, так и о месте расположения тех или иных предметов.

Большую пользу приносят зрительные диктанты. Дети раскладывают геометрические фигуры (палочки, игрушки) на листе бумаги в соответствии с образцом в определенном поло­жении. Задания постепенно усложняют: увеличивают коли­чество фигур, изменяют характер их расположения. Вначале дети рассматривают, описывают и воспроизводят образец, поз­же создают узор под диктовку и, наконец, самостоятельно соз­дают узор и описывают его. Используют игры «Кто запомнит?», «Городки», «У кого что получится?», «Парные карточки».

Цель: развивать пространственные представления детей, познакомить со словами: перед, за, между, рядом, посередине, около, под, над, справа, слева и т.д., описывающими положе­ние предмета в пространстве: научить точно характеризовать положение предмета в пространстве, отвечая на вопрос «где на­ходится?».

Работа над новым материалом

Основная работа может быть проведена по картинке зада­ния 1. На рисунке можно попросить отыскать маленький крас­ный мячик, коробку с подарком и другие предметы. Дети, как правило, показывают на предметы пальчиком, не называют местоположения. Тогда нужно предложить им игру «Угадай, что там лежит». Взрослый или ребенок описывает местополо­жение предмета и его свойства, а другие дети отгадывают. Например, за девочкой, на тумбочке лежит круглый предмет, его цвет..., размер... . Это... .

По этим условным обозначениям нужно найти предмет и описать его место в комнате.

Работая с этой картинкой, постарайтесь употребить как можно больше слов, описывающих положение предмета в про­странстве. В конце упражнения надо повторить эти слова с детьми хором и попросить выполнить задания с раздаточным материалом (Т. № 15, 16). В комнате надо расставить мебель и повесить картины по вашему заданию. Например, поставьте диван посередине между креслом и шкафом. Повесьте картину над диваном, под диваном положите коврик и т.д.

Устная работа. На доске вывешивается плакат с незакон­ченным пейзажем и картинка художника. Дети «помогают» художнику закончить пейзаж. Ниже даны карточки с пред­метными картинками - рисунки: солнышко, речка, елочка. Дети выкладывают их и проговаривают местоположение на рисунке, употребляя слова - над, под, между, рядом, справа, слева и т.д.

Задание 2. Раскрась стрелки. Назови направления дви­жения. Задание поможет развивать знания о направлении -влево, вправо, вверх и вниз. Обычно дети к 6 годам безоши­бочно знают направления движения вверх и вниз, но все еще путают - направо, налево. Поэтому задание можно предварять устной работой с раздаточным материалом (Т. № 5). Посчи­тай, сколько клеточек вниз, направо, вверх, налево прополз­ла каждая улитка от крыши дома, спускаясь на землю. В этом упражнении, при описании пути улитки по клеткам домика употребляются направления перемещения улитки. Напри­мер, улитка проползла 2 клетки вниз, 3 клетки направо. Путь можно записать или выложить стрелочками из раздаточного материала (Т. № 5-6).

Задание 3 встречается впервые. Такие задания будут встре­чаться в тетрадях и дальше, поэтому объясните детям, как ра­ботать с этим заданием.

Сначала повторите элементы таблицы - строка и столбец. Затем проведите сравнение расположенных там фигур по стро­кам. В этом упражнении находят сходство и различие объек­тов, обозначают признак, по которому они похожи при помо­щи условного знака. Прежде чем наклеить нужный знак, по­просите ребенка пояснить свой выбор.

Задание 4 читает воспитатель, дети выполняют его про­стым карандашом.