СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что и как видят дети при нарушениях оптических механизмов зрения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди причин, вызывающих ослабление зрения у дтей, являются аномалии рефракции: близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

Просмотр содержимого документа
«Что и как видят дети при нарушениях оптических механизмов зрения.»

Что и как видят дети при нарушениях  оптических механизмов зрения

Что и как видят дети при нарушениях оптических механизмов зрения

На первом месте среди причин, вызывающих ослабление зрения у детей, являются аномалии рефракции: близорукость, дальнозоркость, астигматизм. Близорукость (миопия) – аномалия рефракции глаза, при которой главный фокус оптической системы глаза находится впереди сетчатки. Ребенок, страдающий близорукостью, плохо видит вдаль и отчетливо – с близкого расстояния.
  • На первом месте среди причин, вызывающих ослабление зрения у детей, являются аномалии рефракции: близорукость, дальнозоркость, астигматизм.
  • Близорукость (миопия) – аномалия рефракции глаза, при которой главный фокус оптической системы глаза находится впереди сетчатки. Ребенок, страдающий близорукостью, плохо видит вдаль и отчетливо – с близкого расстояния.
Близорукость связана с удлинением глазного яблока. Лучи света, отраженные от рассматриваемого предмета, собираются перед сетчаткой. В связи с этим в глазу не формируется четкого изображения далеко расположенных предметов. Различают несколько форм близорукости: кажущуюся и простую . После рождения происходит постепенное развитие преломляющей силы, обусловленное ростом ребенка, особенностями роста и развития глаза, прежде всего ресничного тела и ресничной мышцы. При близорукости в связи с отклонениями в рефракции глаза изображение находится впереди сетчатки.
  • Близорукость связана с удлинением глазного яблока. Лучи света, отраженные от рассматриваемого предмета, собираются перед сетчаткой. В связи с этим в глазу не формируется четкого изображения далеко расположенных предметов.
  • Различают несколько форм близорукости: кажущуюся и простую . После рождения происходит постепенное развитие преломляющей силы, обусловленное ростом ребенка, особенностями роста и развития глаза, прежде всего ресничного тела и ресничной мышцы. При близорукости в связи с отклонениями в рефракции глаза изображение находится впереди сетчатки.
При кажущейся близорукости ребенок может ясно видеть на расстоянии 4-6 см, т.е. расстоянии более близком, чем для нормально видящего взрослого человека. Это явление объясняется большей силой аккомодации, и обусловлено тем, что при сокращении ресничной мышцы хрусталик принимает почти шарообразную форму. По мере роста ребенка (к полутора годам) переднезадний диаметр глаза увеличивается до 92 %, а к трем годам он достигает 94 % диаметра глаза взрослого человека. Одновременно увеличивается размер глаза и происходит дальнейшее развитие ресничной и других мышц, а также формируется структура центрального звена зрительного анализатора.
  • При кажущейся близорукости ребенок может ясно видеть на расстоянии 4-6 см, т.е. расстоянии более близком, чем для нормально видящего взрослого человека. Это явление объясняется большей силой аккомодации, и обусловлено тем, что при сокращении ресничной мышцы хрусталик принимает почти шарообразную форму.
  • По мере роста ребенка (к полутора годам) переднезадний диаметр глаза увеличивается до 92 %, а к трем годам он достигает 94 % диаметра глаза взрослого человека. Одновременно увеличивается размер глаза и происходит дальнейшее развитие ресничной и других мышц, а также формируется структура центрального звена зрительного анализатора.
Кажущаяся близорукость сохраняется в течение всего дошкольного периода. Даже у детей семилетнего возраста расстояние до точки ясного видения может не превышать 6-7 см. Простая близорукость , как правило, развивается у ослабленных детей старше трех лет и чаще всего связана с увеличением переднезаднего диаметра глаза. Близорукость резко изменяет поведение, и даже характер детей. Они становятся раздражительными, часто жалуются на головные боли и боли в глазах, усталость, расплывчатость предметов.
  • Кажущаяся близорукость сохраняется в течение всего дошкольного периода. Даже у детей семилетнего возраста расстояние до точки ясного видения может не превышать 6-7 см.
  • Простая близорукость , как правило, развивается у ослабленных детей старше трех лет и чаще всего связана с увеличением переднезаднего диаметра глаза. Близорукость резко изменяет поведение, и даже характер детей. Они становятся раздражительными, часто жалуются на головные боли и боли в глазах, усталость, расплывчатость предметов.
При настоящей близорукости зрение ухудшается, а рассматриваемый предмет воспринимается размытым и неясным. При резко выраженной близорукости точка ясного видения может находиться на расстоянии не ближе 25 – 30 см от глаза. Для исправления близорукости применяются очки с двояковогнутыми линзами. При оптической коррекции уменьшается преломление аккомодационных сил и лучи, идущие от удаленных предметов, будут сходиться на сетчатке и предмет будет четко виден. Дети, которым выписаны очки, должны обязательно ими пользоваться, иначе близорукость будет прогрессировать. Родители должны следить, чтобы очки и другие оптические средства были правильно подобраны и удобны.
  • При настоящей близорукости зрение ухудшается, а рассматриваемый предмет воспринимается размытым и неясным. При резко выраженной близорукости точка ясного видения может находиться на расстоянии не ближе 25 – 30 см от глаза. Для исправления близорукости применяются очки с двояковогнутыми линзами.
  • При оптической коррекции уменьшается преломление аккомодационных сил и лучи, идущие от удаленных предметов, будут сходиться на сетчатке и предмет будет четко виден. Дети, которым выписаны очки, должны обязательно ими пользоваться, иначе близорукость будет прогрессировать. Родители должны следить, чтобы очки и другие оптические средства были правильно подобраны и удобны.
В развитии близорукости задействованы почти все механизмы зрения: анатомический, оптический, физиологический и глазодвигательный. По мнению В.С. Беляева, возникновение близорукости у школьников связано с двумя моментами: перегрузкой цилиарной мышцы и общей гиподинамией. Излишняя работа вблизи ведет к перегрузкам цилиарной мышцы, её гипотрофии, а также и к изменению обмена веществ, как в самой мышце, так и в нервах, склере и хрусталике. При отсутствии систематического расслабления цилиарной мышцы (при взгляде вдаль) наступает так называемый спазм аккомодации, который является начальным, пусковым моментом «рабочей» близорукости.
  • В развитии близорукости задействованы почти все механизмы зрения: анатомический, оптический, физиологический и глазодвигательный. По мнению В.С. Беляева, возникновение близорукости у школьников связано с двумя моментами: перегрузкой цилиарной мышцы и общей гиподинамией. Излишняя работа вблизи ведет к перегрузкам цилиарной мышцы, её гипотрофии, а также и к изменению обмена веществ, как в самой мышце, так и в нервах, склере и хрусталике. При отсутствии систематического расслабления цилиарной мышцы (при взгляде вдаль) наступает так называемый спазм аккомодации, который является начальным, пусковым моментом «рабочей» близорукости.
Дальнозоркость (гиперметропия) – аномалия рефракции глаза, при которой главный фокус оптической системы глаза находится позади сетчатки. Причиной дальнозоркости является укорочение глазного яблока. Предметы расположенные вблизи теряют свои очертания. Лучи света, отраженные от рассматриваемого предмета, собираются в одну точку за сетчаткой глаза. Дальнозоркость наблюдается у большинства новорожденных. К юношескому возрасту зрение может нормализоваться.
  • Дальнозоркость (гиперметропия) – аномалия рефракции глаза, при которой главный фокус оптической системы глаза находится позади сетчатки. Причиной дальнозоркости является укорочение глазного яблока. Предметы расположенные вблизи теряют свои очертания. Лучи света, отраженные от рассматриваемого предмета, собираются в одну точку за сетчаткой глаза. Дальнозоркость наблюдается у большинства новорожденных. К юношескому возрасту зрение может нормализоваться.
Различают два вида дальнозоркости: естественную (детскую) и обычную. У новорожденных роговица и хрусталик более выпуклые, чем у взрослого человека. Радиус кривизны передней поверхности хрусталика почти вдвое меньше, переднезадний диаметр глаза примерно на 25 % короче у новорожденных по сравнению с взрослым. Глаз ребенка обусловливает более сильное преломление лучей, в результате которого параллельные лучи сходятся позади сетчатки.
  • Различают два вида дальнозоркости: естественную (детскую) и обычную. У новорожденных роговица и хрусталик более выпуклые, чем у взрослого человека. Радиус кривизны передней поверхности хрусталика почти вдвое меньше, переднезадний диаметр глаза примерно на 25 % короче у новорожденных по сравнению с взрослым. Глаз ребенка обусловливает более сильное преломление лучей, в результате которого параллельные лучи сходятся позади сетчатки.
При дальнозоркости ближняя точка ясного видения всегда отстоит от сетчатки глаза на большом расстоянии, чем у лиц с нормальным зрением. Поскольку силы аккомодации частично используются при установке на даль, то её остающихся сил недостаточно для ясного видения предметов вблизи. Для исправления дальнозоркости требуется усилить преломление при помощи очков с двояковыпуклыми линзами.
  • При дальнозоркости ближняя точка ясного видения всегда отстоит от сетчатки глаза на большом расстоянии, чем у лиц с нормальным зрением. Поскольку силы аккомодации частично используются при установке на даль, то её остающихся сил недостаточно для ясного видения предметов вблизи. Для исправления дальнозоркости требуется усилить преломление при помощи очков с двояковыпуклыми линзами.
Первые признаки проявления дальнозоркости: ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя, в более выраженных и поздних случаях – понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, их покраснение и боли, связанные со зрительной работой. Правильный режим при зрительной работе – систематические тренировки зрения, помогают улучшить его состояние.
  • Первые признаки проявления дальнозоркости: ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя, в более выраженных и поздних случаях – понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, их покраснение и боли, связанные со зрительной работой. Правильный режим при зрительной работе – систематические тренировки зрения, помогают улучшить его состояние.
Астигматизм – особый вид оптического строения глаза. Астигматизм встречается у 45-55% населения. Обусловлен астигматизм чаще всего неправильностью кривизны роговицы. Человек, страдающий астигматизмом, видит четко, например, вертикальные линии, а горизонтальные линии видит не резко, или наоборот. Происходит это большей частью оттого, что роговица теряет правильную шаровую форму, и её кривизна в различных направлениях оказывается различной.
  • Астигматизм – особый вид оптического строения глаза. Астигматизм встречается у 45-55% населения. Обусловлен астигматизм чаще всего неправильностью кривизны роговицы.
  • Человек, страдающий астигматизмом, видит четко, например, вертикальные линии, а горизонтальные линии видит не резко, или наоборот. Происходит это большей частью оттого, что роговица теряет правильную шаровую форму, и её кривизна в различных направлениях оказывается различной.
Первые признаки болезни связаны с понижением зрения как вдаль, так и вблизи, снижением зрительной работоспособности, быстрой утомляемостью и болезненными ощущениями в глазах при работе на близком расстоянии. Отметим, что гимнастика глаз улучшит зрительную работоспособность, снимет болезненные ощущения и повысит устойчивость глаз к зрительной работе.
  • Первые признаки болезни связаны с понижением зрения как вдаль, так и вблизи, снижением зрительной работоспособности, быстрой утомляемостью и болезненными ощущениями в глазах при работе на близком расстоянии.
  • Отметим, что гимнастика глаз улучшит зрительную работоспособность, снимет болезненные ощущения и повысит устойчивость глаз к зрительной работе.
Катаракта – заболевание, обусловленное помутнением хрусталика. Катаракты у детей отличаются большим разнообразием, локализацией и формой помутнения хрусталика. Степень помутнения может колебаться от нежных, частичных и полных помутнений хрусталика. При частичной катаракте мутнеет не все вещество хрусталика, а отдельные его участки, большая же его часть остается прозрачной. За счет этого у ребенка сохраняется предметное зрение, а, следовательно, возможность свободного перемещения.
  • Катаракта – заболевание, обусловленное помутнением хрусталика. Катаракты у детей отличаются большим разнообразием, локализацией и формой помутнения хрусталика. Степень помутнения может колебаться от нежных, частичных и полных помутнений хрусталика.
  • При частичной катаракте мутнеет не все вещество хрусталика, а отдельные его участки, большая же его часть остается прозрачной. За счет этого у ребенка сохраняется предметное зрение, а, следовательно, возможность свободного перемещения.
При полной катаракте помутнение распространяется на весь хрусталик. Свет, раздражающий сетчатку, не попадает на нее, что уменьшает функциональные возможности, как сетчатки, так и зрительной системы. Первые признаки: ухудшение зрения вдаль, ощущение тумана, пелены перед глазами. В этих случаях ребенку трудно ориентироваться на улице, читать и писать.
  • При полной катаракте помутнение распространяется на весь хрусталик. Свет, раздражающий сетчатку, не попадает на нее, что уменьшает функциональные возможности, как сетчатки, так и зрительной системы.
  • Первые признаки: ухудшение зрения вдаль, ощущение тумана, пелены перед глазами. В этих случаях ребенку трудно ориентироваться на улице, читать и писать.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: Ермаков В.П. Что и как видят дети от рождения до 10 лет. – Москва: ВЛАДОС, 2017 г.  Ермаков В.П. Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. – Москва; ВЛАДОС, 2000 г.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • Ермаков В.П. Что и как видят дети от рождения до 10 лет. – Москва: ВЛАДОС, 2017 г.
  • Ермаков В.П. Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. – Москва; ВЛАДОС, 2000 г.