Просмотр содержимого документа
«Что мешает ребенку хорошо учиться»
Что ещё мешает ребёнку хорошо учиться? (кроме СДВГ)

Каждый год мы принимаем детей в первый класс. Очень хорошо видно, как с каждым годом увеличивается процент детей, не готовых к обучению, несмотря на возраст. Увеличивается число откровенно больных детей. 70-80 % (!) первоклашек-второклашек имеют различные проявления функциональных расстройств нервной системы, нарушения структуры головного мозга. Неврологи, дефектологи, психологи бьют тревогу: то, что в 70-е годы у детей считалось отклонением от нормы и требовало коррекции, в 2000-е стало нормой! Динамика нехорошая.
Я уже писала про СДВГ в трёх предыдущих статьях. Также неврологи в картах писали ещё несколько лет назад такие буковки: ПЭП, ММД (теперь они заменены другими буквенно-цифровыми шифрами). ПЭП - перинатальная энцефалопатия. Это поражение нервной системы из-за внутриутробного кислородного голодания. ММД - минимальная мозговая дисфункция, возникающая из-за нарушения нормального течения беременности и родов. Есть формы лёгкие, средние и тяжёлые.
Повторюсь: поскольку теперь считается нормой то, что раньше было отклонением, в карте у вашего ребёнка невролог может написать "здоров". Но, как и СДВГ, проявления этих расстройств отлично видны в первом классе и далее. Только списываются они всеми на возраст. Так вот, авторитетно заявляю: у абсолютно здоровых детей таких проявлений не наблюдается.
Что видно в тетрадках: 1) пространственные нарушения:
"зеркальное" изображение букв и цифр (ребёнок имеет на это право до середины второго класса; лет до 8 это считается нормой);
нарушение графики (зрительного образа буквы и цифры) - на письме ребёнок смешивает п и т, и и ш, б и д, У и Ч, цифры 6 и 9 и т.п.;
постоянные помарки и "грязь" в тетради;
ребёнок не попадает в клетки и линейки, не видит начала или конца строки - начинает писать с середины или бросает строку.
2) нарушения мелкой моторики: буквы неровные - то маленькие, то большие, линии прерывистые, дрожащие, нажим сильный (так что на следующей странице получаются отпечатки) или слабый.
3) нарушения планирования:
ребёнок не может чётко следовать алгоритму действий, скачет с одного на другое,
при списывании - куча ошибок; решение задач - проблема;
не усваивает двойную инструкцию (про тройную и далее и говорить нечего) - например: "Спиши текст, выдели окончания глаголов". "Спиши" - видим, "выдели" - уже не видим.
Что видно в поведении и психо-эмоциональной сфере:
гиперактивность (переходящая в полное "отсутствие тормозов");
не прекращаем играть каждую минуту, всё время отвлекаемся;
быстрый переход от смеха к слезам и наоборот;
повышенная утомляемость;
нервозность, высокая тревожность, плаксивость;
учебная мотивация низкая или отсутствует вовсе.
Что сильно мешает полноценной учёбе?
низкая концентрация внимания,
из пункта выше следуют нарушения слухового и зрительного восприятия и соответствующих видов памяти;
низкий словарный запас;
логопедические проблемы;
разные типы нарушения речи.
Что нужно делать для облегчения жизни и учёбы?
1) Обращаться к специалистам: неврологам, нейропсихологам, логопедам-дефектологам.
2) Заниматься дома. Очень долго (лет до 10 -11 точно). Очень терпеливо.
Тогда большая часть вышеописанных проявлений пропадёт.
Р.S. Мои уважаемые читатели! Мне интересно узнать аудиторию (кто вы - коллеги, родители, ученики и просто хорошие люди, интересующиеся школой?), чтобы более адресную информацию приводить в своих статьях. Ваши вопросы - запросы, могущие стать темой для статьи, можно направить сюда: [email protected]