Ход занятия
Вопрос к студентам
Творческое задание «Что мне нужно для счастья». Учитель раздает студентам чистые листы бумаги и предлагает составить список того, что, по их мнению, необходимо для счастливого детства. Например, родительская ласка, родной дом, друзья, сладости, игрушки, медицинская помощь, компьютер, книги, театр, отдых, развлечения, школа, спорт.
Слово учителя
1989 года представители правительств развитых стран подписали Конвенцию о правах ребенка. Конвенция – это соглашение, договор между государствами по определенным вопросам. В данном случае – по вопросам прав детей. Подписав этот документ, правительства договорились охранять права детей, живущих на территориях этих государств. В Конвенции определено, что ребенком считается человек, которому еще не исполнилось 18 лет, что все дети рождаются свободными и равными в своих правах и нельзя их подвергать дискриминации через национальную, этническую, религиозную, расовую признаки, а также через пол, политические убеждения. Какие же права ребенка определены Конвенцией? (Читает ученикам основные положения Конвенции о правах ребенка)
«Ребенок независимо от его расы, национальности, цвета кожи, расы, языка, религии, этнического или социального происхождения, имущественного состояния, состояния здоровья, независимо от ее родителей и ее законных опекунов имеет право:
на жизнь;
на имя и приобретение гражданства;
знать своих родителей;
на сохранение своей индивидуальности;
поддерживать отношения с обоими родителями, если те расстались;
высказывать свои взгляды и мысли по всем вопросам;
получать и передавать информацию (за исключением определенных ограничений) на свободу мысли, совести и религии;
на свободу объединений и обществ в мирных целях;
на личную и семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции;
на защиту от посягательства на личную жизнь, честь и достоинство;
на полноценную и достойную жизни, на попечение с целью ухода за ней;
на пользование благами социального обеспечения;
на образование, отдых, досуг;
на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка;
на защиту от экономической эксплуатации от выполнения любой работы, которая может наносить ущерб его здоровью или умственному, физическому, духовному, нравственному, социальному развитию;
на защиту от незаконного злоупотребления наркотиков, психотропных веществ, от всевозможных форм сексуальной эксплуатации и сексуальных развращений;
на гуманное обращение, на защиту от незаконного или произвольного лишения свободы, свободы;
на незамедлительный доступ к юридической помощи и на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и его свобод, способствует выполнению им полезной роли в обществе.
Творческое задание «Я имею право!»
Учитель разделяет студентов на группы и раздает группам карточки, на которых написано по одной статье Конвенции о правах ребенка. За несколько минут студенты должны объяснить своими словами статьи Конвенции и привести пример, что отражает действие этой статьи.
Беседа
Сравните ваш список потребностей и желаний и краткое изложение конвенции.
Есть ли какие – то различия между двумя текстами?
В чем она заключается?
Как вы думаете, почему ООН сочла необходимым составить перечень прав ребенка?
Как вы думаете, почему Конвенции является перечнем потребностей ребенка, а не желаний?
Как вы думаете, зачем нам знать наши права?
Творческое задание «Пропаганда права»
Учитель раздает группам студентов чистые листы и фломастеры и предлагает нарисовать плакат, который бы пропагандировал какое – либо право ребенка, указанное конвенцией. Перед выполнением задания учитель дает советы:
1.Перед тем как выполнять задание, продумайте идею, которую вы хотели бы отразить в своем плакате. Сформулируйте и запишите ее.
2.Сначала каждый участник группы должен сделать маленький эскиз на скорую руку. Потом на основе нескольких эскизов можно разрабатывать общий рисунок.
3.Придумайте краткое высказывание, в котором бы выражалась ваша общая мысль, слоган.
Вопрос к студентам помогла ли вам совместная работа над плакатом лучше понять Конвенцию ООН о правах ребенка?
Тестирование «знаешь ли ты содержание Конвенции о правах ребенка?»
Учитель читает утверждение. Студентыдолжны определить, какие из них являются положениями Конвенции о правах ребенка, и записать на листе их номера.
1.Все дети имеют право на любовь и заботу.
2.Каждый ребенок имеет право кушать гамбургеры, чипсы и хот-доги, сколько ей заблагорассудится.
3.Дети, которые хорошо относятся к своим родителям, должны получать особое попечение со стороны государства.
4.Все дети равны в своих правах.
5.Ни один ребенок не должен быть жертвой насилия или войны.
6.Каждый ребенок может нецензурно выражаться, если она этого захочет.
7.Дети-инвалиды имеют право на особую заботу со стороны государства.
8.Все дети имеют право на полноценное питание.
9.Все дети имеют право на отдых и досуг.
10.Ни один ребенок не должен мыть посуду.
11.Все дети имеют право на образование.
12.Каждый ребенок имеет право выполнять домашнее задание по своему желанию.
13.Ни один ребенок не должен убирать собственную комнату.
14.Особая забота оказывается детям, которые состоят в конфликте с законом.
15.Особая забота предоставляется детям – беженцам.
16.Дети имеют право свободно выражать свои взгляды.
17.Каждый ребенок имеет право отказываться от обеда.
18.Все дети имеют право на медицинскую помощь.
19.Дети имеют право на свободное общение.
20.Дети, имеющие брата или сестру, должны получать дополнительную защиту и заботу.
21.Особая забота со стороны государства оказывается детям, которые не имеют семьи.
22.Ни один ребенок не должен быть принудительно привлечена к работе, которая дает кому – то финансовую пользу.
23.Дети имеют право на информацию.
24.Ни один ребенок не должен быть обижен и унижен.
25.Каждый ребенок имеет право получать завтрак в постель.
26.Ни один ребенок не должен быть объектом сексуальных посягательств.
27.Дети имеют право на свободу совести, мысли и религии.
28.Каждый ребенок имеет право бесплатно развлекаться.
Блиц – викторина
Эта методическое упражнение может быть альтернативой тестированию «знаешь ли ты содержание Конвенции о правах ребенка?» Ее цель—не получение правильного ответа, а привлечение внимания студентов к проблеме прав человека. Конечно, студенты не смогут ответить на все вопросы, однако смогут высказать собственное мнение о них. Кроме того, учитель в такой способ проверит, насколько хорошо усвоили материал во время общения.
Примерные вопросы блиц – викторины: можешь назвать?
-Одно из прав человека.
-Страну, где нарушаются права человека.
-Документ, который провозглашает права человека.
-Организацию, которая борется за права человека.
-Право, которое имеют все дети.
-Право, какое имеют твои родители, но которого ты лишен.
-Твое право, которое никогда не нарушалось.
-Право человека, нарушение которого беспокоит тебя лично.
Заключительное слово учителя.
Права ребенка необходимо изучить и знать, потому что это нужно, это важно особенно в наше сложное время. Нужно знать, когда с тобой поступают справедливо, а когда и нет. Посоветуйте и друзьям изучить права ребенка, т.к. вы все в будущем будете папами и мамами. А это очень важно, чтобы никто из вас не совершал непростительные ошибки.
Источники:
1. uchni.com.ua"filosofiya/1430/index.html
2. svitppt.com.ua"Воспитательная работа"...-prav-lyudini-prava-i...
3. osvitahr.at.ua"_ld/0/2___.doc
4. ssmmma.ucoz.ru"Word/prava...zakoni...tvoemu_zhitti.doc
5. novooleks-doman.edukit.mk.ua"...downloads/Воспитательная рабо
Конвенция ООН о правах ребенка
Конвенция ООН по правам ребенка – международный правовой документ, определяющий права детей в государствах – участниках. Конвенция по правам ребенка является первым и основным международно – правовым документом обязательного характера, посвященным широкому спектру прав ребенка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции по правам ребенка являются Святой Престол и все страны – члены ООН, кроме США, Южного Судана и Сомали.
История
Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.
Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливого детства». Декларация провозгласила, что - «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.
К 20 – летию принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор – международник А. Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка. Во время работы над Конвенцией и после ее принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека – прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 года, 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации ее двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств. В 1995 году в пункт 2 статьи 43 Конвенции была внесена поправка, вступившая в силу в 2002 году.
В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать, как День прав ребенка.
В 2000 году были приняты и в 2002 году вступили в силу два факультативных протокола конвенции – об участии детей в вооруженных конфликтах (150 стран – участниц на октябрь 2012 года) и о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (160 стран – участниц на октябрь 2012 года). В декабре 2011 года Генеральная Ассамблея ООН приняла третий факультативный протокол, который был открыт для подписания в 2012 году и вступит в силу при достижении числа в десять стран – участниц. Протокол предусматривает возможность рассмотрения Комитетом по правам ребенка жалоб на нарушения Конвенции государствами – участниками этого протокола.
Основные положения
Первая часть
Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок», утверждают приоритетность интересов детей и обязательство государств-участников принимать меры для свободного от дискриминации осуществления прав, закрепленных в Конвенции. Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей, права и обязанности родителей по отношению к детям. Статьи 12-17 содержат права детей на выражение своих взглядов, право на существование собственного имущества, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации. Статьи 18-27 определяют обязанности государства по помощи родителям и законным опекунам, а также защиты детей от жестокого обращения со стороны лиц, заботящихся о них, права детей, лишенных семейного окружения или усыновляемых, неполноценных в умственном или физическом отношении, беженцев, права детей на здравоохранение, социальное обеспечение и уровень жизни, необходимый для их развития. Статьи 28-31 закрепляют права детей на образование, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг. Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и торговли детьми. Статьи 37-41 запрещают применять смертную казнь и пожизненное тюремное заключение без возможности освобождения за преступления, совершенные до 18 лет, запрещают пытки и унизительные наказания детей, определяют права ребенка при его обвинении в преступных деяниях или лишении свободы, а также права детей на защиту во время вооруженных конфликтов и войн. Государства обязаны принимать меры по реабилитации и социальной реинтеграции детей-жертв, которых презирали, эксплуатации или злоупотребления, и сохраняют за собой право защиты прав ребенка на более высоком уровне, чем предусмотрено Конвенцией.
Вторая часть
Статьи 42-45 рассказывают о Комитете по правам ребенка, о его структуре, функции, права и обязанности, а также обязывают государства информировать детей и взрослых о принципах и положениях Конвенции.
Третья часть
Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция по правам ребенка доступна для подписания всеми государствами, поэтому ее участником может стать тот, кто не является членом ООН Святого Престола.
Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объеме прав, определенных для ребенка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции.
О праве на образование
Конвенция ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, таких как введение бесплатного образования.
О воспитании детей
Неотъемлемую часть образования составляет воспитание. Среди задач семейного воспитания Конвенция (ст.18) требует, чтобы "прилагались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы ".
Ст.20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, направление в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов изменения необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность, родной язык».
Ст.21 Конвенции определяет права ребенка при усыновлении в другой стране: "усыновление в другой стране может рассматриваться как альтернативный способ ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание либо в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-то нужного ухода в стране происхождения ребенка является невозможным ".
Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является ст. 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран – участниц приоритеты цели общественного воспитания: a) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций; в) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из коренного населения; д) воспитание уважения к окружающей среде, природе.
Государственная политика в сфере детства была в течение указанных лет направлена на:
• совершенствование нормативно-правовой базы охраны детства, в том числе имплементации норм международного права в национальное законодательство;
• реформирование государственной системы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки;
• усиление социальной защиты малообеспеченных семей с детьми;
• развитие сети заведений и учреждений, работающих в интересах детей;
• усиление межсекторного сотрудничества органов государственной власти и усиления их взаимодействия с общественными организациями, занимающимися проблемами детства;
• усиление государственного контроля и защиты детей от жесткого обращения, насилия и эксплуатации;
• борьбу с ВИЧ/Спидом.
Ссылка