
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Школа № 44 с углублённым
изучением отдельных предметов»
603106 г. Нижний Новгород, улица Н.Сусловой, дом 5, корпус 3,
тел./факс (831) 468-52-83
e-mail: [email protected]
Научное общество учащихся
Что можно увидеть в «Чёрном супрематическом квадрате»
Выполнил:
Аполлонов Андрей,
ученик 9 «А» класса
Научный руководитель:
Романова Наталья Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
Нижний Новгород
2018
Содержание
| Стр. |
Введение ГЛАВА 1 Портрет автора: Казимир Малевич ГЛАВА 2 Различные взгляды на «Чёрный квадрат» ГЛАВА 3 Что можно увидеть в «Чёрном супрематическом квадрате» ГЛАВА 4 Под верхним слоем «Чёрного квадрата» Заключение | 3 5 7 10 13 14 |
Список используемых источников и литературы | 16 |
Приложения | 17 |
| |
| |
Введение
Знаменитая картина Казимира Малевича поделила на два периода не только жизнь художника, но и историю художественного искусства. С одной стороны, совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать черный квадрат на белом фоне. Любой так сможет! Но вот в чём загадка: «Чёрный квадрат» – самая знаменитая картина в мире. Уже 100 лет прошло с момента её написания, а споры и бурные дискуссии не прекращаются.
Казимир Северинович Малевич – великий русский художник, который является знаковой фигурой не только в русском искусстве, но и в мировой истории живописи. В частности именно он был основоположником нового вида искусства – супрематизма, ознаменовав его появление картиной, которую знают во всём мире. Картина «Чёрный квадрат» была написана в 1915 году и вызвала настоящий фурор среди ценителей и критиков. Существовавший доселе кубизм принял абсолютно новую форму беспредметности.
Семья Малевича – выходцы из Польши. Первый опыт рисования Казимир получил в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко. После того, как в 1905 году посетил Москву, стал всерьёз увлекаться живописью, особенно абстрактными и авангардистскими течениями. Он создал новый вариант русского неопримитивизма, где изображал сцены из провинциальной жизни. После вплотную занялся кубофутуризмом (приложение 2), который позже подтолкнул Малевича на осмысление супрематизма.
Супрематизм, что изобрёл Малевич, несёт смысл полной беспредметности (приложение 1). Здесь нет ни вещей, ни образов, ни верха, ни низа. Геометрические фигуры написаны чистыми цветами и погружены в некое пространство, где господствуют законы динамики.
Семья Малевича – выходцы из Польши. Он был старшим среди девятерых детей. Первый опыт рисования Казимир получил в Киевской рисовальной школе Н. И. Мурашко. После этого работал чертёжником. После того, как в 1905 году посетил Москву, стал всерьёз увлекаться живописью, особенно абстрактными и авангардистскими течениями. Посещал занятия в Московском училище живописи и в частной студии Ф.И. Рерберга. Постепенно он развивался, как художник-импрессионист и вскоре его картины стали появляться на различных выставках.
Он был последователем фовистов (приложение 3), Гогена (приложение 4), Сезанна (приложение 5). Создал новый вариант русского неопримитивизма, где изображал сцены из провинциальной жизни. После вплотную занялся Кубофутуризмом, примером может быть картина Точильщик, декорации и костюмы к футуристической опере Победа над Солнцем. Позже именно кубофутуризм подтолкнул Малевича на осмысление супрематизма.
Супрематизм, что изобрёл Малевич, как уже говорилось, несёт смысл полной беспредметности. В отличие от кубизма, где на геометрические фигуры разлагаются реальные вещи и образы, здесь нет ни вещей, ни образов, ни верха, ни низа. Геометрические фигуры написаны чистыми цветами и погружены в некое пространство, где господствуют законы динамики.
Меня так заинтересовала картина Казимира Малевича, что я решил посвятить ей научную работу, поставив перед собой цель – узнать, в чём заключается истинный смысл и ценность «Чёрного супрематического квадрата» Малевича.
Задачи научной работы:
1.Больше узнать о личности Казимира Малевича, автора всемирно известного полотна «Чёрный супрематический квадрат».
2.Рассмотреть различные взгляды на «Чёрный квадрат».
3.Рассказать о том, что можно увидеть в «Чёрном квадрате».
4.Выяснить, что скрывается под верхним слоем «Чёрного квадрата».
Актуальность работы подтверждает необыкновенная популярность картины Малевича в современном мире. Картины мастера прошли проверку временем, самую строгую проверку в мире, и до сих пор вызывают споры и будоражат умы людей. Такими и должны быть настоящие произведения искусства.
Методы, использовавшиеся при решении задач: обзор различных источников информации по теме работы и работа с базами данных компьютерной сети Internet, наблюдение, анализ, обобщение, социологический опрос.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в самостоятельном изучении личности Казимира Малевича и его всемирно известного полотна «Чёрный супрематический квадрат».
Личный вклад исследователя: Андрей Аполлонов, изучив различные взгляды на «Чёрный квадрат», решил рассказать о том, что сам увидел в «Чёрном квадрате» и выяснить, что скрывается под верхним слоем всемирно известного полотна.
Организация исследования: работа выполнена на базе МАОУ «Школа № 44 с углублённым изучением отдельных предметов», методики исследования: наблюдение и теоретические методы.
ГЛАВА 1 Портрет автора: Казимир Малевич Казимир Северинович Малевич (
польск. Kazimierz Malewicz;
11 (23) февраля 1879,
Киев –
15 мая 1935,
Ленинград) –
российский и
советский художник-
авангардист польского происхождения,
педагог, теоретик
искусства,
философ. Основоположник
супрематизма – одного из наиболее ранних проявлений
абстрактного искусства новейшего времени.
По воспоминаниям самого художника, первую картину в технике масляной живописи он написал в 16 лет (по всей вероятности, в 1894 году). На картине под названием «Лунная ночь» была изображена река с лодкой на берегу и отражающая лучами Луна. Работа понравилась друзьям Малевича. Один из друзей предложил продать картину и, не спросив художника, отнёс её в магазин, где та была достаточно быстро куплена за 5 рублей. Местонахождение картины так и осталось неизвестным.
В 1907 году Малевичи переехали в меблированные комнаты в Брюсовом переулке в Москве. В декабре 1913 года в Петербургском «Луна-парке» состоялись два представления оперы «Победа над Солнцем» (музыка М. Матюшина, текст А. Кручёных, пролог В. Хлебникова, декорации и эскизы костюмов М. Малевича). Согласно воспоминаниям самого художника, именно во время работы над постановкой оперы к нему пришла идея «Чёрного квадрата» – задник декорации одной из сцен представлял собой квадрат, наполовину закрашенный чёрным.
В 1915 году участвовал в первой футуристической выставке «Трамвай В» в Петрограде. Работал над первыми супрематическими полотнами. Написал манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм».
Самое знаменитое живописное произведение Малевича — «Чёрный квадрат» (1915) – являлось своеобразным живописным манифестом супрематизма. Был впервые выставлен в Петрограде 1 января 1916 года (19 декабря 1915 г. по старому стилю) на выставке «0,10» и имел значительный успех. Картина, по замыслу художника, являлась частью триптиха, в который входили «Чёрный круг» и «Чёрный крест».
В 1918 году пишет «Декларацию прав художника». Переезжает в Петроград. Создаёт декорации и костюмы к спектаклю В. Э. Мейерхольда по пьесе В. В. Маяковского «Мистерия-Буфф». В ноябре 1919 года художник переехал в Витебск, где начал руководить мастерской в Народном художественном училище «нового революционного образца», которую возглавлял Марк Шагал. Малевич издал теоретическую работу «О новых системах в искусстве». В декабре в Москве открылась первая ретроспективная выставка художника «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму».
В 1922 году Малевич закончил работу над своим главным теоретико-философским трудом – «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой». В Витебске была издана его брошюра «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика».
В 1923 году в Москве состоялась вторая персональная выставка художника, посвящённая 25-летию творческой деятельности. В этом же году он прочитал доклад в Государственной академии художественных наук (ГАХН) в Москве; создал эскизы новых форм и декоративных супрематических росписей для Петроградского государственного фарфорового завода.
В 1927 Малевич уехал в заграничную командировку в Варшаву (8-29 марта), где была организована его персональная выставка, затем – в Берлин (29 марта-5 июня), где ему был предоставлен зал на ежегодной Большой берлинской художественной выставке (7 мая-30 сентября). В Мюнхене в свет вышла книга «Мир как беспредметность». В этом же году работы Малевича экспонировались на организованной Н.Н. Пуниным в Русском музее выставке Отдела новейших течений в искусстве.
В 1928 году публиковал статьи в харьковском журнале «Новая генерация». Готовясь к персональной выставке в Государственной Третьяковской галерее, художник вновь обратился к станковой живописи: так как многие его работы 1900-1910-х годов к тому времени были за границей, он создал цикл работ «периода импрессионизма» и датировал их 1903—1906 годами; таким же образом он восстановил работы крестьянского цикла и датировал их 1908-1912 годами. Предположительно, для этой же выставки Малевич создал третий вариант «Чёрного квадрата», по своим пропорциям соответствующий картине 1915 года. Сделано это было по просьбе дирекции галереи, так как работа 1915 года, хранившаяся к тому моменту в Третьяковской галерее, была в довольно плохом состоянии.
В 1932 году художник участвовал в юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет». По мнению некоторых специалистов, для этой выставки художником был написан четвёртый, последний из известных на сегодняшний день, вариант «Чёрного квадрата» (ныне хранится в Эрмитаже).
Казимир Малевич скончался в Ленинграде 15 мая 1935 года. После смерти тело Малевича поместили в супрематический гроб, в виде креста с раскинутыми руками, перевезли в Москву, где кремировали в Донском крематории. 21 мая урна с прахом была захоронена под любимым дубом художника близ деревни Немчиновки. Над могилой установили деревянный кубический монумент с изображённым чёрным квадратом, на дубе закрепили доску со словами: «Здесь погребён прах великого художника К. С. Малевича (1878-1935)».
По замечанию рентгенолога и искусствоведа
Мильды Виктуриной, одной из особенностей техники живописи Казимира Малевича было наложение красок одна на другую для получения особого рода цветовых пятен. Так, для получения красного пятна Малевич использовал два красочных слоя — нижний чёрный и верхний красный. Световой луч, проходящий через эти красочные слои, воспринимается зрителем уже не собственно красным, а с оттенком темноты. Этот приём наложения двух красок позволял экспертам выявлять подделки работ Малевича, на которых он, как правило, отсутствует. ГЛАВА 2 Различные взгляды на «Чёрный квадрат» «Чёрный квадрат» – это тёмный прямоугольник. «Чёрный квадрат» вовсе не чёрный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А тёмный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было чёрной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму. «Чёрный квадрат» – это неудавшаяся картина. Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и сгоряча замазал её, нарисовав чёрный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал: «Гениально!» После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Чёрному квадрату». Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась. Неоднократно совершались попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем. Однако учёные, критики и искусствоведы считают, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб, и всячески препятствуют дальнейшим экспертизам. «Чёрный квадрат» – это разноцветный куб. Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, некоего «космического сознания». Некоторые утверждают, что исключительно квадрат в «Чёрном квадрате» видят люди со слаборазвитым воображением. Если же при рассмотрении этой картины вы выйдете за рамки традиционного восприятия, за пределы видимого, то поймете, что перед вами не чёрный квадрат, а разноцветный куб. Тайный смысл, вложенный в «Черный квадрат», можно тогда сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и чёрно-белым. Если человек будет воспринимать мир объёмно и во всем разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Миллионы людей, которых, по их словам, инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объёмность и разноцветность «Чёрного квадрата». Чёрный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в чёрном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за чёрным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложнее многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула. «Чёрный квадрат» – это бунт в искусстве. На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы. Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел, и начали появляться новые художественные направления. Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и «Черный супрематический квадрат. Термин «супрематизм» произошел от латинского
suprem, что означает «доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи». Супрематические картины – это беспредметная живопись, акт «чистого творчества». Одновременно были созданы и экспонировались на той же выставке «Чёрный круг» и «Чёрный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата – красный и белый. Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Говорят, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «Квадрат» Малевича. «Чёрный квадрат» – это пример гениального пиара. Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное – как подать и продать. Художники экспериментировали с чёрным цветом, начиная с XVII века. Первым наглухо черное произведение искусства под названием
«Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусства. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках. Впоследствии Малевич нарисовал как минимум 4 версии своего «Чёрного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом. «Чёрный квадрат» – это политический ход. Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстраивался под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные «чёрные квадраты» так и остались незамеченными. В 1915 году «Квадрат» Малевича приобрел совершенно новый, актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи. «Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания – это декларация конца традиционного искусства. Большевик от культуры, Малевич пошел навстречу новой власти, и власть ему поверила. «Чёрный квадрат» – это отказ от содержания. Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм – это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение». То, что признал Малевич и не признали его современники, является фактическим для современных художников и «просто квадратом» для всех остальных. «Чёрный квадрат» – это вызов православию. Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915 года вместе с другими 39 работами Малевича. «Чёрный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом красном углу, где в русских домах, согласно православным традициям, вешали иконы. Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы. Многие восприняли картину как вызов православию и антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны».
«Чёрный квадрат» – это кризис идей в искусстве. Малевича называют чуть ли не гуру современного искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения» обладают высочайшей художественной ценностью. Искусство изжило себя, и многие критики сходятся во мнении, что после «Черного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, многие находились в тюрьмах, ссылках или эмиграции. |
|
«Чёрный квадрат» – это тотальная пустота, чёрная дыра, смерть. Рассказывают, что Малевич, написав «Чёрный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему искусства и бытия.
«Черный квадрат» – это шарлатанство. Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми и отсталыми людьми, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». А максимально примитивному рисунку – квадрату – можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии безграничен. Не понимая, в чём великий смысл «Чёрного квадрата», многие люди оказываются перед необходимостью его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины.
Картина, написанная Малевичем в 1915 году, остается, пожалуй, самой обсуждаемой картиной в русской живописи. Для кого-то «Чёрный квадрат» – это прямоугольная трапеция, а для кого-то – это глубокое философское послание, которое зашифровал великий художник. Точно так же, глядя на кусочек неба в квадрате форточки, каждый думает о своем.
ГЛАВА 3 Что можно увидеть в «Чёрном супрематическом квадрате» Долго разглядывал сложную для понимания и вызывающую споры картину Малевича, размышлял о том, что увидел, а потом решил поинтересоваться мнением ровесников. Вот что думают мои одноклассники о картине Казимира Малевича «Чёрный супрематический квадрат»: Старостина Алина: «Если выйти за рамки традиционного восприятия, то можно увидеть разноцветные линии. Чёрный цвет поглощает все цвета, поэтому увидеть их сложно». Савельева Дарья: «Картина Казимира Малевича вызывает чувство безразличия и строгости, с которой ассоциируются чёткие линии квадрата». Оленёв Антон: «Картину Малевича можно посчитать как пустой, не содержащей какого-либо смысла, так и гениальным произведением искусства со скрытым смыслом. Я вижу в «Чёрном квадрате» безмятежность и спокойствие». Белов Денис: «Не понимаю, почему она стала популярной. Просто чёрный квадрат, который стоит сумасшедших денег. Я вижу только чёрный квадрат, но если фантазировать и красиво врать, то можно придумать что-то помимо чёрного цвета». Кипелкин Евгений: «Думаю, что «Чёрный квадрат» – это проекция жизни Казимира на бумагу. Я многое вижу в «Чёрном квадрате»: как грустные, так и счастливые аспекты жизни, а ещё мысли о бренности бытия. В картине Малевича я вижу фрагмент кристаллической решётки первичного вещества вселенной». Тюкалова Анастасия: «В «Чёрном квадрате» я вижу чёрный цвет». Клюев Иван: «Казимир Малевич нарисовал очень много интересных работ, смысла которых можно не понять, даже разглядывая их часами. «Чёрный квадрат» – произведение, хранящее в себе загадку: вроде ничего необычного, но возникает чувство, будто бы за тобой следят хорошо спрятанные глаза, а может, даже и не одна пара». Пищаева Елена: «Нейтрально отношусь к «Чёрному квадрату»: мне не очень нравится абстрактное искусство. С моей точки зрения, в «Чёрном квадрате» можно увидеть всё, что угодно. Всё зависит от образа мыслей человека и, наверное, от настроения. Я не вижу в нём ничего, кроме непроглядной тьмы, а кто-то увидит ширму фокусника или чёрную ткань». Яковлев Павел: ««Чёрный квадрат» — очень необычная и довольно сложная для восприятия картина. Сложность заключается в том, что найти смысл в геометрических фигурах – не самая простая задачка. Каждый видит в нём то, что хочет видеть, поэтому я считаю это произведение оригинальным и многогранным. Что я вижу в картине Малевича? Современный мир со всей его несправедливостью и жестокостью, страданиями и грязью». Коновалова Мария: «Про картину Казимира Малевича многое говорят. Люди уверены, что под чёрной краской скрыто другое изображение. Я не считаю эту картину произведением искусства, по моему мнению, она не несёт в себе никакой смысловой нагрузки. В «Чёрном квадрате» я не вижу ничего». Панченко Владимир: «Я вижу квадрат. Чёрный квадрат. Думаю, что эта картина – загадка. На мой взгляд, в ней нет смысла. Каждый человек видит то, что хочет». Долбунова Екатерина: «Думаю, что картина Малевича не имеет ни малейшего смысла. Не знаю, почему она так нравится людям, что они в ней видят красивого и глубокого. Это обычный квадрат, который может нарисовать каждый человек. Не вижу в этой картине ничего, кроме самой фигуры». Рюмина Дарья: «Мне не нравится картина Малевича, она не может быть шедевром. В этой картине я вижу просто чёрный квадрат, какого-то глубокого смысла увидеть не могу. Может быть, я чего-то не понимаю, на мой взгляд, бессмысленное полотно». Чернышёв Никита: «Я думаю, что Казимир Малевич хотел привлечь внимание к своей деятельности и себе самому. И у него получилось, ведь сейчас я пишу своё мнение о его картине, в которой каждый видит что-то своё, то, что хочет видеть. Я вижу просто квадрат чёрного цвета, а что видите вы?». Золотницына Виктория: «Думаю, эта картина философская, ведь каждый человек видит в ней что-то своё: кто-то видит бесконечность, а кто-то темноту. Для всех она выглядит по-разному. Я в ней вижу, с одной стороны, бесконечность возможностей, с другой стороны, они всё же ограничены четырьмя сторонами. Каждый индивидуален – человек или смотрит на бесконечную черноту, или на её ограниченность». Кондрашина Лидия: «Я думаю, что картина Казимира Малевича очень необычная. Мне больше нравятся реалистичные картины: пейзажи и портреты. В картине «Чёрный квадрат» не вижу ничего, кроме маленьких трещин, через которые проглядывают другие цвета». Смирнов Владимир: «В «Чёрном квадрате» я вижу черноту наших мыслей и действий. Мы все грешники. Квадрат – это замкнутая фигура. Это означает, что мы заперты в своих мыслях, ходим по этому квадрату взад и вперёд, как и по жизни. Мы видим чёрную сторону своей души. Эта картина сводит с ума. Не могу больше на неё смотреть». Артемьев Константин: «В чём смысл картины Казимира Малевича? Я считаю, что смысл картины Малевича в её загадке, разгадать которую не в силах не только люди, которые интересуются художественной культурой, но и знатоки художественной культуры. В этом и заключается скрытый смысл «Квадрата» Малевича». Изучив ответы моих одноклассников, окончательно осознал: многое можно увидеть в «Чёрном супрематическом квадрате» Казимира Малевича, а можно не увидеть ничего, лишь темноту и пустоту. Всё зависит от самого человека. Возможно, это и есть самое замечательное в картине Казимира Малевича. «Чёрный супрематический квадрат» ассоциируется у меня с «Реквиемом» Вольфганга Амадея Моцарта, поэмой Сергея Александровича Есенина «Чёрный человек» и сказкой Ганса Христиана Андерсена «Новое платье короля». Поясню этот ассоциативный ряд. «Реквием» (
лат. Requiem – заупокойная месса) — последнее, незавершённое произведение композитора
Вольфганга Амадея Моцарта, над которым он работал вплоть до самой смерти. «Чёрный человек» — поэма
Сергея Есенина. Замысел поэмы возник у Есенина во время его зарубежной поездки
1922—
1923 годов. Есенин упоминал о влиянии на поэму
пушкинской «
маленькой трагедии» «
Моцарт и Сальери». «Чёрный человек» – одно из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых и понимаемых произведений Есенина.
«Новое платье короля» – сказка датского писателя Ганса Христиана Андерсена. Пока король расхаживает голышом, все восхищаются его превосходным костюмом, лишь мальчик разоблачает короля, справедливо заметив, что «король-то голый». Все эти произведения величайших мастеров позволяют каждому взглянуть на себя со стороны, увидеть собственные недостатки, задуматься о смысле человеческой жизни и тайне смерти.
Настоящее произведение искусства всегда вдохновляет других на творчество. Именно так повлиял на меня «Чёрный супрематический квадрат»:
Мы видим лишь квадрат, он чёрный, Художник был весьма упорный: Нарисовал шедевр такой, Что взволновал весь род людской. Но что скрывает чернота? Смысл бытия и пустота, Начало и конец вселенной, Затменье солнца, тень сомненья, Взмах чёрного крыла вороны в темноте – Представить можешь всё, что душе угодно. Вот таково одно лишь полотно, Рукой Малевича рождённое. ГЛАВА 4 Под верхним слоем «Чёрного квадрата»
Оценочная стоимость «Чёрного квадрата» Казимира Малевича может возрасти после находок экспертов. В Третьяковской галерее сообщили, что в результате исследований под картиной «Чёрный супрематический квадрат» обнаружено ещё две картины: кубофутуристическая и протосупрематическая. Также экспертам удалось увидеть на полотне около десятка отпечатков пальцев и надпись «Битва негров ночью», которая предположительно была сделана самим Малевичем. Согласно Sotheby's, стоимость картины на сегодняшний день оценивается в 20 миллионов долларов.
«Чёрный квадрат» находится в музее и не продается, но если говорить гипотетически о любой другой картине, то её оценочная стоимость зависит от многих причин. И то, что под первоначальным изображением найдено другое изображение, может никак не повлиять на оценку экспертов, а может и повлиять, в зависимости от того, что обнаружено под первоначальным слоем.
«Чёрный супрематистский квадрат» Казимира Малевича – ключевое произведение искусства ХХ века, впервые показанное публике на петроградской Последней футуристической выставке картин «0,10» в декабре 1915 года. Непримиримые дискуссии о «Чёрном квадрате» продолжаются до сих пор.
Еврейская элита, которая увидела в «Чёрном квадрате» олицетворение своей особой национальной черты, которая называется хуцпой. Это присущее только евреям свойство характера, приблизительно определяемое русскими словами «дерзость» или «наглость», а точнее — сверхнаглость.
Петербургский авангардный художник Анатолий Белкин объясняет ценность картины Малевича тем, что «Чёрный квадрат» относится к сложным явлениям искусства.
Заключение
«Чёрный супрематический квадрат» – работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году, одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в русском искусстве.
«Чёрный квадрат» входит в цикл супрематических работ Казимира Малевича, в которых художник исследовал базовые возможности цвета и композиции; является, по замыслу, частью триптиха, в составе которого также присутствуют «Чёрный круг» и «Чёрный крест». Художник не придал никакого значения фактической дате создания картины. Он переставил акцент на дату рождения самого замысла супрематизма. Автор неизменно комментировал свою работу: «Основной супрематический элемент. Квадрат. 1913».
Сама картина была написана в 1915 году, в числе целого цикла других супрематических картин, среди которых она даже не была самой первой по времени создания. По мнению исследователя А.С. Шатских, картина была закончена Малевичем 8 (21) июня 1915 года. Супрематические работы были написаны Малевичем для итоговой футуристической выставки «0,10».
Среди них, на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах обычно вешают иконы, висел «Чёрный квадрат». Этой экспозицией художник демонстрировал главный модуль новой пластической системы, стилеобразующий потенциал супрематизма.
Три основные супрематические формы – квадрат, круг и крест, были эталонными, стимулируя дальнейшее усложнение супрематической системы, рождая новые супрематические формы. «Чёрный круг» и «Чёрный крест» были созданы одновременно с «Чёрным квадратом», экспонировались на той же выставке, представляя, вместе с квадратом, три основных элемента супрематической системы.
Попытки убеждённых поклонников одного лишь фигуративного искусства, считающих, что художник вводит их в заблуждение, исследовать полотно на предмет нахождения иного изначального варианта под верхним слоем живописи совершались неоднократно. Осенью 2015 были опубликованы результаты исследований (методом рентгеноскопии), которые подтвердили наличие под изображением «Чёрного квадрата» двух других цветных изображений. Первоначальное изображение — это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Чёрным квадратом» это протосупрематическая композиция. Также учёные расшифровали надпись на картине, которая считается авторской. Фраза звучит как «Битва негров в тёмной пещере» и отсылает к известному монохромному полотну Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью», созданном в 1882 год, произведению, которое художник никогда не видел, но вполне мог слышать и оценить её юмор. Историки искусства считают эти сведения «находками в ходе исследований, благодаря которым мы по-новому видим процесс создания этой картины».
Малевич встал на позицию полного разрыва с предметностью, подкреплённую декларированием чёрного квадрата как «первого шага чистого творчества в целом». Художнику было важно разделить «вчерашний день искусства» и принципиальную новизну своего открытия. Он, что было для него характерно, выдвинул лозунг, провозглашающий квадрат «нулём форм»: «Я преобразился в нуль форм, и вышел за нуль к беспредметному творчеству».
Понятие «нуль форм» (nihil, ничто) уже входило к этому времени в число эталонных для эстетики русского футуризма, и служило «синонимом абсолюта, ибо футуристическая теория декларировала сведение к нулю предшествующей культуры». В оригинальной супрематической доктрине Малевича значение нуля простиралось от «ничто» до «всего». «Нулевое» значение чёрного квадрата заключалось также в том, что он стал базовой формой, супрематической «клеткой», как его называл сам Малевич.
Чёрный квадрат на белом фоне в супрематической теории означал собой «нуль», во-первых, потому, что он означал начало беспредметности, во-вторых, потому что он означал конец традиционного предметного мышления художника. Квадрат стал знаковой формой супрематизма, — и точкой нулевого отсчёта, как традиционно математическое понятие. Нулевой абсолютной пластической формой его делал пластический лаконизм. Одновременно, он являлся и «нулевым» выражением цвета — чёрный «не-цвет» на белом, понимаемом художником как «пустыня небытия».
«Супрематизм настолько строг, абсолютен, классичен, торжественен, что только он один может выразить сущность мистических ощущений» — написал один из учеников художника.
Сам Малевич считал, что лучшее, что он написал в своей жизни — это «Чёрный квадрат». Траурная процессия его похорон подчёркивала безусловное значение «Чёрного квадрата» в жизни художника. На гражданской панихиде в Ленинграде в изголовье гроба на стене висел «Чёрный квадрат» (вариант 1923 года). Во время похоронной процессии, шедшей по Невскому проспекту от Морской улицы до Московского вокзала, супрематический саркофаг был установлен на открытой платформе грузовика с изображением чёрного квадрата на капоте. На гражданской панихиде в Донском монастыре в Москве «Чёрный квадрат» был укреплён на трибуне, среди цветов.
Я считаю, что эта картина стала известной благодаря продуманному маркетинговому ходу. Вспоминается сказка «Платье короля», в которой все покорно соглашаются, что король роскошно одет, боясь признать очевидный факт: он голый.
Нельзя отрицать, что картина необыкновенная: она может как заинтересовать зрителя, так и отпугнуть его. Многие исследователи данного полотна утверждают: всё, что вы увидите, зависит от настроения и психологического здоровья. «Чёрный квадрат» – это пристанище мыслей. Если вы хотите по-настоящему её разглядеть, нужно как следует захотеть и погрузиться в глубокие раздумья.
Список используемых источников и литературы:
Электронные ресурсы:
1.https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-smyslov-chernogo-kvadrata
2.ru.wikipedia.org›Малевич, Казимир Северинович
3.24smi.org›Знаменитости
4.art-assorty.ru›Казимир Малевич картины
5.artchive.ru›Художники›Казимир Малевич
6.allpainters.ru›malevich-kazimir.html
7.artcontext.info›…2010-12-14-08-01-06…malevich.html
8.KazimirMalevich.ru
9. art-on-web.ru›malevich_kazimir/biography
10.ru.wikipedia.org›Кубофутуризм
11. ria.ru›Культура›РИА Новости
12.StoitSkolko.ru›skolko-stoit…kvadrat-malevicha/
13.blagin-anton.livejournal.com›Blagin_Anton
14.russian.rt.com›article/130974
15.https://ru.wikipedia.org/wiki/Фовизм
16.https://ru.wikipedia.org/wiki/Сезанн,_Поль
17.https://ru.wikipedia.org/wiki/Гоген,_Поль
18. mamontenok-online.ru›skazki/g…novoe-plate-korolja
19. ru.wikipedia.org›Новое платье короля
Приложения
Приложение 1
Супрематизм – название происходит от польского слова Супрематия, что означает главенство, превосходство, доминирование. Доминирование основного цвета над всеми остальными компонентами живописи. Кроме знаменитого Чёрного квадрата на белом фоне, который ознаменовал приход нового стиля живописи, Малевич выпустил книгу, которая называлась «От кубизма к супрематизму». После этого было много лет упорного труда, экспериментов на почве новой живописи.
Приложение 2
Кубофутуризм – авангардное направление в искусстве начала XX века, соединившее в себе принципы французских кубистов (таких, как Брак) и итальянских футуристов (например, Боччони). Кубофутуризм был востребован в рамках русского авангарда, как в живописи, так и в поэзии. В разные периоды своего творчества формы кубофутуризма использовали художники Малевич, Бурлюк, Гончарова, Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов, и др. Поэзия футуризма и живопись кубофутуризма (публично этот термин был озвучен в 1913 году Корнеем Чуковским) тесно переплетены между собой. В России «кубофутуризм» был также одним из самоназваний поэтической группы «Гилея», противопоставлявшим её эгофутуризму Игоря Северянина и его последователей (а впоследствии и другим футуристическим группировкам, таким как «Мезонин поэзии» и «Центрифуга»). К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц. Многие из них выступали и как художники.
Приложение 3 Фовизм (фр. Fauvisme, от фр. fauve — дикий) — направление во французской живописи конца XIX (зачатки) — начала XX века (официальное начало). Характерный приём фовизма — обобщение пространства, объёма и рисунка, сведение формы к простым очертаниям, исчезновение светотени и линейной перспективы.
Приложение 4 Эжен Анри Поль Гоген (7 июня 1848 — 8 мая 1903) — французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма. В начале 1870-х годов начал заниматься живописью как любитель. Ранний период творчества связан с импрессионизмом. С 1880 года участвовал в выставках импрессионистов. С 1883 года профессиональный художник. Работы Гогена при жизни не находили спроса.
Приложение 5 Поль Сезанн (1839—1906) — французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма. Особенностью его работ был монументальный характер живописи даже в тех случаях, когда речь шла об изображениях небольшого формата: Сезанн создал новый художественный норматив, который использовали и на который опирались фовисты.
Рецензия научного руководителя на исследовательскую работу
ученика 9 класса Аполлонова Андрея
Тема: «Что можно увидеть в «Чёрном супрематическом квадрате»»
В научной работе «Что можно увидеть в «Чёрном супрематическом квадрате» Андрей Аполлонов старается выяснить, в чём заключается истинный смысл и ценность «Чёрного квадрата» Малевича. Ученик многое узнал о личности художника, постарался выяснить, в чём причина популярности самой известной его картины. Актуальность научной работы подтверждает необыкновенная популярность картин Малевича в современном мире. Картины мастера прошли проверку временем, самую строгую проверку в мире, и до сих пор будоражат умы людей.
Заявленная тема научной работы Андрея Аполлонова соответствует её содержанию. Андрей смог обосновать актуальность выбранной темы, правильно поставить цели и задачи, которым соответствуют полученные выводы. Работа является актуальной, поскольку каждый человек слышал о «Чёрном квадрате», картине Казимира Малевича, которая до сих пор остаётся загадкой, вызывает споры и диаметрально противоположные мнения.
Личный вклад исследователя: Андрей Аполлонов, изучив различные взгляды на «Чёрный квадрат», решил рассказать о том, что сам увидел в «Чёрном квадрате» и выяснить, что скрывается под верхним слоем всемирно известного полотна.
Практическая применимость данной научной работы возможна на занятиях по мировой художественной культуре, классных часах и внеклассных мероприятиях. Степень оригинальности текста в системе «Антиплагиат» составляет 56%. Качество оформления работы соответствует действующим правилам и стандартам.
Научный руководитель: Романова Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ «Школа № 44 с углублённым изучением отдельных предметов».
28.02.2018 Н.А. Романова
19