СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Что ни звук, то и подарок...". Урок по теме "Фонетика. Гласные и согласные звуки". 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель урока:  формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласны; познакомить с понятием «фонема», развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля.

Просмотр содержимого документа
«"Что ни звук, то и подарок...". Урок по теме "Фонетика. Гласные и согласные звуки". 5 класс»

Тема. «Что ни звук, то и подарок…». Фонетика. Гласные и согласные звуки

Цель: формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласны; познакомить с понятием «фонема», развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля.

Предметные: знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков;

иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.

Метапредметные: способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка

Ход урока

  1. Оргмомент. Мотивация учебной деятельности


Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда - за работу!

Удачи желаю всем вам!


  1. Актуализация знаний, пробное учебное действие. ВЫЗОВ.


СЛАЙД 1

- Посмотрите на слайд, попробуйте расшифровать слова

1) о . а . и . а

2) ф . н . т . к .

- В каком случае вам было легче отгадать? Почему? (согласные помогают понять смысл)

- А какова роль гласных? Сможем ли мы спеть без них? (они придают плавность, протяжность)

- Итак, когда мы пишем, что пользуемся буквами. А чем же мы пользуемся в процессе говорения? (звуками речи)

- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? О какой же теме мы начнем разговор сегодня? СЛАЙД 5

- На какие вопросы нам предстоит ответить, исходя из темы? (на какие группы делятся все звуки? чем отличаются гласные звуки от согласных? какими особенностями обладают гласные звуки?)

(запись даты и темы урока)

Известный вам писатель Н.В.Гоголь сказал замечательные слова: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…». Как вы понимаете эти слова?

(ответы детей)

- Мы вернемся к этой фразе в конце урока еще раз.


Прием «Корзина понятий, идей»


- Вам знакомо это слово? Что вы знаете о фонетике?


1) Индивидуальная работа (вспоминает и записывает все, что знает о фонетике) - 2 мин.


2) Групповая работа. Время на обсуждение – 3 мин.


- Лидеры должны выслушать поочередно всех членов команды и выяснить, в чем совпали ваши знания, а по поводу чего возникли разногласия.

(Обмен информацией в группах. Делятся друг с другом известным знанием)

Выступление лидеров

3) Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей) – 1 мин.

Первыми выступают гласные. Во время выступления других групп один из команды гласных (самый слабый) идет к компьютеру и выполняет индивидуальное задание СЛАЙД 6

(Выступление звонких и глухих. Проверка индивидуальной работы)

Все возвращаются на свои места

  1. Работа по теме урока. ОСМЫСЛЕНИЕ


- Ребята, давайте сделаем вывод.

(аудиозапись различных звуков)

- Люди могут общаться друг с другом при помощи этих звуков? (Главная задача языка - быть средством общения между людьми, т.е. средством обмена мыслями, информацией)

- А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи).

- А какие звуки речи вы знаете? (гласные и согласные)

- Какой раздел русского языка изучает звуки речи?

- Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”: телефон, магнитофон, мегафон, микрофон, диктофон, фонограмма, патефон, граммофон и др.


1) Работа в парах. Моделирование.


- Ребята, вы знаете, как образуются звуки? СЛАЙДЫ 12, 13


У каждой пары – карточка с информацией. Читают текст, обсуждают, составляют схему/таблицу. Приводят примеры.


Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды. Поэтому гласные звуки состоят только из голоса. Гласные звуки образуют в русском языке слоги (являются слогообразующими). В русском языке под ударением выделяют 6 гласных звуков: [а́], [о́], [и́], [ы́], [э́], [у́].

При образовании согласных звуков воздух встречает в полости рта какую-либо преграду (сомкнутые губы, прижатый к зубам язык и т. д.). Согласные звуки состоят из голоса и шума (звонкие), либо только из шума (глухие). Согласные звуки в русском языке не способны образовывать слоги. В русском языке 36 согласных звуков.

(выступают 2 пары по выбору учителя)

- Итак, вы рассказали о гласных и согласных звуках. А как вы думаете, каких звуков мы больше употребляем в свой речи? Точный ответ на этот вопрос содержится в упр. 269.


2) Работа с учебником.

Задание 1. упр. 269 (чтение вслух, ответы на вопросы, списать доказательную часть)

- Мы нашли ответ на свой вопрос? Зачитайте его (последнее предложение)

- разбор слов: звуков – 2 г., 4 с.; вот – 1 г., 2 с.; значит – 2 г., 4 с.

- Каких звуков больше этих словах: гласных или согласных?


- Как вы думаете, звуки важны в речи? Может один звук в слове что – то изменить?  Послушайте сказку.


В некотором царстве, в некотором государстве, в старинном замке жили-были братья-звуки.

Жили они в мире и согласии до тех пор, пока один из братьев не заявил: "Братья, а ведь вы все никому не нужны!" Что тут произошло?! Звуки возмутились, подняли невероятный шум. Каждый стал на все лады расхваливать свои достоинства.

- Я самый главный, я самый круглый, аккуратный, меня очень легко произносить, - заявил звук О.

- Нет, я важнее тебя, - прожужжал звук Ж. - Меня хотя и трудно произносить, но я шире тебя; без меня не могут обойтись многие слова, а жук даже похож на меня!

- Подумаешь - широкий! Подумаешь - важный! А у меня зато длинный хвостик, и я умею гудеть, - загудел звукУ.

В спор вступили и остальные звуки. Они спорили долго и громко, пока не разругались в конец и не разошлись в разные стороны.

И что же из этого получилось?

Дым на улице стоит,
Дом из труб его валит.
На чердак залезла ложка,
Со стола упала кошка.
В день весенний у ворот
Начал дружно таять мёд.
Пироги пекутся в речке,
Рыбаки сидят у печки.
Путник в город шел мешком.
Вы слыхали о таком?
Кто не верит чудесам,
Убедиться может сам!


Давайте поможем звукам, докажем, что они все важны. А для этого нам нужно выполнить

Задание 2. Упр. 268

Запись в тетрадях и на доске: нож – нос, кот – кит

- Отличаются ли эти слова? Чем? (значением, звуком)

- Подберите 2-3 пары других слов, которые различались бы только одним гласным или одним согласным звуком.

Сыр – сор, мак – рак, том – сом, дом – дым.

- Что у нас получилось? Меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки - смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя - фонема.

- Что мы доказали, выполнив это упр.?

Мы доказали звукам, что все они важны, что даже без одного звука невозможно организовать нашу речь. Хотя звук и самая маленькая единица языка, но она очень важная. С помощью звука можно превратить одно слово в другое

Задание 3 (устно). Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть - гость.

Всласть (сласть), краска (каска), склон (слон), полк (пол), тепло (тело), беда (еда), экран (кран)

Задание 4. Теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фо­нему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза - гроза.

Рубка (трубка), дар (удар), стол (столб), клад (склад), лапа (лапша), шар (шарф), усы (бусы), укус (уксус)

Задание 5. Какие звуки передают грохот, раскаты грома?

  • Люблю грозу в начале мая,

  • Когда весенний первый гром,

  • Как бы резвяся и играя,

  • Грохочет в небе голубом.

  • Гремят раскаты молодые…

- Давайте вернемся к фразе Гоголя. Что же она означает?

Наш язык очень богат и выразителен, что даже с помощью звуков можно передать абсолютно все: шелест травы, громыхание грозы, звучание музыки, журчание ручья, шуршание мышки …

  1. Рефлексия.

Прием «Оратор». За 1 минуту подготовить речь и убедить одноклассников, зачем нужна фонетика

  1. Домашнее задание: § 50-52, упр. 265 (на 3), упр. 274 (на 4),