Конспект занятия:
«Что о воспитании ребят в разных странах говорят».
Цель: Способствовать нравственному развитию личности обучающихся.
Задачи:
-Развивать познавательный интерес, речь детей;
-Воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.
Ход занятия.
Мы с вами собрались, чтобы поговорить, подумать и поразмышлять об очень важных вещах. Ответьте, пожалуйста на вопрос: умеем ли мы вести себя в общественных местах, в гостях, школе, дома? Увы! Не все и всегда! Часто нам приходится сталкиваться с проявлениями бестактности, равнодушия, хамства. Многие знают из своего опыта, как бывает обидно и как портится настроение, когда кто-то толкнет, пусть даже нечаянно, и не извинится, или скажет грубое слово, или не поймет вашего состояния и будет шутить, когда вам не до шуток. Этот кто-то некультурный, невоспитанный человек. А какого человека можно назвать воспитанным, как правильно вести себя в обществе? На эти вопросы мы и попытаемся сегодня найти ответы. Итак, тема нашего занятия « Что о воспитании ребят, в разных странах говорят».
-Сейчас я каждому присутствующему хочу подарить подарок. (учитель раздает присутствующим по горошине, вкладывая ее в раскрытую ладонь), берегите ее не теряйте.
- Посмотрите внимательно и скажите, на что она похожа?
Эта горошина похожа на нашу планету Земля. Именно такой горошинкой она видится из космоса. (показать изображение Земли из космоса).
- Эта наш общий Дом. Мы должны любить и беречь такую хрупкую и прекрасную планету. Здесь проживает множество разных людей. Существует множество необитаемых звезд, планет, галактик, на которых можно поселиться, но Земля у нас одна, где мы живем.
- Наша школа, наша группа– эта тоже своеобразная планета, на которой мы живем вместе. Состояние планеты зависит от того, как чувствуют себя люди – тепло ли им, удобно ли, кто их окружает, какое у них настроение. Зеркало нашего настроения – лицо. Лицо доброго, умного, воспитанного человека – это открытый взгляд, приветливая улыбка. (показ рисунка)
- Сейчас мы проведем церемонию приветствия: Повернемся к соседу справа, посмотрим ему в глаза, улыбнемся и скажем: «Здравствуй, сосед!». Затем повернемся к соседу слева, посмотрим ему в глаза и, улыбнувшись, скажем: «Здравствуй, сосед!».
А сейчас, раз уж мы заговорили о разных странах, мы , поздороваемся так как принято в этих странах ,попрошу всех встать:
Игра «Приветствие»
- В России с давних пор люди при встрече желают друг другу здоровья и обмениваются рукопожатием. Поздоровайтесь по-русски.
- Японцы при встрече кланяются друг другу. Иногда они в знак уважения складывают руки ладонями друг к другу у груди. Поздоровайтесь по-японски.
- Если ты увидел тибетца, немедленно покажи ему язык. Так ты докажешь, что ты человек, а не дух зла, у которого, как считают в Тибете язык зелёный. Поздоровайтесь по-тибетски.
- В арабских странах люди прикладывают руку к груди и кланяются. Это значит, что тебе от всего сердца пожелали мира. Поздоровайтесь по-арабски
- Таиланд. В Таиланде люди при встрече говорят друг другу «вай», прикладывая сложенные вместе ладони к голове или груди. Причём, чем важнее человек, с которым здороваются, тем выше поднимаются ладони. Поздоровайтесь по-таиландски.
- Жители Лапландии трутся носами и гладят друг друга по спине. Поздоровайтесь по-лапландски.
- Франция. При встрече и прощании в неофициальной обстановке посылают воздушный поцелуй. Поздоровайтесь по-французски.
- Кения. В племени Акамба в Кении в знак глубокого уважения, представьте себе, плюют на встречного. Также плевками здороваются в племени Масаи. Правда, они плюют на свои руки, а потом пожимают руку другому человеку.
Вот мы с вами поздоровались.
- Улыбайтесь, излучайтесь! Сегодня наши улыбки должны светить, как солнце! Эмблемой нашей встречи будет красивое, доброе солнышко.
(на доске крепится изображение солнца).
- Представим себе, что у каждого из вас есть внутри маленькое солнышко. Это солнышко - доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружают. Ведь любовь и помощь согревают как солнце.
Игра «Берём – не берём».
- У меня на столе разложены лепестки. Вы по одному подходите к столу и выбераете из них те, которые, по вашему мнению, принадлежат воспитанному человеку .
-безразличие
-благодарность
-вежливость
-ворчливость
-грубость
-жадность
-злость
-скромность
-отзывчивость
-тактичность
-ябедничество
-доброта
-Итак, мы выбрали качества, которыми обладает воспитанный человек. Посмотрите, что у нас получилось (цветок с разноцветными лепестками). Наш цветок похож волшебный на цветик-семицветик, который выполняет все желания. Как вы думаете, наш цветок можно назвать волшебным? Почему? (ответы детей).
А сейчас мы отправимся с вами в путешествие по разным странам. Во всех странах мира дети одинаково желанны и любимы. Старшее поколение переносит на них всю свою нежность, все внимание и заботу. Их оберегают от опасностей, холят и лелеют. Но вот воспитывают все по-разному. Правила воспитания в разных странах зависят от многого: от религиозных обычаев, от опыта народа, даже от климатических условий (сообщения детей).
Китай.
В Китае существует закон, который позволяет семьям иметь не более одного ребенка. Поэтому братья и сестры в Китае – редкость. Ребенок в семье воспитывается в одиночестве. Поэтому в этой стране бытует пословица: найди себе друга и сделай так, чтобы он стал тебе как брат. Собственно, такие отношения и складываются между людьми в этой стране. Они помогают друг другу вне зависимости от родственных связей.
Израиль.
В Израиле создан культ ребенка. Здесь взрослые просто обожают малышей и в детях воспитывают любовь к младшим. На улице можно увидеть подростка, который, присев на корточки, с удовольствием общается с малышом. Эта картина трогает до глубины души каждого иностранца. Запретов у детей практически нет. Каждый проступок объясняется и оговаривается не только родителями, но и воспитателем или учителем в школе. Конфликты мгновенно пресекаются и искореняются сразу. Взрослые тут же выясняют причину и заставляют драчунов помириться.
Япония.
В Японии существуют определенные периоды воспитания, которые определяются возрастом детей. До пяти лет дети могут делать все, что угодно. Казалось бы – что тогда выйдет из столь избалованного и невоспитанного ребенка? Но Японцы – мудрые родители. С пяти лет они берутся за воспитание своих детей и буквально муштруют их, не позволяя никаких вольностей. Ребенок четко знает и исполняет свои обязанности, пока ему не исполнится 15 лет. Зато после прохождения этого рубежа, подросток становится на одну ступень со взрослыми, и отношение к нему соответственное. Он может принимать решение на равных с остальными членами семьи, родители советуются с ним и прислушиваются к его мнению.
Скандинавия.
В странах Скандинавии жесткие законы, касающиеся воспитания детей, не позволяют родителям никакого давления на малыша. Если взрослый повысит голос или, не дай Бог, приложит руку, окружающие тут же сообщат в полицию, и дело может закончиться очень плохо. Поэтому ребенок в скандинавской семье окружен заботой и вниманием более, чем любой другой. Его нельзя оставить дома одного, даже если возраст уже вполне позволяет. Обеспечение отдыха и режима дня — святая обязанность каждого родителя в скандинавских странах.
Россия.
В славянских странах таких, как Россия, довольно долго было принято авторитарное воспитание, как в семьях, так и в детских учреждениях. Но перестройка сделала свое дело, и дети получили чуть больше свободы, хотя и не так много как в других странах Европы и Азии. Возможно, поэтому в мире русские дети считаются одними из самых воспитанных!
А сейчас мы окажемся в Древней Руси. На некоторое время я вам предлагаю стать переводчиками со старорусского языка на современный язык.
Прочитайте правила и дайте его современное толкование.
•… У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить… но ожидать пока они выговорят…
•… Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот в сторону полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться…
•… Встретив знакомого, должно шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его…
•…Неприлично отрокам руками или ногами по столу везде колобродить, но нужно смирно себя вести; а вилками и ножиком по тарелкам не стучать…
•… Ешь, что перед тобой лежит, а иное не хватай, не бери перстами, не проглотя куска, не говори…
Физкультминутка: «Вежливо – невежливо».
Если вежливо – похлопайте, а невежливо – потопайте.
– Поздороваться при встрече. Вежливо?
– Толкнуть, но не извиниться.
– Перебивать во время разговора.
– Уметь соблюдать на уроке тишину.
– Уметь выслушать друга.
– Пропустить вперед девочек.
– Сказать, уходя домой «До свидания»
– Громко разговаривать.
– Помочь поднять упавшую вещь.
– Обозвать обидным словом соседа.
– Сказать в столовой: «Приятного аппетита!»
– Пожелать «Доброй ночи!»
Хорошо вы справились с заданием! Молодцы
Воспитатель:
-Ни один человек в своей жизни не избежал напоминаний или указаний о том, что надо уметь себя вести. Это говорят родители дома, учителя в школе, взрослые на улице… В нашей жизни столько проблем, недоразумений, конфликтов, потому что люди не всегда понимают друг друга, не хотят прислушиваться к мнению других. Уступить место в автобусе, перевести старушку через улицу, хорошо работать, соблюдать правила в обществе – все это просто для любого человека, но очень трудно для всех сразу. Вот поэтому нужно начинать с себя: с воспитания в самом себе вежливости, приветливости, умения сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить настроение другим, быть всегда ровным в обращении с окружающими людьми.
Я хочу вам предложить несколько приёмов самовоспитания, выполнять которые под силу каждому из вас.
Самонаблюдение.
Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как веду себя в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.
Самооценка .
Надо не только следить за собой, но и давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе об этом. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.
Изучение мнения других людей.
Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться, ведь многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.
Помогает и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” - “У невоспитанных, - ответил он,- я избегал делать то, что делают они”.
-Есть игра, в которую играют даже взрослые люди, давайте поиграем и мы. Вот перечень качеств: воспитанный, добрый, ласковый, спокойный, терпеливый, тактичный, щедрый,сопереживающий. Поставьте себе на листках бумаги напротив всех этих черт характера оценку.
Ученики пишут.
Учитель: Теперь поменяйтесь листками с соседом и поставьте оценки за те же качества соседу.
Посмотрите: оценки совпали? Наверное нет. Надо задуматься!
Заключение «Каким должен быть воспитанный человек?»
- Сейчас мы подведем итог занятия: Какими основными правилами должен следовать воспитанный человек?
•Быть точным и аккуратным;
•Не срывать зло на окружающих;
•Не перебивать собеседника;
•Не повышать голоса;
•В гостях вести себя прилично;
•Не забывать благодарить.
- Быть воспитанным, жить в мире с собой и с другими – не сложно, очень просто. Этому можно и нужно учиться. От нас самих зависит, как будут складываться наши отношения на нашей планете , на нашей Земле. Давайте еще раз посмотрим на ту горошину, которую каждый получил в начале классного часа. Сумели ли вы ее сохранить?
- Сделать это было сложно: горошина могла потеряться, разломиться на части, закатиться в щель. Так же трудно сохранить наш мир. Для этого нужно быть очень внимательным, бережливым, жить в мире с собой, в согласии с другими людьми.
- Заключительное упражнение «Паутина пожеланий». Воспитатель передает одному из ребят клубок ниток, оставляя конец у себя, высказывает какое-нибудь пожелание. Следующий ловит клубок, и, намотав кусочек нитки на палец, кидает его другому участнику с пожеланием и т.д.
- Посмотрите, у нас получилась волшебная паутина. Мы все, независимо от возраста, цвета глаз и волос, сплелись в одну прочную и светлую паутину. Все люди на планете Земля связаны множеством связей друг с другом, все земляне – нечто целое и единое. Пусть наша общая планета станет большой Планетой Дружбы. Мира и Добра всем!
6