II этап. Актуализация знаний. Цель – показать многообразие растений. ПР (планируемый результат): узнать о многообразии растений. | Работать с информацией, представленной в стихотворении. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать введение в тему, заранее подготовленным стихотворением. показать учащимся всё многообразие растений, включить учащихся в обсуждение проблемныхвопросов. | II этап. Актуализация знаний. Послушайте Стихотворение С. Никулина «Русский лес». Нет ничего милее - бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, накормит русский лес. А будет жажда мучить, то мне лесовичок Средь зарослей колючих покажет родничок. Нагнусь к нему напиться – и видно всё до дна. Течёт вода-водица, вкусна и холодна. Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы, Душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну я, не жалея ног, А если и устану –присяду на пенёк. Жизнь, кажется иною и сердце не болит, Когда над головою, как вечность лес шумит. | II этап. Актуализация знаний. -Какую роль играют растения в вашей жизни? Растения – зелёный наряд земли. Они выделяют кислород, который так нам необходим. Растения одевают человека – лен, хлопок.Растения кормят человека – рожь, пшеница, яблоня, капуста картофель…Растения дают много полезных вещей – мебель, строительные материалы, топливо, многие растенияиспользуют в медицине. |
III этап. Постановка учебной задачи. Цель –сформулировать тему и учебные задачи урока. | Сформулировать тему и учебные задачи урока. | Активизировать знания учащихся. Создать проблемную ситуацию. | III этап. Постановка учебной задачи. О чём же сегодня пойдёт речь на нашем уроке? (о растениях?) Слайд 2 и 3. - На какие группы можно разделить растения? (Слайд 4: деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники) Около половины земной поверхности покрыто деревьями. Это большие живые организмы. Самым высоким деревом считается мамонтовое дерево в Америке, его высота112 метров. Самым старым деревом была остистая сосна в Америке. Когда её спилили, ей исполнилось 4900 лет. Как вы думаете, как об этом узнали? (по годовым кольцам) -А чем кустарники отличаются от деревьев? (Они более низкорослые, у них не один ствол, а много стволиков.) - Какие кустарники вам известны?(орешник,сирень,жимолость,бузина,бересклет,крушина) 3 группа- травы. у них нет такого твёрдого ствола, как у дерева или стволиков, как у кустарника,у травянистого растения- стебель. - Отгадайте, о каком травянистом растении идёт речь? 1.Подмигнёт тебе украдкой Из травы фонарик сладкий. (земляника) 2. На верхушке стебелька Солнышко и облака. (ромашка) 3.Как зовут меня - скажи Часто прячусь я во ржи. Скромный, полевой цветок Синеглазый…( василёк). 4.Не пустили в огород – Оттого она и жжёт (крапива) 5.С этих шариков пушистых Полетят парашютисты. (одуванчик) - Итак, как можно назвать одним словом деревья,кустарники,травы? (растения) -Растения – живой организм, почему? (потому что растение растёт, развивается, цветёт, размножается и отмирает.) - Какой же проблемный вопрос нам предстоит изучить и решить? Какие учебные задачи будем решать? -Что общего у всех растений? (растения состоят из одинаковых частей) Сегодня мы с вами и познакомимся с этими частями растений. И научимся их распознавать на разных растениях. | III этап. Постановка учебной задачи. Познавательные УУД. (логические – анализ объектов с целью выделения признаков) Коммуникативные УУД. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками). -Из каких частей состоит растение? Какие ваши предположения? Регулятивные УУД (целеполагание) Коммуникативные УУД (постановка вопросов) Познавательные УУД (самостоятельное формулирование темы-проблемы) |
IV этап. Построение проекта выхода из затруднения. Цель –познакомить учащихся с частями растений. ПР: Усвоить, что у разных растений есть общие части (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами). | Участвовать в практической исследовательской работепо изучению частей растений. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе). Оценивать правильность выполнения заданий.  Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать практическую исследовательскую работу по изучению частей растений. Организовать работу в группах обеспечить контроль за выполнением задания.  Включить учащихся в обсуждение проблемныхвопросов. | IV этап. Построение проекта выхода из затруднения. -Ребята, вы изучили много растений. Они такие разные! А есть ли у них что-нибудь общее? Учитель открывает запись темы на доске. - Чтобы ответить на поставленный вопрос, предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда найдем правильный ответ. Учитель демонстрирует несколько растений: настурция, мак, бархатцы. В них хорошо выражены части: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. -Найдём на всех растениях листья. Листьями растения дышат, ловят солнечные лучи. С помощью солнечного света, углекислого газа и воды «готовят пищу» всему растению. Этот процесс называют фотосинтезом, о нём вы узнаете на уроках биологии. - Какие части растений вам знакомы? (Дети отвечают из личного опыта). - Откроем учебник с 22. Какое растение изображено? (Кабачок). Слайд 5. - Найдём у него листья, посчитаем, сколько их у нарисованного растения. - Посмотрите, какие длинные у листьев черешки. К чему они крепятся? (к стеблю) По стеблям вода и питательные вещества передвигаются к листьям и другим частям растений. - Проведите пальчиком вдоль всего стебля вниз. Закончилась зелёная часть? Ведём палец ниже. Какого цвета эта часть растения? Как она называется? (Корень) -Это подземная часть растения. Корнями растения берут воду и минеральные соли из почвы. Корнями растение закрепляется в почве. Корни бывают разной длины (примеры корни верблюжьей колючки и корни сосны). Поднимаемся вверх от корня по стеблю. Повторяем знакомые части растений. Какие части растения мы ещё не назвали? (Цветок) Цветы могут быть одиночными, как у кабачка, а могут быть собранные в соцветия. Посмотрите на плакате клевер 1 цветок и всё соцветие. Слайд 6. Цветы собраны в соцветия у георгинов, астр, календулы ( стр. 23 в учебнике) - Когда цветок отмирает, на его месте в большинстве случаев образуется плод с семенами. Яблоко, кабачок, огурец – это плоды. Разрежем, внутри семена, значит плод. Разрежем морковь, свёклу, лук, капусту.Внутри нет семян, значит это не плод, а другая часть растения (корень, стебель или листья). - На месте какой части растения образуется свёкла и морковь? (на месте корня) Такие образования на месте корня называются корнеплодами. Какие вы ещё знаете корнеплоды? (редис, репа, редька) -Существует очень много видов плодов. Их условно можно разделить на 2 группы: сочные и сухие. Слайд 7. Сочные : ягода и костянка. Сухие : семянка, зерновка, боб, коробочка. У вас на столе карточки с информацией об этих плодах. В парах прочитайте и поделитесь с нами этой информацией. -Итак, перечислите, что мы увидели, рассматривая растение. - Так что же такое корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами? (Части растения). Назовите его части в паре друг другу. -Растения имеют много общего (корень, стебель, листья, цветок…) могут быть одинаковы по форме, но могут быть разные по форме, окраске, по размеру. | IV этап. Построение проекта выхода из затруднения. Практическая работа в группах: поиск у разных растений их частей. Каждая группа получает растение и карточку с заданием. Карточка с заданием. 1.Как называется растение? 2.Есть ли у растения корень? Найдите и покажите. 3. Есть ли у растения стебель? Найдите и покажите. 4.Есть ли на стебле листья? Найдите и покажите. 5. Есть ли у растения цветок? Найдите и покажите. 6.Что появилось на месте цветка, когда он отцвёл? Найдите плод с семенами и покажите его. По окончании работы группы рассказывают о проведённом исследовании. Делается вывод: «У разных растений есть одни и те же части - корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. - А есть ли эти части у деревьев? Высказывания детей. - Стебли у деревьев это их стволы и ветки, они толстые и твёрдые. Хвойные деревья отличаются от остальных тем, что у них нет плодов. Вместо плодов у них шишки. Регулятивные УУД(планирование) Познавательные УУД (моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений,доказательство) Коммуникативные УУД(инициативноесотрудничество в поиске и выборе информации) Ягода – сочный плод с тонкой кожицей с мякотью внутри. Внутри плода находятся семена. Плоды смородины, клюквы, черники, винограда, томатов – ягоды. Костянка-внутри плода – косточка.внутри которого находится семя. Плоды костянки имеет вишня, слива, черёмуха, абрикос. Семянка – сухой плод у подсолнечника. Зерновка – сухой плод у пшеницы и кукурузы. Боб – сухой плод имеет 2 створки : у фасоли, гороха, бобов, акации. Коробочка – сухой плод у льна, хлопчатника, мака. |
V этап. Первичное закрепление изученного материала. Цель – Научиться находить, показывать и называть эти части. ПР: уметь находить, называть показывать части растений. | Работать с информацией, представленной в форме рисунка. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать работу в парах, обеспечить контроль за выполнением задания. Организовать фронтальную работу по учебнику. Включить учащихся в обсуждение проблемныхвопросов. | V этап. Первичное закрепление изученного материала. 1.Самостоятельная работа в паре с рисунками. Слайд 8. - Найти одни и те же части у двух изображённых растений и соединить их линиями. -Слайд 9. Соберите растение из его частей. 2. На плакате Мудрая черепаха держит землянику. Рассмотрите части этого растения и зарисуйте их в рабочую тетрадь стр. 11.,задание 1. Рассмотрим плоды и семена на этой же стр., задание 2. Соедините линиями плоды и семена. Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою. Яблоко я пополам разломлю. Яблоко с другом своим разделю. Я. Аким Разделите яблоко с соседом по парте пополам. Что в серединке? (Семена). -Какие они по форме, цвету, величине? Раскололся тесный домик На две половинки, И посыпались в ладони Бусинки- дробинки. (Горох) -Раскройте горох. Какие семена по форме, цвету, величине? (Ответы детей). А сейчас я предлагаю вам ответить на вопрос, какие части растения человек употребляет в пищу? Слайд 10. | V этап. Первичное закрепление изученного материала. Работа в рабочей тетради с.11. Работа в парах. Взаимопроверка Регулятивные УУД (контроль, коррекция) Познавательные УУД(выбор наиболее эффективных способов решения задач,умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание) КоммуникативныеУУД(контроль, коррекция действий партнёра и себя) |