СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Что общего у разных растений?" (окружающий мир, 1 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Школа России" А.А.Плешаков, 1 класс, урок окружающего мира, технологическая карта урока

Просмотр содержимого документа
«"Что общего у разных растений?" (окружающий мир, 1 класс)»

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме «Что общего у разных растений?». Программа А.А. Плешакова «Школа России».

МОУ «Средняя общеобразовательная школа» №3 г. Петрозаводска.

Учитель : Шумилова Татьяна Александровна.


Тема

Что общего у разных растений?

Цель темы


Знакомство учащихся с частями растений.

Развитие первоначальных умений практического исследования природных объектов, формирование умений работать в паре, в группе.

Воспитание бережного отношения к растениям.

Планируемый результат

Получить информацию о многообразии растений.

Усвоить, что у разных растений есть общие части (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами).

Учиться находить, показывать и называть эти части.

Основные понятия

Понятия: -растение, -корень, -стебель, -лист, -цветок, -плод с семенами

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, математика.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» 1 класс

Тема: «Что общего у разных растений?»

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса « Мир вокруг нас», презентация.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах


Технология проведения


Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа


Диагностирующие задания каждого этапа


I этап. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель – активизация учащихся.


Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

I этап. Самоопределение к учебной деятельности.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Тихо сели.

-Вспомните основные правила работы на уроке для того, чтобы наш урок прошёл для нас с пользой, и мы с вами узнали много нового.

I этап. Самоопределение к учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

(планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

ЛичностныеУУД

(самоопределение)

Регулятивные УУД

(целеполагание)

II этап. Актуализация знаний.

Цель – показать многообразие растений.

ПР (планируемый результат): узнать о многообразии растений.

Работать с информацией, представленной в стихотворении.


Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать введение в тему, заранее подготовленным стихотворением.

показать учащимся всё многообразие растений,

включить учащихся

в обсуждение проблемныхвопросов.








II этап. Актуализация знаний.

Послушайте Стихотворение С. Никулина «Русский лес».

Нет ничего милее - бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить, то мне лесовичок

Средь зарослей колючих покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

и видно всё до дна.

Течёт вода-водица, вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,

Душистая малина на кустиках густых.

Ищу грибов поляну я, не жалея ног,

А если и устану –присяду на пенёк.

Жизнь, кажется иною и сердце не болит,

Когда над головою, как вечность лес шумит.







II этап. Актуализация знаний.

-Какую роль играют растения в вашей жизни?

Растения – зелёный наряд земли. Они выделяют кислород, который так нам необходим. Растения одевают человека – лен, хлопок.Растения кормят человека – рожь, пшеница, яблоня, капуста картофель…Растения дают много полезных вещей – мебель, строительные материалы, топливо, многие растенияиспользуют в медицине.

III этап. Постановка учебной задачи.

Цель –сформулировать тему и учебные задачи урока.

Сформулировать тему и учебные задачи урока.

Активизировать знания учащихся. Создать проблемную ситуацию.

III этап. Постановка учебной задачи.

О чём же сегодня пойдёт речь на нашем уроке? (о растениях?) Слайд 2 и 3.

- На какие группы можно разделить растения? (Слайд 4: деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники)

Около половины земной поверхности покрыто деревьями. Это большие живые организмы. Самым высоким деревом считается мамонтовое дерево в Америке, его высота112 метров. Самым старым деревом была остистая сосна в Америке. Когда её спилили, ей исполнилось 4900 лет. Как вы думаете, как об этом узнали?

(по годовым кольцам)

-А чем кустарники отличаются от деревьев? (Они более низкорослые, у них не один ствол, а много стволиков.)

- Какие кустарники вам известны?(орешник,сирень,жимолость,бузина,бересклет,крушина)

3 группа- травы. у них нет такого твёрдого ствола, как у дерева или стволиков, как у кустарника,у травянистого растения- стебель.

- Отгадайте, о каком травянистом растении идёт речь?

1.Подмигнёт тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий.

(земляника)

2. На верхушке стебелька

Солнышко и облака.

(ромашка)

3.Как зовут меня - скажи

Часто прячусь я во ржи.

Скромный, полевой цветок

Синеглазый…( василёк).

4.Не пустили в огород –

Оттого она и жжёт

(крапива)

5.С этих шариков пушистых

Полетят парашютисты.

(одуванчик)

- Итак, как можно назвать одним словом деревья,кустарники,травы? (растения)

-Растения – живой организм, почему? (потому что растение растёт, развивается, цветёт, размножается и отмирает.)



- Какой же проблемный вопрос нам предстоит изучить и решить? Какие учебные задачи будем решать?

-Что общего у всех растений? (растения состоят из одинаковых частей)

Сегодня мы с вами и познакомимся с этими частями растений. И научимся их распознавать на разных растениях.

III этап. Постановка учебной задачи.

Познавательные УУД.

(логические – анализ объектов с целью выделения признаков)

Коммуникативные УУД.

(планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).








































-Из каких частей состоит растение? Какие ваши предположения?

Регулятивные УУД

(целеполагание)

Коммуникативные УУД

(постановка вопросов)

Познавательные УУД

(самостоятельное формулирование темы-проблемы)






IV этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель –познакомить учащихся с частями растений.

ПР: Усвоить, что у разных растений есть общие части (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами).


Участвовать в практической исследовательской работепо изучению частей растений.



Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).


Оценивать правильность выполнения заданий.
















Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать практическую исследовательскую работу по изучению частей растений.



Организовать работу в группах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.















Включить учащихся

в обсуждение проблемныхвопросов.

IV этап. Построение проекта выхода из затруднения.

-Ребята, вы изучили много растений. Они такие разные! А есть ли у них что-нибудь общее?

Учитель открывает запись темы на доске.

- Чтобы ответить на поставленный вопрос, предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда найдем правильный ответ.

Учитель демонстрирует несколько растений: настурция, мак, бархатцы. В них хорошо выражены части: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

-Найдём на всех растениях листья.

Листьями растения дышат, ловят солнечные лучи. С помощью солнечного света, углекислого газа и воды «готовят пищу» всему растению. Этот процесс называют фотосинтезом, о нём вы узнаете на уроках биологии.

- Какие части растений вам знакомы?

(Дети отвечают из личного опыта).

- Откроем учебник с 22. Какое растение изображено?

(Кабачок). Слайд 5.

- Найдём у него листья, посчитаем, сколько их у нарисованного растения.

- Посмотрите, какие длинные у листьев черешки. К чему они крепятся? (к стеблю)

По стеблям вода и питательные вещества передвигаются к листьям и другим частям растений.

- Проведите пальчиком вдоль всего стебля вниз. Закончилась зелёная часть? Ведём палец ниже. Какого цвета эта часть растения? Как она называется?

(Корень)

-Это подземная часть растения. Корнями растения берут воду и минеральные соли из почвы. Корнями растение закрепляется в почве. Корни бывают разной длины (примеры корни верблюжьей колючки и корни сосны).

Поднимаемся вверх от корня по стеблю. Повторяем знакомые части растений. Какие части растения мы ещё не назвали?

(Цветок) Цветы могут быть одиночными, как у кабачка, а могут быть собранные в соцветия. Посмотрите на плакате клевер 1 цветок и всё соцветие. Слайд 6. Цветы собраны в соцветия у георгинов, астр, календулы ( стр. 23 в учебнике)

- Когда цветок отмирает, на его месте в большинстве случаев образуется плод с семенами. Яблоко, кабачок, огурец – это плоды. Разрежем, внутри семена, значит плод. Разрежем морковь, свёклу, лук, капусту.Внутри нет семян, значит это не плод, а другая часть растения (корень, стебель или листья).

- На месте какой части растения образуется свёкла и морковь? (на месте корня) Такие образования на месте корня называются корнеплодами.

Какие вы ещё знаете корнеплоды? (редис, репа, редька)

-Существует очень много видов плодов. Их условно можно разделить на 2 группы: сочные и сухие. Слайд 7.

Сочные : ягода и костянка.

Сухие : семянка, зерновка, боб, коробочка.

У вас на столе карточки с информацией об этих плодах. В парах прочитайте и поделитесь с нами этой информацией.



-Итак, перечислите, что мы увидели, рассматривая растение.

- Так что же такое корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами? (Части растения).

Назовите его части в паре друг другу.

-Растения имеют много общего

(корень, стебель, листья, цветок…) могут быть одинаковы по форме, но могут быть разные по форме, окраске, по размеру.


IV этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Практическая работа в группах: поиск у разных растений их частей. Каждая группа получает растение и карточку с заданием.


Карточка с заданием.

1.Как называется растение?

2.Есть ли у растения корень? Найдите и покажите.

3. Есть ли у растения стебель? Найдите и покажите.

4.Есть ли на стебле листья? Найдите и покажите.

5. Есть ли у растения цветок? Найдите и покажите.

6.Что появилось на месте цветка, когда он отцвёл? Найдите плод с семенами и покажите его.

По окончании работы группы рассказывают о проведённом исследовании.

Делается вывод: «У разных растений есть одни и те же части - корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

- А есть ли эти части у деревьев?

Высказывания детей.

- Стебли у деревьев это их стволы и ветки, они толстые и твёрдые. Хвойные деревья отличаются от остальных тем, что у них нет плодов. Вместо плодов у них шишки.

Регулятивные УУД(планирование)

Познавательные УУД

(моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений,доказательство)

Коммуникативные УУД(инициативноесотрудничество в поиске и выборе информации)

Ягода – сочный плод с тонкой кожицей с мякотью внутри. Внутри плода находятся семена. Плоды смородины, клюквы, черники, винограда, томатов – ягоды.

Костянка-внутри плода – косточка.внутри которого находится семя. Плоды костянки имеет вишня, слива, черёмуха, абрикос.

Семянка – сухой плод у подсолнечника.

Зерновка – сухой плод у пшеницы и кукурузы.

Боб – сухой плод имеет 2 створки : у фасоли, гороха, бобов, акации.

Коробочка – сухой плод у льна, хлопчатника, мака.


V этап. Первичное закрепление изученного материала.


Цель – Научиться находить, показывать и называть эти части.


ПР: уметь находить, называть показывать части растений.


Работать с информацией, представленной в форме рисунка.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).


Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу в парах, обеспечить

контроль

за выполнением

задания.








Организовать фронтальную работу по учебнику.

Включить учащихся

в обсуждение проблемныхвопросов.


V этап. Первичное закрепление изученного материала.

1.Самостоятельная работа в паре с рисунками. Слайд 8.

- Найти одни и те же части у двух изображённых растений и соединить их линиями.

-Слайд 9. Соберите растение из его частей.

2. На плакате Мудрая черепаха держит землянику. Рассмотрите части этого растения и зарисуйте их в рабочую тетрадь стр. 11.,задание 1.

Рассмотрим плоды и семена на этой же стр., задание 2. Соедините линиями плоды и семена.

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю.

Яблоко с другом своим разделю. Я. Аким

Разделите яблоко с соседом по парте пополам. Что в серединке? (Семена).

-Какие они по форме, цвету, величине?

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки- дробинки. (Горох)

-Раскройте горох. Какие семена по форме, цвету, величине? (Ответы детей).

А сейчас я предлагаю вам ответить на вопрос, какие части растения человек употребляет в пищу? Слайд 10.

V этап. Первичное закрепление изученного материала.


Работа в рабочей тетради с.11. Работа в парах. Взаимопроверка


Регулятивные УУД (контроль, коррекция)

Познавательные УУД(выбор наиболее эффективных способов решения задач,умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание)

КоммуникативныеУУД(контроль, коррекция действий партнёра и себя)

VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Контролирующее задание

2. Тест

Самостоятельная работа.

1) Какая часть растения находится под землёй?

А корень

Б лист

В цветок

2) На месте какой части у растения

появляется плод?

А стебля

Б листа

Вцветка


3)Внутри какой части растения находятся семена?

А стебля

Б цветка

В плода

4)Что мы едим у гороха?

А стебель

Б плод

В семена

5) Что мы едим у петрушки?

А листья

Б плоды

В цветки



VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Подсчёт баллов.


Регулятивные УУД (контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоенной, что ещё подлежит усвоению)


Личностные УУД (самоопределение)





VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

-Чему вы научились на уроке?

Расскажите посхеме: знаю

Я запомнил

смог

-Растения – это часть природы. Они имеют для нас огромное значение, значит, относиться к ним нужно бережно. Не срывать ветки деревьев, не губить цветы, принимать участие в посадках деревьев. И об этом послушайте стихотворение С.Я. Маршака «Будущий лес», которое приготовила для вас ваша одноклассница.







Спасибо всем за урок!

Рекомендации для занятий дома:

-Посадите дома растение и понаблюдайте, как растение развивается. Что общего есть у этих растений?


В лесу я видел огород:

На грядках зеленели

Побеги всех родных пород –

Берёзы, сосны, ели.

И сколько было здесь лесной

Кудрявой, свежей молоди!

Дубок с мизинец толщиной

Тянулся вверх из жёлудя.

Он будет крепок и ветвист,

Вот этот прут дрожащий

Уже сейчас раскрыл он лист –

Дубовый настоящий.