Бугакова Варвара Владимировна
МБОУ СОШ № 48
Тема: «Что понимается под коммуникативной языковой компетенцией?»
Известно, что элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для школьников разных ступеней обучения.
Необходимо сказать, что достижение коммуникативной компетенции школьника предполагает: - формирование умения общаться на иностранном языке на необходимом уровне с учётом речевых возможностей и потребностей школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтении и письмо); - приобщение учащихся к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным фольклором, с доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран; - развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей учащихся, а также их общеучебных способностей и общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком; - воспитание и разностороннее развитие школьника средствами иностранного языка.
Отсюда вытекают следующие задачи: - формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащее и письменные тексты; - расширение лингвистического кругозора школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных учащимся и необходимым для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на необходимом уровне; - обеспечение коммуникативно- психологической адаптации школьников к языковому миру (а младших школьников к новому языковому миру) для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использовании иностранного языка как средства общения; - развитие личностных качеств школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом; - приобщение школьников к социальному опыту (у младших школьников к новому социальному опыту) за счёт проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения; - развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с различными компонентами учебно-методического комплекса (учебником, рабочей тетрадью, аудио-приложением, мультимедийным приложением и т.д.), умением работать в паре, группе; - приобщение к культурным ценностям другого народа через произведения детского фольклора.
Итогом формирования коммуникативной языковой компетенции являются коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на том или ином этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной форме. Например: формирование умения вести беседу на английском языке в начальной школе опирается на взаимосвязанное обучение аудированию и говорению как видам речевой деятельности. – обучение технике говорения на основе имитации речевых реплик в диалогах и монологах; - участие в диалоге в ситуациях повседневного общения… - формирование элементарных умений использовать основные речевые образцы в стандартных ситуациях общения, отвечая на вопросы и задавая собственные; - составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своём друге, своей семье; описание предмета, картинки и т.д.
Обучение аудированию на начальном этапе также имеет свои особенности, оно предполагает формирование у учащихся звукового (фонетического и интонационного) образа английского языка при слушании и имитации. Учащиеся на данном этапе обучения тренируются в различении звуков иностранного и родных языков, в распознавании долготы и краткости гласных, утвердительных, отрицательных, вопросительных и повелительных предложениях (техника аудирования). В этом виде речевой деятельности развиваются умения: - восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке; - восприятие небольших простых сообщений и т.д. Причём, иноязычной средой для развития умений слушать и понимать английскую речь служат как речь учителя )при озвучивании песенно-игрового учебного материала, так и аудиозаписи.
Что касается чтения, то здесь основное внимание уделяется формированию техники чтения. Учащиеся овладевают: - алфавитом; - осваивают чтение вслух и про себя; - использованием двуязычным словарём и т.д.
В письме основное внимание уделяется обучению технике письма, графики, орфографии и различных форм записи: - формирование навыка полупечатного написания букв, буквосочетаний, слов с опорой на образец и т.д.
А как виду речевой деятельности: - написание с опорой на образец поздравления, короткого личного письма и т.д.
Подводя итог выше сказанному важно отметить, что в результате изучения иностранного языка (в нашем случае английского) школьники приобретут элементарную коммуникативную компетенцию, т.е. способность, с учётом речевых возможностей и потребностей, и готовность общаться с носителями языка в разных формах: устной и письменной. В процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх, в ходе овладения языковым материалом у младших школьников, например, развивается общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе, осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми и т.д. (личностные результаты), овладение умением взаимодействовать с окружающим, выполняя разные роли, умением выбирать адекватные речевые средства для успешного решения коммуникативной задачи, расширение познавательной, эмоциональной и волевой сфер и т.д. (межпредметные результаты), освоение начальных представлений о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических), овладение элементами ключевых компетенций и т.д. (предметные результаты). Дети овладевают речевой компетенцией (участием в элементарных диалогах, использованием контестуальной или языковой догадки при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова, соотнесением графического образа английского слова с его звуковым образом, списыванием текста и выписыванием из него слов ит.д.), языковой компетенцией (использованием английского алфавита, применением основных правил чтения и орфографии, умением отличать буквы от знаков транскрипции, различать на слух и произносить все звуки английского алфавита, соблюдая нормы произношения звуков, оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей, распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений и т.д.), социокультурная компетенция (знание названий стран изучаемого языка, некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых сказок, написанных на изучаемом языке, небольших произведений детского фольклора (стихов, песен), знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в стране изучаемого языка).
Следовательно, можно утвердить, что для успешного овладения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы (т.е. грамматику, лексику и произношение), но также иметь представление о том, как их использовать для целей реальной коммуникации и современное коммуникативно ориентированное обучение должно готовить учащихся к использованию языка в реальной жизни и учитель должен планировать на уроках как можно больше ситуаций общения и поощрять попытки учащихся принять в них участие.