ЧТО ТАКОЕ АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО?
( дети 9 – 10 лет.)
Искусство бывает разным. Так захотел человек и, так у него получилось. Разные на это были причины и разные обстоятельства. Да и сама история возникновения искусства уходит в очень далёкое прошлое и поэтому многое узнать не так-то просто. Можно только предполагать что-либо, да и то при этом, опираясь на научные исследования. С течением времени, разные виды и жанры искусства, обрели свои названия, которые стали привычными и понятными.
Наш разговор пойдёт об абстрактном искусстве, уже само, название, которого вызывает у вас вопрос – А что такое АБСТРАКТНОЕ искусство и почему оно так называется?
Действительно, название не совсем понятное, ведь слово АБСТРАКТНОЕ, имеет, видимо свой смысл, своё обозначение чего-то. И это правда. Слово АБСТРАКТНО, если посмотреть словарь, означает ОТВЛЕЧЁННО. То есть отвлечение от чего-то. Само слово - ОТВЛЕЧЕНИЕ, означает, перестать делать какие-то дела, прекратить какие-то занятия, то есть, отвлечься от чего-то.
Но в нашем случае, значение слова ОТВЛЕЧЁННО приобретает особый смысл. Это отвлечение мысленное, отвлечение умозрительное, отвлечение в мыслях, думах человека. Человек начинает думать об известном ему явлении так, как ему хочется. Он может хорошо знать это явление, возможно, о нём тоже самое, знают другие, оно, может быть, всем хорошо известно. Но, человек хочет думать о нём по-своему, он отвлекается от того, что всем хорошо известно, он хочет каких-то новых, других, никому ещё не известных мыслей об этом явлении. Он мысленно, сочиняет о нём то, что ему хочется. И он имеет на это право. Он человек, запретить ему мыслить нельзя, да это просто и невозможно. Так что АБСТРАГИРОВАТЬСЯ, то есть мысленно отвлекаться, имеет полное право каждый человек. Вот это самое право, а если говорить более точно – способность человеческого мышления, использовали художники, при создании АБСТРАКТНОГО искусства. Именно эта удивительная способность человеческого мозга, человеческой психики, абстрагироваться-отвлекаться от общеизвестного и общепринятого и, сочинять своё, и явилась тем фундаментом, на котором базируется АБСТРАКТНОЕ искусство. АБСТРАКЦИОНИЗМ - такое название носит оно в истории изобразительного искусства. А, художников, творящих такое искусство, обычно называют АБСТРАКЦИОНИСТАМИ.
Если посмотреть на картины абстракционистов, то можно получить очень разные впечатления: от восторга – так это нравится, до разочарования – так это не нравится. Ну что ж, на то они и абстракционисты, чтобы удивлять зрителей и вызывать у них вопросы. Ведь когда-то, в 1883 году, на выставке в Париже, зрители увидели картину художника Алоиза Альфонса под названием «Девушки под снегом». Это была совершенно белая плоскость, на которой ничего не было изображено. Они удивлялись, но ещё не знали, что в изобразительное искусство пришло новое направление – АБСТРАКЦИОНИЗМ.
Ой, что тут началось! И как только не называли художников абстракционистов те зрители, которым не нравились их произведения. Их просто обижали, порой даже оскорбляли, их работы буквально обзывали разными нехорошими словами. И что? И ничего. Они продолжали работать, продолжали создавать свои «непонятные» произведения и получали от этого удовольствие и доставляли его тем, кому нравилось их искусство, кто приял его, как искусство, как творчество.
- 2 -
Вы можете спросить: а почему всё-таки они появились, почему они пришли в искусство? Знаете, всё очень просто – пришло их ВРЕМЯ. У каждого искусства, есть своё ВРЕМЯ и оно рано или поздно наступает. Вот так, в конце 19 начале 20 века пришло время абстрактного искусства. Причины, которые помогли его появлению, самые разные.
Ну, во-первых, менялся мир, окружающий человека и искусство реагировало на эти изменения. Оно всегда так поступает. Как только, в жизни человеческого общества происходят большие изменения, так сразу же на них откликается искусство. И по-другому не может быть, оно ведь, неотъемлемая часть этой самой жизни, её духовных и материальных достижений. Но главной причиной появления абстрактного искусства было то, что менялся сам человек – художник. Он начинал смотреть на мир, на всё то, что его окружает так, как хотелось ему. Он видел этот мир, видел его реалии, его настоящее, но при этом, создавая произведение искусства об этих реалиях, придумывал их художественные образы такими, как ему хотелось. Его глаза и мозг, который является главным помощником художника, создавали свои собственные, непривычные и ни на что не похожие образы. Так, стали появляться художественные изображения, которые вскоре, стали называться абстрактными, так появился абстракционизм – направление в искусстве, создающее изображение не похожее на привычный глазу, видимый мир. Порой, образы, создаваемые художниками – абстракционистами, выглядели настолько сложно, непонятно, непривычно, что вызывали искреннее непонимание и непринятие у зрителей. Особенно плохо, к абстракционистам относились те зрители, которые категорически не желали считать такие изображения искусством. Они не могли согласиться с тем, что у художника есть право изображать ТО, что он хочет и КАК, он хочет. Сама жизнь, дала ему это право. И абстракционисты воспользовались этим. Они появились не сами по себе, их породило ВРЕМЯ, и их искусство было его, времени, естественным порождением. Они отличались от художников, создававших привычные глазу изображения только тем, что природа их искусства, в большей степени опиралась на такое явление, как изобразительная фантазия. Именно изобразительная фантазия автора, его многообразные зрительные ассоциации, стоят у истоков абстракционизма. И дело даже не в названиях, которые давали своим произведениям абстракционисты, а в том, какое ИЗОБРАЖЕНИЕ, отражало эти названия, как соответствовало, оно, заявленной теме (названию) и что из себя представляло. Да, подчас, такое изображение, предлагало такую игру для сознания зрителя, что справиться с ней, мог далеко не каждый. Абстракционисты заставляли думать, они требовали от зрителя особой мыслительной деятельности, способной настроить воображение зрителя на ту «волну», в «диапазоне», которой работало абстрактное изображение. Зритель должен был постараться, поймать эту волну и почувствовать её колебания. А дальше, он вполне мог согласиться с автором, что в искусстве такой образ изображаемого явления, вполне имеет право на существование. И. очень многие зрители, относились к абстракционистам с пониманием и, конечно же, были те, кто ценил их искусство очень высоко. С течением времени, стали появляться другие, новые направления в искусстве, продолжавшие поиски и эксперименты, а абстракционизм, занял своё достойное место в его истории.
В. Пискурёв Февраль 2006г.