СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое экология?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что такое экология?»


Класс:3 «В».

Предмет: окружающий мир.

Система обучения: «Школа России».

Тема: «Что такое экология?».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель:дать понятие об экологии как науке, о взаимосвязях живых систем и неживой природы.

Планируемые результаты:

1. Личностные: сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной учебной деятельности; сформировать умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

2. Предметные:обучающиеся научатся обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком; узнают, чем занимается наука экология, что называют окружающей средой; научатся анализировать, делать выводы, сравнивать.

3. Метапредметные:

  • Регулятивные:самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения, умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему, умение работать по заданному алгоритму.

  • Познавательные:умение перерабатывать полученную информацию.

  • Коммуникативные:формирование уважительного отношения к иному мнению, умение договариваться, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс; раздаточный материал на рефлексию; презентация.

Структура урока:

1. Организационный момент (2 мин)

2. Актуализация знаний (3 мин)

3. Целеполагание (2 мин)

4. Первичное усвоение новых знаний(14 мин)

5. Первичная проверка понимания(10 мин)

6. Первичное закрепление (5 мин)

7. Итог (3 мин)

8. Рефлексия (1 мин)

О

Иллюстрации

формление доски:



Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Орг. момент

-Добрый день, я – Анастасия Дмитриевна и сегодня на уроке, я надеюсь, вы все порадуете меня своей работой. Присаживайтесь удобно, руки положите на парту, ноги касаются пола, спинка прямая и всё внимание на меня. Вы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Работайте старательно, слушайте внимательно.

Приветствуют учителя, садятся за парты.

Проверяют готовность к уроку.

2.Актуализация знаний

Блиц – опрос по теме прошлого урока

  • Группа живущих вместе близких родственников –это …

  • Эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, - это …

  • Прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета –это …

  • Население государства, страны –это …

Отвечаю на вопросы учителя.





3.Целеполагание

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики…

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

– Почему необходимо беречь Землю?

- Какая наука занимается охраной земли? (экология)

- Вследствие этого какая будет сегодня тема? ( «Что такое экология?»)
- А как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Чтобы проверить, правы ли вы, откройте учебник на 28-ой странице и прочитайте.

- Как называются ученые, которые занимается наукой экологией?

– Сегодня на уроке мы попробуем посмотреть на окружающий мир глазами ученого-эколога и подумаем над тем, насколько важно каждому из нас попытаться стать экологом.


Отвечают на вопросы.



Выявляют тему урока.

4.Первичное усвоение новых знаний

Наука, которой занимаются экологи, называется экология. Что изучает экология?Как вы понимаете слово «экология»? Кто знаком с этим словом и сможет объяснить, что оно означает?

– Давайте заглянем в этимологический словарь, чтобы объяснить значение слова «экология».Это слово образовалось от двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» – наука. Что получилось?

(Наука о доме.)

- О каком же доме идет речь? Как называется дом, в котором мы живем все вместе? (Земля)

- Правильно, речь идет о нашей планете Земля, о законах, по которым мы должны жить в нашем огромном общем доме.


(На доске появляется изображение всего того, о чем говорит учитель далее.)


Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо получать тепло и свет, дышать, есть, пить, где-то жить, заботиться о потомстве. За многие миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их неживой природе. Возникли прочные связи. В природе установилось равновесие.


(На доске появляются схемы природных связей: между неживой и живой природой, между растениями и животными, между различными животными, между природой и человеком.)

- Какие группы экологических связей представлены на первой/ второй/третьей схеме?

- Стрелки направлены в разные стороны. Как вы думаете, что это означает?

- Приведите примеры взаимосвязи, в своем ответе учтите направление стрелок.

1. Абиотические- влияние неживой природы на живую. Живые организмы не могут обойтись без воздуха, воды, почвы и тепла. Живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Например, изменяют состав воздуха. В лесу, благодаря растениям, в почве больше влаги, чем на лугу, в лесу другая температура, другая влажность воздуха.

2. Биотические – влияние одних живых организмов на другие живые организмы. Животные питаются растениями и их плодами. Но без животных многие растения могут исчезнуть с лица Земли. Например, насекомые – опылители помогают растениям размножаться, а птицы уничтожают насекомых – вредителей, портящих листву дерева.

3. Атропогенные – влияние человека на живые организмы. Человек пользуется всеми дарами живой и неживой природы. От поведения человека, от его хозяйственной деятельности зависит ее сохранность и красота.



- В наше время это равновесие очень трудно сохранить. Как вы думаете, почему? Что может привести к разрушению этого равновесия?

Вывод:Равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы.Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть хорошо продумано. Если люди не задумываются заранее о результатах своих поступков в природе, они могут нанести ей очень большой вред.


цепочка взаимосвязей


- Предлагаю проверить правильность этого вывода на следующем примере.

(Учитель по ходу рассказа демонстрирует на доске изображения коровы, клевера, шмелей и их гнезд, мышей и кошек.)

- В одном хозяйстве почему-то плохо стали доиться коровы: мало молокаони стали давать. Да и молоко так себе, почти без сливок. Как вы думаете, почему? Что нужно корове, чтобы она давала много жирного молока?

(Нужно много клевера, самого полезного, сытного корма для скота, а его, видимо, недостаточно.)

- Клевером в этом хозяйстве засеяли огромное поле, почему же он не уродился? Кто из вас сможет объяснить?

(Чтобы клевер уродился, его цветки должны опылять шмели, а шмели пропали с поля.)

- Почему исчезли шмели?

(Свои гнёзда шмели устраивают в земле, а мыши расплодились в большом количестве и разорили шмелиные гнезда.)

- В чем мы еще раз убедились на примере этой ситуации?

(В природе все взаимосвязано.Если разорвать хотя бы одно звено цепочки, разрушится вся цепь.)

- Какие связи в природе были нарушены?

- Предлагаю вам обсудить меры по исправлению этой ситуации. Работаем в парах.

- Каковы же будут ваши предложения?


Вывод. Надо звать на помощь кошек или сов. Они переловят мышей. Шмели в своих гнездах выведут потомство:будет кому опылять клевер. Опылится клевер – появятся его семена. На следующий год клевер уродится – его накосят и накормят им коров. И будет у людей вдоволь вкусного, жирного молока.


- Какие связи вы установили?

(Связь между растениями и животными, связь животных друг с другом.)








Работают вместе с учителем, беседуют.








Ищут взаимосвязи между экологическими группами



































Выстраивают цепочку взаимосвязей






















Поиск решения проблемы.


Физминутка

- С какой темой мы работаем на уроке? Давайте сейчас поговорим о том как нужно беречь окружающую среду, а чего нельзя допускать.

- Итак, пришло время немного подвигаться, все дружно встали. Я буду называть утверждения об экологии, а вы должны дружно встать и поднять руки, в том случае, если утверждение верное, а если утверждение неверное – присаживаетесь. Слушайте внимательно.


  • Можно разорять птичьи гнёзда и муравейники (присесть)

  • Нельзя ломать ветки (встать)

  • Можно оставлять после себя мусор (присесть)

  • Можно не тушить костры (присесть)

  • Можно восхищаться природной красотой (встать)

  • Можно очень громко кричать в лесу (присесть)

Молодцы, вот мы и повторили частичку правил юного эколога.


Дети выполняют движения

5. Первичная проверка понимания


 -Выходит, что любое живое существо множеством невидимых нитей связано со всем тем, что его окружает.

- Проверьте правильность этого вывода. Прочитайте текст учебника на 28-ой странице.


- Что такое окружающая среда?(все, что окружает живое существо и с чем оно связано)

- Что такое экологические связи?(невидимые нити, которыми связано любое живое существо со всем тем, что его окружает)

- Что такое экология?(это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой)

- Почему для человека очень важно стать хотя бы немного экологом? (потому что наш дом оказался в опасности-Земля)





Читают статью и отвечают на вопросы

6.Первичное закрепление

-Обратите внимание на схемы, изображенные на желтом поле на странице 29-ой. Опишите окружающую среду изображенных природных объектов.


- Все, что оказывает влияние на живой организм называют окружающей средой. Для растения окружающую среду составляет солнце, вода и другие растения, животные, человек.

- Для животного – солнце, вода, растения, животные, человек

- Для человека – солнце, вода, растение, животные, другие люди и продукты жизнедеятельности


 Пофантазируйте: что было бы, если ...:

- Вдруг исчезли бы с лица земли все цветы?

Постепенно исчезли бы все цветы, а не стало бы цветов — не стало бы плодов и семян. Вымерли бы насекомые, птицы и звери, которые питаются плодами, семенами и цветковыми растениями. А за ними погибли бы хищники, для которых травоядные звери и зерноядные птицы служили добычей. С годами бедствие все расширялось бы и расширялось

- Не стало бы воды?

Если б не было воды, то на земле не было бы ни зверей, ни птиц, ни насекомых, ни рыб. Не было бы почвы, ни произрастали бы деревья, кустарники, цветы, трава.

- Исчезли бы птицы?

Если бы птицы вдруг исчезли, то людям стало бы намного хуже.Во-первых, сильно бы расплодились вредные насекомые. Они губили бы цветы и деревья, которые и без того страдают от них.Во-вторых, хищные птицы тоже помогают природе: они съедают больных птиц и животных, чем не допускают распространения болезней. Съедают они и мёртвых животных, пока те не начнут разлагаться.В-третьих, не услышали бы люди красивых птичьих песен, трещания и чириканья, которыми наполнен обычно весь лес. Раньше по этому определяли время


Беседа с учителем







Работа в парах, беседа с учителем

7.Итог

Итак,ребята, вспомним...

- С какой наукой мы познакомились?

–Что же такое экология? (Наука о нашем общем доме и его защите.)

-Кто такие экологи? (Это специалисты которые наводят и поддерживают порядок.)

-О каких экологических связях мы сегодня говорили? (живое- неживое, растения-животные, человек-природа)

- Что можешь сделать ты, чтобы сберечь природу?


Отвечают на вопросы учителя

8.Рефлексия

Давайте теперь оценим свою работу на уроке, на партах у вас лежит «лесенка эколога», ваша задача поставить себя на одну из ступеней.

- поставьте себя на первую ступень те, кто не знает правил экологии и не собирается их выполнять.

- отметьте на второй ступени себя те, кто знаком с правилами экологии, но их выполнение для вас не важно.

- и нарисуйте себя на третьей ступени те, кто хорошо знает правила экологии и всегда будет соблюдать их, что сохранить здоровье нашей планеты.


- Мне интересно было с вами работать, наблюдать, как вы из простого ученика превратились в юных экологов, у которых есть знания и навыки по охране окружающей среды.

Я подтверждаю ваши знания, умения, навыки дипломом юного эколога. Мои пожелания вам: жить в прекрасной стране, беречь родную природу , а природа ответит вам своей заботой.


Самостоятельно оценивают свою работу.