Наука, которой занимаются экологи, называется экология. Что изучает экология?Как вы понимаете слово «экология»? Кто знаком с этим словом и сможет объяснить, что оно означает? – Давайте заглянем в этимологический словарь, чтобы объяснить значение слова «экология».Это слово образовалось от двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» – наука. Что получилось? (Наука о доме.) - О каком же доме идет речь? Как называется дом, в котором мы живем все вместе? (Земля) - Правильно, речь идет о нашей планете Земля, о законах, по которым мы должны жить в нашем огромном общем доме. (На доске появляется изображение всего того, о чем говорит учитель далее.) Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо получать тепло и свет, дышать, есть, пить, где-то жить, заботиться о потомстве. За многие миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их неживой природе. Возникли прочные связи. В природе установилось равновесие. (На доске появляются схемы природных связей: между неживой и живой природой, между растениями и животными, между различными животными, между природой и человеком.) - Какие группы экологических связей представлены на первой/ второй/третьей схеме? - Стрелки направлены в разные стороны. Как вы думаете, что это означает? - Приведите примеры взаимосвязи, в своем ответе учтите направление стрелок. 1. Абиотические- влияние неживой природы на живую. Живые организмы не могут обойтись без воздуха, воды, почвы и тепла. Живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Например, изменяют состав воздуха. В лесу, благодаря растениям, в почве больше влаги, чем на лугу, в лесу другая температура, другая влажность воздуха. 2. Биотические – влияние одних живых организмов на другие живые организмы. Животные питаются растениями и их плодами. Но без животных многие растения могут исчезнуть с лица Земли. Например, насекомые – опылители помогают растениям размножаться, а птицы уничтожают насекомых – вредителей, портящих листву дерева. 3. Атропогенные – влияние человека на живые организмы. Человек пользуется всеми дарами живой и неживой природы. От поведения человека, от его хозяйственной деятельности зависит ее сохранность и красота. - В наше время это равновесие очень трудно сохранить. Как вы думаете, почему? Что может привести к разрушению этого равновесия? Вывод:Равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы.Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть хорошо продумано. Если люди не задумываются заранее о результатах своих поступков в природе, они могут нанести ей очень большой вред. цепочка взаимосвязей - Предлагаю проверить правильность этого вывода на следующем примере. (Учитель по ходу рассказа демонстрирует на доске изображения коровы, клевера, шмелей и их гнезд, мышей и кошек.) - В одном хозяйстве почему-то плохо стали доиться коровы: мало молокаони стали давать. Да и молоко так себе, почти без сливок. Как вы думаете, почему? Что нужно корове, чтобы она давала много жирного молока? (Нужно много клевера, самого полезного, сытного корма для скота, а его, видимо, недостаточно.) - Клевером в этом хозяйстве засеяли огромное поле, почему же он не уродился? Кто из вас сможет объяснить? (Чтобы клевер уродился, его цветки должны опылять шмели, а шмели пропали с поля.) - Почему исчезли шмели? (Свои гнёзда шмели устраивают в земле, а мыши расплодились в большом количестве и разорили шмелиные гнезда.) - В чем мы еще раз убедились на примере этой ситуации? (В природе все взаимосвязано.Если разорвать хотя бы одно звено цепочки, разрушится вся цепь.) - Какие связи в природе были нарушены? - Предлагаю вам обсудить меры по исправлению этой ситуации. Работаем в парах. - Каковы же будут ваши предложения? Вывод. Надо звать на помощь кошек или сов. Они переловят мышей. Шмели в своих гнездах выведут потомство:будет кому опылять клевер. Опылится клевер – появятся его семена. На следующий год клевер уродится – его накосят и накормят им коров. И будет у людей вдоволь вкусного, жирного молока. - Какие связи вы установили? (Связь между растениями и животными, связь животных друг с другом.) |