СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое фонематический слух и как его развить

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации для родителей

Просмотр содержимого документа
«Что такое фонематический слух и как его развить»

Что такое фонематический слух и как его развить

Довольно часто логопеды в своих заключениях пишут о нарушении фонематического слуха, дают рекомендации по его развитию, сами проводят соответствующие занятия. Разберем подробно, что же значат для ребенка такие занятия и почему они так важны. Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие звуков языка. Навык слышать каждый звук в слове, четко отделять его от звуков рядом, знать из чего состоит слово – это все необходимо не только для овладения правильной устной речью, но и является важнейшими предпосылками к обучению грамоте. Нарушение же фонематического слуха, то есть проблемы с различением звуков, нарушением их восприятия в рамках слова, мешает детям пополнять словарный запас и, соответственно, тормозит развитие связной речи, ведь при несформированности звукоразличения ребенок воспринимает, слышит и повторяет не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Так, ребенок может путать слова « мышка - миска», «крыша - крыса», «гости- кости». В дальнейшем эти ошибки будут встречаться на письме. Если вы столкнулись с такой проблемой, то способ ее решения очевиден – нужно учиться играя ! Работа по формированию фонематического слуха включает в себя различные игровые упражнения на развитие слухового внимания – у ребенка развивают умение слушать звучащее слово, различать близкие по звучанию звуки, знакомиться с понятием ударения, слога, предложения, текста. Слуховое внимание можно развивать, используя следующие игры: - «Звуки в тишине» — помолчать и прислушаться к звукам, которые нас окружают, а потом называть их (скрипнула дверь и пр.). Ставить задачи перед ребенком разные – назвать максимальное количество звуков и др. - «Звуки леса» — вспоминаем (например, после прогулки по парку) какие звуки слышали. - «Жмурки с колокольчиком» — с завязанными глазами нужно найти источник звука.

Для развития фонематического слуха предлагаются следующие игры: - «Эхо» — рассказываем ребенку, что такое эхо и где оно бывает. Делаем вывод – эхо всегда повторяет то, что говорят. Играем в эхо следующим образом – сначала называются по очереди несколько простых слогов (ау, ао), а потом переходят к повторению более сложных (па-ба, па-ба-па, ка-га, ка-га-ка). Нужно следить за тем, чтобы ребенок в точности воспроизводил звуковой ряд. Постепенно можно переходить к сложным словам и стихам. - «Звуковой грузовик» — в игрушечных грузовиках, каждый из которых обозначен одной буквой, можно перевозить только то, что начинается на тот же звук. Пункт назначения тоже должен называться на тот же звук, например: {м} перевозит мыло в магазин. - «Путаница» — взрослый называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а ребенок угадывает , как их исправить. Например: «Русская красавица своей козою славится», «Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку», «Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку» и пр. - «Третий лишний» — ориентируясь на начало слова, нужно найти лишнее (зуб, зонт, суп). - «Цепочка» — называется слово, например, автобус, а ребенок определяет последний звук в слове и подбирает новое слово, начинающееся с этого звука. В заключение хотелось бы добавить, что необязательно превращать эти игры в полноценные занятия – пусть будет весело и интересно. Начинать, конечно же, нужно с простого, постепенно переходя к более сложным заданиям, не перегружать ребенка и вовремя заканчивать игру. Соблюдая эти простые правила , вы поможете не только сформировать фонематический слух у ребенка, но и поспособствуете развитию внимания, памяти и воображения.

Желаю успехов!