Что такое фонематический слух и как его развивать?
Фонематический слух – это различение звуков речи.
Для чего же нужен этот особый слух? Он необходим для верного понимания смысла сказанного. При несформировавшемся механизме речевого звукоразличения ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Например, вместо «миска» он слышит «мишка», «было лень-
был олень, обували ботинки-убивали, Антон и Наталья-Онтен и Валя.
Фонематический слух является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами. Это врожденная природная способность, отличающая человека от всех земных существ. В норме формируется в процессе естественного развития. Начинает функционировать с 2 месяцев от рождения. Далее развивается очень бурно, опережая артикуляционные возможности ребенка, что служит основой, маяком, на который ребенок ориентируется в развитии речи и совершенствовании речи в целом. Восприятие фонем происходит в коре головного мозга, в центре Вернике (центр понимания речи). Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению многих известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным. Нарушения фонематического слуха проявляются в трудностях различения неречевых звуков, слов-квазиомонимов; различении высоты, силы, тембра голоса; дифференциации слогов и фонем.
Нарушение фонематического слуха лежит в основе нарушения звукопроизношения, нарушений слоговой структуры слов.Именно окончания и предлоги являются носителями грамматического значения. И когда они воспринимаются хуже, усвоение грамматического строя пойдет в неправильном русле. Фонематический слух влияет и на формирование лексики. Звучание и значение слов оказываются разорванными. Ребенок воспринимает слово по своему.
До тех пор пока ребенок не будет соотносить свой звук (искаженный) с нормативным произношением, исправление неправильного произношения невозможно. Способность адекватно соотносить звуки речи с их эталонами(фонемами). Вот великая роль фонематического слуха.
Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспроизводить слова и фразы (произносить, писать) так, как он их услышал. Отсюда — ошибки в речи и на письме.
Только благодаря хорошо развитому фонематическому слуху дошкольник сможет в дальнейшем научиться читать и писать. Поэтому дети при поступлении в школу должны различать звуки на слух и соотносить их с изображением буквы.
Если развитие фонематического слуха не доходит до нужного уровня, то малыш в школе во время чтения путает буквы, пропускает их и сам не замечает этого. В письме же ребёнок заменяет глухие буквы на звонкие и наоборот (коза-коса, роза-роса, пар-бар, гора-кора), меняет мягкие на твёрдые и наоборот (морковь-морков, ляля-лала). Конструктивный и последовательный процесс обучения грамоте невозможен без способности проводить анализ каждого звука в слове и отличать его от других.
Фонематический слух — это способность, которая даётся с рождения.
С её помощью можно:
ракета-карета, липа-пила, кулон-клоун, бар-раб, марш-шрам и т.п.;
различать слова, которые отличаются лишь одним звуком: коса-коза, куча-туча, ваза-база и другие.
В дальнейшем, в школьном возрасте, дети должны уметь соотносить звук с изображением буквы на бумаге и наоборот, знать, что конкретная буква звучит именно так.
Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие». Чем же отличаются понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие»?
Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова, т. е. производить умственные операции по звуковому анализу. Сколько слогов в слове сок? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Фонематическое восприятие формируется в процессе специального обучения. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
У дошкольников с речевыми нарушениями наблюдается целый ряд пробелов в фонетической стороне речи, что приводит к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к нарушениям формирования письменной речи.
Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.
Ведущей деятельностью ребёнка является игра. Поэтому все упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, должны проводиться в интересной и занимательной игре. Эти игры помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.
Развитие фонематических процессов
работать над дифференциацией неречевых звуков;
формировать умения воспроизводить слоговые ряды;
формировать умения подбирать слова на заданный звук;
формировать умения выделять слова из предложения;
формировать умения делить слова на слоги;
формировать умения различения слов близких по звуковому составу;
формировать умения различать слоги со сходными звуками;
закреплять навык выделения звука в начале, в середине, в конце слов;
закреплять навык определения последовательности звука в слове
(звуковой анализ слова)
1 этап (подготовительный) – развитие неречевого слуха.
На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы.
Игры, используемые на различение неречевых звуков.
Игра «Угадай, на чём играю».
Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.
Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь», внимательно послушать, узнать, какие инструменты они услышали.)
Игра «Узнай по звуку».
Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник). «Звуки из коробочки»
Для игры берётся несколько коробочек и наполняется разным содержимым: семечками, крупой, горохом, бусинками, пуговками, орехами и другим. Ребёнок должен трясти коробочки и угадывать их содержимое.
«Жмурки»
Малыш закрывает глаза и движется на звуковые сигналы: погремушки, колокольчика, хлопков ладоней, щёлканья пальцев и других.
«Послушай и покажи»
Перед ребёнком раскладываются карточки с изображением схожих по звучанию слов: рот, кот, ток или сок, сон, сом, дом и т.д. называет предмет (или животное), а малыш должен показать карточку с ним.
«Правильно или неправильно»
Воспитатель называет несколько раз одно и то же слово, но с ошибкой в одном звуке: прокодил, дрокодил, крокодил. Когда малыш услышит правильное слово, он должен подать какой-то знак, например, хлопнуть в ладоши.
«Чей голос?»
Детям включают аудиозаписи звуков, которые издают различные птицы и животные, а они должны их угадывать.
«Угадай музыкальный инструмент»
Игры, используемые на различение речевых звуков.
«Поймай звук»
Задаётся один звук (например «ш»), который ребенок должен «поймать». Потом воспитатель произносит разные слова (кошка, кожа, шуба, уж, жара, шар и т.д.). Ребёнок хлопает в ладоши, когда слышит слово с заданным звуком.
Следующим этапом является формирование у ребёнка навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дети учатся определять позицию заданного звука в слове. Затем приступаем к анализу слогов, а затем слов.
Таким образом, развитие фонематического слуха у детей 5 лет неразрывно связано с их речевым развитием и способностью в будущем правильно читать и писать.