Что такое хорошо и что такое плохо?
(Методическая разработка по профилактике наркомании)
Кусаева Махаббат Ержановна учитель начальных классовМБОУ « Беляевская средняя общеобразовательная школа»
Цель: способствовать формированию знаний о вреде наркомании; росту самосознания и самооценки младших школьников.
Задачи:
Познакомить учащихся с опасностью, которую таят наркотики
Вырабатывать у детей стратегию безопасного поведения
Формировать мотивацию на нетерпимое отношение к наркотикам
Развивать умения рассуждать, анализировать, обобщать полученные знания
Развивать навыки, позволяющие учащимся отказаться от употребления наркотиков и сопротивляться негативным явлениям в обществе;
Форма проведения: круглый стол .
Ход занятия
Организационный момент.
Мотивация и целеполагание
- Ребята, посмотрите, какая необычная шкатулка стоит у вас на столе! То, что в ней лежит – “плохо”, “нельзя”, “запрещено” и даже опасно.
( шкатулка лежит посередине стола, каждый участник может проявить себя по отношению к этой шкатулке, как хочет)
- Как вы думаете, что бы это могло быть?
(дети в группах предлагают свои версии, учитель записывает на доске)
- Хотите узнать, что же всё-таки там лежит? Но ведь это плохо”, “нельзя”, “запрещено” и даже опасно.
-Всё же кто хочет посмотреть?
- Посмотрите!
Вы все знали, что то, что лежит в шкатулке – это – “плохо”, “нельзя”, “запрещено” и даже опасно, но, несмотря на это, открыли коробочку. Вы не захотели принять во внимание мои предупреждения.
Так бывает и в жизни, все знают, что алкоголь, курение, наркотики – это “плохо”, нехорошо и даже опасно, но всё же многие употребляют их.
- Почему?
(Дети предлагают свои версии, я пишу на доске)
- Очень часто в юном возрасте это происходит просто из любопытства, а потом человек привыкает к этому, и отказаться бывает очень трудно.
- Давайте сформулируем тему нашего классного часа. ( Что такое хорошо и что такое плохо?)
Что такое плохо? (процессуально - познавательный этап)
А) Вводное слово учителя.
20 век – век полный событиями. Но события эти не всегда носили позитивный характер. Именно в этот период наряду с открытиями и новообразованиями, появляются серьезные и неизлечимые заболевания, такие как СПИД, РАК, НАРКОМАНИЯ. Самое страшное, что вместе с нами эти заболевания перешли в 21 век.
Стало очень тревожно в обществе. Беда пришла в наши города, села, школы, семьи. И название этой беде - наркомания. Раньше людей косили чума, тиф, оспа. Уходили в могилы целыми семьями, деревнями. И казалось, нет от этого спасения. Не менее страшна беда, которая ведет всегда к смерти, наркомания.
Б) Словарная работа.
НАРКОТИК – психоактивное вещество, при употреблении вызывает психическую или физическую зависимость. «Нарке» - означает недвижимость (от древнегреческого), беспамятство. Белый наркотик называют «Белой смертью»
НАРКОМАНИЯ – болезнь, вызванная систематическим употреблением наркотических средств.
НАРКОТИКИ – это беда! Дети – наркоманы становятся агрессивными, злобными, теряют связь с родными, вынуждены врать, идти на преступления. И на этой общей беде дельцы наживают себе капитал, позволяющий им строить коттеджи, отправляться в круизы. Наркобизнес – это огромные и легкие деньги. Для людей, распространяющих наркотики, они стали источником личного обогащения, наживы. Продавцам, конечно нужны покупатели. Ими становятся несчастные, которые привыкли к наркотикам и готовы отдать последнее за одну дозу. А привыкание наступает быстро, у многих уже после первой пробы наркотика. Продавцы специально подсылают своих людей в компании подростков. Они прикидываются обыкновенными парнями и девчатами, идут на все, предлагают первые дозы бесплатно, обещая наслаждение, решение всех проблем. Они любят провоцировать: « Наркотики – для смелых, если не трус - попробуй!» уже первая доза – это начало цепи зависимости и гибели.
В) Какие изменения происходят с людьми, потребляющими наркотики?
Наркотики воздействуют на головной мозг. Сначала они оказывают положительный результат. Движения и речь становятся более оживленными, кровяное давление повышается, сердце бьется чаще, дыхание ускоряется. Но скоро наркотик начинает действовать на мозг угнетающе: притупляется способность думать, наблюдать, быть внимательным. Человек не контролирует свое поведение, а поэтому может совершать поступки, которые наносят вред окружающим людям.
Г) Почему преступления часто совершают наркоманы?
Человек идет на все – на обман, на воровство и даже на убийство, лишь бы достать наркотики. Наркотик это безжалостный палач, который требует: « Укради, убей, достань очередную дозу, прими её, иначе я подвергну тебя жуткой пытке».
Д) Являются ли курение и алкоголь наркотиками?
В сигаретах есть такой наркотик – никотин. Никотин действует на мозг через 7 секунд. В течении нескольких минут его количество возрастает в несколько раз. Никотин тормозит нервную систему, учащается сердцебиение, уменьшается аппетит, мышцы дрябнут. Под воздействием алкоголя люди становятся развязанными, болтливыми, несдержанными. В течении 2 дней после пьянки вредные вещества все еще остаются в организме. Алкоголизм и курение у детей в 4 раза излечить труднее, чем у взрослых. Курить и пить опасно для здоровья. В наркотике же смертельная опасность. Воздерживайтесь от курения и никогда не берите чужих сигарет, в них может быть наркотик. Воздерживайтесь от спиртного – него могут подмешать наркотик, такие случаи были.
Е) Беседа с обучающимися.
Давайте ответим на вопросы.
1. Как вы думаете, почему увеличивается количество молодежи, употребляющие наркотики?
2. Из-за чего подростки начинают употреблять наркотики?
Запишем все эти причины и последствия в таблицу.
Причины | Последствия |
Любопытство | Зависимость |
За компанию | Проблемы в школе |
От безделья | Проблемы семье |
Стресс | Потеря близких или друзей |
Семейные проблемы | Проблемы с деньгами на дозу |
Желание казаться взрослым | Кража, грабеж |
Динамическая пауза
а) Упражнение «Вместе мы - сила»
Я попрошу вас встать, взяться за руки. Один человек не справится с серьезными болезнями, но вмести мы сила, вместе мы все преодолеем
б) выполнение танцевальных движений под песню « Движение - жизнь»
Что такое хорошо?
-Это бодрость и здоровье
Это радость и веселье
Плюс хорошая фигура
Вот что значит... (физкультура)
- В слове "физкультура", которая так важна в сохранении здоровья, надо всегда выделять составляющую этого слова - культура. Понимаете, некультурно иметь какие-то заболевания, которые зависят лично от тебя. Есть болезни, на которые человек не может воздействовать, которые совершенно независимы от его воли. А есть такие, которых можно избежать, если человек не курит, не употребляет наркотики, занимается спортом и ведет здоровый образ жизни.
А если знаешь все правила здорового образа жизни, то будешь ли здоров?
- Понятие здоровье имеет множество определений. Но самым популярным и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
-А что нужно делать, чтобы быть здоровым человеком?
Дети: - нужно заниматься физкультурой,
- делать утром зарядку и не лениться
- заниматься спортом
- закаляться
- играть в подвижные игры на свежем воздухе
- правильно питаться
– личная гигиена
- здоровое питание
- спорт
- режим дня
- Это значит – здоровый человек? (ответы детей), здоровая семья? (ответы детей), здоровое общество? (ответы детей),
- А сейчас проведем игру «Здоровье». Нужно на каждую букву этого слова придумать слова, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни.
З - здоровье, зарядка, закалка,
Д - диета, душ, диетолог, движение
О - отдых
Р - режим, расческа, ракетка, рюкзак
О – обтирание, овощи
В - вода, витамин, врач
Ь
Е - еда
- Я вижу, вы знаете много слов, которые имеют отношение к здоровому образу жизни. А теперь выполним еще одно задание ( у детей листы бумаги с перечислением признаков здорового человека)
Выберите признаки для характеристики здорового человека и отметьте галочкой:
- Очень редко болеет.
- Сутулый, имеет неправильную осанку
- Имеет чистую кожу, блестящие глаза и волосы.
- Имеет бледный вид, тусклый взгляд.
- Хороший, спокойный сон.
- Постоянно болеет, раздражителен.
- Всегда отличное, “солнечное” настроение.
- Ходит хмурый, сердитый, недовольный.
- Часами сидит у компьютера, у телевизора.
- На уроках собран и внимателен.
Практическая работа (Рефлексивно-оценочный этап)
- Природа создала всё, чтобы человек был счастлив. Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас, людей — сильных, красивых, здоровых и разумных. Человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и неизменного порока. Но некоторые губят свою жизнь наркотиками. Её губят и простые люди, и очень талантливые. Перед страшной бедой ни у кого нет защиты.
– Ребята, что вы лично можете сделать, чтобы меньше ваших сверстников становились наркоманами?
– А что мыс вами можем сделать именно в нашей школе?
— Давайте создадим листовки, которые помогут понять вред наркотиков и уберегут кого-то от беды.
Выставка и обсуждение работ.
— Сегодня мы много узнали о наркотиках и наркомании. Может быть кто-то думает, что счастье в наркотиках. Но это не так. Счастье вокруг нас. От всех нас зависит жизнь нашей планеты. Давайте все вместе скажем наркотикам: «Нет!»
В разработке использованы материалы уроков:
Берберовой Л.Л. учителя начальных классов. Классный час во 2 классе «Наркотики - это беда»
Гардер И. Г.учителя начальных классов. Классный час "Злой волшебник наркотик", 2-й класс
Герасименко Н. И. Классный час для обучающихся начальной школы по теме "Наркомания" Ибрагимовой Н. Ф., учителя начальных классов. Классный час для обучающихся начальной школы по теме «Здоровый образ жизни»