СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с понятиями корень, однокоренные слова; развивать речь, пополнять словарный запас учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе (В.П. Канакина часть 1).

УМК «Школа России»

Тема: Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

Тип урока –изучение нового материала (усвоение новых знаний).

Цели: познакомить с понятиями корень, однокоренные слова; развивать речь, пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые задачи: учащиеся научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: плакат с изображением дерева, карточки со словами.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Орфографическая минутка (На доске запись.)

Щуплый, чугунный, внучата, кувшин, прощальный, пружина, выращу, душистый.

- Разделите слова на три группы.

- На какие группы разделите слова? (По орфограммам жи –ши, ча – ща, чу – щу.)

- Запишем слова в три столбика.

(Учитель читает слова. Три ученика работают на доске. Дети на местах записывают слова в нужный столбназывается общая часть родственных слов (ик.)

- Проверьте, все ли правильно записали ребята у доски.

- Составьте устно предложение, включив в него как можно больше записанных слов.

3. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.)

Часовщик, часто, часы, часики, часовой, часть.

- Выпишите только однокоренные слова. (Часовщик, часы, часики, часовой.)

- Выделите общую часть родственных слов. (Час -.)

- Кто знает, как называется общая часть родственных слов? (Корень.)

Это тема нашего урока сегодня.

  1. Работа по теме урока

- Откройте учебник, прочитайте тему урока. (Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?)

Упр.84 (с.61).

- Почему слова так написаны? (Дом-, слон - -это одинаковая часть в словах.)

- Докажите, что в первой группе слова родственные. (Есть общая часть дом-, все слова близки по значению: домик –маленький дом, домище – большой дом, домишко –небольшой, плохой дом.)
- Докажите, что во второй группе слова родственные. (Ответы детей.)

- Спишите родственные слова. Обозначьте общую часть.

- Прочитайте правило самостоятельно стр.61 и скажите, как называется общая часть родственных слов. (Корень.)

- Почему корень – главная часть родственных слов? (В ней заключен общий смысл родственных слов.)

(Учитель читает стихотворение.)

Как- то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Разрастаться стал вскоре

Это слово, слово – корень,

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Сейчас мы с вами познакомимся с необыкновенным деревом из этого сада.

(На доске плакат с изображением дерева. В корне дерева написано слово лес. Дети читают слова, записанные на карточках, и прикрепляют к кроне дерева те слова, которые являются однокоренными. Слова на карточках: лесок, лесник, лесовичок, лесть, лесок, лесная, перелесок, лестница.)

  1. Физкультминутка

(Читаем любое стихотворение, выполняем ходьбу на месте.)

  1. Закрепление изученного материала

Упр.85 (с.61) (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Взаимооценка.)

- На стр.135 учеб.из словаря однокоренные слова выписать любые группы однокоренных слов в алфавитном порядке. Обозначая в словах корень. Составить предложение с любым словом. Записать это предложение.

Упр. 86 (с.62).

(Устное выполнение.)

Упр. 87 (с.62).

(Работа в парах. Взаимопроверка. Взаимооценка.)

- Найдите в строках однокоренные слова. Спишите первое предложение. Обозначьте в однокоренных словах корень.

6. Рефлексия

(Учитель читает текст, дети выписывают только однокоренные слова и выделяют в них корень.)

Ель растет на влажных местах. В густой тени елового леса не растут кустарники. В молодом ельнике ютятся птицы. Особенно хороши елочки зимой. Сквозь зеленую чащобу елок трудно пробраться человеку.

(Проверка. Сверка с образцом на доске.)

  1. Подведение итогов урока

- Что такое корень?

- Назовите синоним слову родственные. (Однокоренные.)

- Кто может сказать, что уже понял, что такое корень слова?

- Кому еще нужно время, чтобы разобраться в этой теме?

Домашнее задание

Выполнить упр.88 стр.62.

Программный уровень. Дописать в каждую группу по два однокоренных слова.