СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое наречие

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Что такое наречие. Русский язык. 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Что такое наречие»

Наречие: значение, вопросы, употребление в речи Тип урока: открытие новых знаний. Цель урока: знакомство с наречием как частью речи: значением, вопросами, употреблением в речи. Результаты: личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; предметные: использовать изученные понятия; метапредметные: — регулятивные: применять отрабатываемый способ действия, соотносить цель и результат; — коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; — познавательные: классифицировать языковые единицы.  4 класс

Наречие: значение, вопросы, употребление в речи

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: знакомство с наречием как частью речи: значением, вопросами, употреблением в речи.

Результаты:

  • личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • предметные: использовать изученные понятия;
  • метапредметные:

— регулятивные: применять отрабатываемый способ действия, соотносить цель и результат;

— коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

— познавательные: классифицировать языковые единицы.

4 класс

Самоопределение к деятельности  — Давайте проверим, всё ли у вас готово для урока.

Самоопределение к деятельности

— Давайте проверим, всё ли у вас готово для урока.

Выберите правильную форму выделенных слов Актуализация  — Выберите правильную форму выделенных слов. (По реке плыл кораблик. Он плывёт издалека. На кораблике четыре очень храбрых моряка.)

Выберите правильную форму выделенных слов

Актуализация

— Выберите правильную форму выделенных слов. (По реке плыл кораблик. Он плывёт издалека. На кораблике четыре очень храбрых моряка.)

Подпишите части речи Актуализация  — Определите, какими частями речи являются выделенные слова?

Подпишите части речи

Актуализация

— Определите, какими частями речи являются выделенные слова?

Смотрите, что получилось Целеполагание  — Проверяем. Какой частью речи является слово «плывёт»? (Глагол.) Какой частью речи является слово «храбрых»? (Имя прилагательное.) Какой частью речи является слово «кораблике»? (Имя существительное.) Задайте вопросы к слову «издалека». (Откуда.) Что оно обозначает? Какой частью речи является? — Ребята, отвечая на мой вопрос, сколько мнений вы высказали? — Какой же возникает вопрос?

Смотрите, что получилось

Целеполагание

— Проверяем. Какой частью речи является слово «плывёт»? (Глагол.) Какой частью речи является слово «храбрых»? (Имя прилагательное.) Какой частью речи является слово «кораблике»? (Имя существительное.) Задайте вопросы к слову «издалека». (Откуда.) Что оно обозначает? Какой частью речи является?

— Ребята, отвечая на мой вопрос, сколько мнений вы высказали?

— Какой же возникает вопрос?

Наречие: значение, вопросы, употребление в речи Знать, что такое наречие, и называть признаки наречий  Находить наречия среди других частей речи Определять роль наречий в предложении и тексте Целеполагание  После обсуждения версий ребят учитель помогает сформулировать тему и цели урока. — Н ам сегодня необходимо достичь следующих целей . ( Учитель зачитывает цели урока.)

Наречие: значение, вопросы, употребление

в речи

Знать, что такое наречие, и называть признаки наречий 

Находить наречия среди других частей речи

Определять роль наречий в предложении и тексте

Целеполагание

После обсуждения версий ребят учитель помогает сформулировать тему и цели урока.

— Н ам сегодня необходимо достичь следующих целей . ( Учитель зачитывает цели урока.)

Наблюдаем Он плывёт издалека. Открытие нового знания — Продолжаем рассуждать. Прочитайте выделенное слово. Что обозначает это слово — признак предмета или признак действия? (Признак действия.) — На какой вопрос отвечает выделенное слово? (Откуда?) С какой частью речи связано по смыслу? (С глаголом.) Каким членом предложения является? (Второстепенным.) — Запишите предложение в тетрадь и покажите стрелкой связь этого слова.

Наблюдаем

Он плывёт издалека.

Открытие нового знания

— Продолжаем рассуждать. Прочитайте выделенное слово. Что обозначает это слово — признак предмета или признак действия? (Признак действия.)

— На какой вопрос отвечает выделенное слово? (Откуда?) С какой частью речи связано по смыслу? (С глаголом.) Каким членом предложения является? (Второстепенным.)

— Запишите предложение в тетрадь и покажите стрелкой связь этого слова.

Запомните! Слово «издалека» отвечает на вопрос «откуда?», поясняет глагол и обозначает признак действия. В предложении является второстепенным членом. Слово с такими признаками — это часть речи наречие . Открытие нового знания  — Отлично! Давайте прочитаем, что же такое наречие?

Запомните!

Слово «издалека» отвечает на вопрос «откуда?», поясняет глагол и обозначает признак действия. В предложении является второстепенным членом. Слово с такими признаками — это часть речи наречие .

Открытие нового знания

— Отлично! Давайте прочитаем, что же такое наречие?

Наблюдаем плывёт издалека — плывут издалека Открытие нового знания — Продолжаем рассуждать. — Меняется ли форма глагола? Как? Докажите. (Меняется. Мы выделяем окончание глагола и видим, что было окончание «-ёт», а стало «-ут».) — Поясняет ли глагол данное слово? (Да.) Меняется ли форма выделенного слова? (Не меняется, так как окончание остаётся прежним.) Есть ли у данного слова окончание? (Нет.) Изменяется ли выделенное слово по числам, по временам? Попробуйте. (Нет.) — К каким частям речи можно задать вопрос — к самостоятельным или служебным? (К самостоятельным.) — К какой самостоятельной части речи относится выделенное слово? (К наречию.) — А теперь проговорите все наблюдения за выделенным словом. (Выделенное слово отвечает на вопрос «откуда?» Задать вопрос можно к самостоятельным частям речи. Поэтому выделенное слово относится к самостоятельным частям речи и не изменяется. Это наречие.)

Наблюдаем

плывёт издалека — плывут издалека

Открытие нового знания

— Продолжаем рассуждать.

— Меняется ли форма глагола? Как? Докажите. (Меняется. Мы выделяем окончание глагола и видим, что было окончание «-ёт», а стало «-ут».)

— Поясняет ли глагол данное слово? (Да.) Меняется ли форма выделенного слова? (Не меняется, так как окончание остаётся прежним.) Есть ли у данного слова окончание? (Нет.) Изменяется ли выделенное слово по числам, по временам? Попробуйте. (Нет.)

— К каким частям речи можно задать вопрос — к самостоятельным или служебным? (К самостоятельным.)

— К какой самостоятельной части речи относится выделенное слово? (К наречию.)

— А теперь проговорите все наблюдения за выделенным словом. (Выделенное слово отвечает на вопрос «откуда?» Задать вопрос можно к самостоятельным частям речи. Поэтому выделенное слово относится к самостоятельным частям речи и не изменяется. Это наречие.)

Соедините наречия с вопросами Открытие нового знания  — Соедините наречия с вопросами. (Издали — «откуда?», специально — «зачем?», издавна» — «как давно?», много — «сколько?»)

Соедините наречия с вопросами

Открытие нового знания

— Соедините наречия с вопросами. (Издали — «откуда?», специально — «зачем?», издавна» — «как давно?», много — «сколько?»)

Соедините наречия с вопросами Открытие нового знания  — Соедините наречия с вопросами и запишите получившиеся пары в тетрадь.

Соедините наречия с вопросами

Открытие нового знания

— Соедините наречия с вопросами и запишите получившиеся пары в тетрадь.

Прочитайте стихотворение-памятку Запомните вопросы наречий Где, когда, куда, откуда, Почему, зачем и как. А ещё насколько, сколько, В какой степени, как долго. Открытие нового знания  — Прочитайте стихотворение-памятку. Она поможет легко запомнить вопросы, на которые отвечает наречие.

Прочитайте стихотворение-памятку

Запомните вопросы наречий

Где, когда, куда, откуда,

Почему, зачем и как.

А ещё насколько, сколько,

В какой степени, как долго.

Открытие нового знания

— Прочитайте стихотворение-памятку. Она поможет легко запомнить вопросы, на которые отвечает наречие.

Запомните! Наречие — это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы «как?», «где?»,  «куда?», «когда?», «откуда?» , «почему?», «зачем?» . Наречие не имеет форм рода, числа, падежа,  не склоняется. В предложении наречие является второстепенным членом. Открытие нового знания  — Ребята, давайте сделаем вывод. Назовите признаки наречий. (Обозначает признак действия, отвечает на вопрос «как?», в предложении связано с глаголом, является второстепенным членом.)

Запомните!

Наречие — это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «откуда?» , «почему?», «зачем?» .

Наречие не имеет форм рода, числа, падежа, не склоняется. В предложении наречие является второстепенным членом.

Открытие нового знания

— Ребята, давайте сделаем вывод. Назовите признаки наречий. (Обозначает признак действия, отвечает на вопрос «как?», в предложении связано с глаголом, является второстепенным членом.)

Наречие: значение, вопросы, употребление в речи Знать, что такое наречие, и называть признаки наречий  Находить наречия среди других частей речи Определять роль наречий в предложении и тексте Сверяемся с целями  — Мы достигли первой цели!

Наречие: значение, вопросы, употребление

в речи

Знать, что такое наречие, и называть признаки наречий 

Находить наречия среди других частей речи

Определять роль наречий в предложении и тексте

Сверяемся с целями

— Мы достигли первой цели!

Определите главное и зависимое слова в словосочетании Открытие нового знания  — Прочитайте словосочетание. — Определите главное и зависимое слова в словосочетании (Ловила — глагол. Он является главным словом, от которого мы будем задавать вопрос. Ставим крестик и ведём от него стрелку к зависимому слову с вопросом «как?» Ловила как? Ловко. Зависимое слово является наречием.)

Определите главное и зависимое слова в словосочетании

Открытие нового знания

— Прочитайте словосочетание.

— Определите главное и зависимое слова в словосочетании (Ловила — глагол. Он является главным словом, от которого мы будем задавать вопрос. Ставим крестик и ведём от него стрелку к зависимому слову с вопросом «как?» Ловила как? Ловко. Зависимое слово является наречием.)

Проверяем и делаем вывод Открытие нового знания  — Давайте проверим ваши рассуждения.

Проверяем и делаем вывод

Открытие нового знания

— Давайте проверим ваши рассуждения.

Наречие: значение, вопросы, употребление в речи Знать, что такое наречие, и называть признаки наречий  Находить наречия среди других частей речи Определять роль наречий в предложении и тексте Сверяемся с целями  — Мы достигли второй цели!

Наречие: значение, вопросы, употребление

в речи

Знать, что такое наречие, и называть признаки наречий 

Находить наречия среди других частей речи

Определять роль наречий в предложении и тексте

Сверяемся с целями

— Мы достигли второй цели!

Подберите наречия по смыслу и запишите стихотворение, которое получилось

Первичное применение

— Посмотрите на слайд и прочитайте задание.

— Зачем нам нужно выполнять это задание? (Чтобы потренироваться в распознавании наречий в тексте.)

— Что дано в задании? (Нам дан текст-стихотворение.)

— Что требуется выполнить? (Нужно подобрать наречия по смыслу и записать стихотворение в тетрадь.)

— Как будем выполнять задание? (Сначала прочитаем текст целиком. Потом обратимся к пропущенному слову. Подставим подходящее по смыслу слово-наречие. Проверяем правильность своего выбора: читаем получившееся словосочетание. Задаём вопрос от главного слова к пропущенному. Если пропущенное слово отвечает на вопрос из нашей памятки-стихотворения (где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как, а ещё насколько, сколько, в какой степени, как долго) и обозначает признак действия, то мы подобрали наречие.) Чтобы проверить наш выбор, читаем стихотворение целиком. Если смысл понятен — мы верно выполнили задание.)

— Как будем оценивать правильность выполнения? (Можно оценить по баллам:

0 баллов — подобрали неверно наречия в двух случаях;

1 балл — подобрали верно наречие в одном случае;

2 балла — подобрали верно наречие в двух случаях.

— Проверьте, вы выполнили все действия по плану?

— Оцените решение задания по нашим критериям.

— Мы достигли цели, выполняя задание?

Проверка. Самооценка ученика  После выполнения задания учитель может предложить ученикам оценить свою деятельность на примере работы одного ученика. Вопросы к ученику, который выполнил работу, необходимо задать только после сверки с эталоном. Алгоритм самооценки: — Что тебе нужно было сделать? — Какова была цель? — Что нужно было получить в результате? — Удалось ли тебе получить нужный результат? Найдено ли решение, ответ? — Ты справился с заданием без ошибок или с ошибками? Если не справился, то какие ошибки были допущены? В чём затруднения? — Ты выполнил всё сам или с чей-то помощью? — Какие умения развивались при выполнении задания? — Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Проверка. Самооценка ученика

После выполнения задания учитель может предложить ученикам оценить свою деятельность на примере работы одного ученика. Вопросы к ученику, который выполнил работу, необходимо задать только после сверки с эталоном. Алгоритм самооценки:

— Что тебе нужно было сделать?

— Какова была цель?

— Что нужно было получить в результате?

— Удалось ли тебе получить нужный результат? Найдено ли решение, ответ?

— Ты справился с заданием без ошибок или с ошибками? Если не справился, то какие ошибки были допущены? В чём затруднения?

— Ты выполнил всё сам или с чей-то помощью?

— Какие умения развивались при выполнении задания?

— Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

ИГРА «СЧИТАЙ НАРЕЧИЯ» Обучающая физкультминутка  — А теперь поиграем в «Считай наречия». Я буду зачитывать стихотворение, а вы — слушать и выполнять движения. А ещё проверим вашу внимательность. По окончании физминутки вам нужно будет сказать, сколько наречий прозвучало в стихотворении. Начинаем! — Наречия — это слова, Что помогут нам всегда! Встали ровно , не спеша, Начинаем, детвора! Наречия нам подскажут, Как нам правильно шагать. Тихо,  громко , быстро , медленно — Будем вместе повторять! Руки вверх , а затем вниз, Наклонись и улыбнись. Влево,  вправо повернись, На носочки поднимись. Хорошо, отлично, классно — Выполняем всё прекрасно. Нам наречия помогают — Темп хороший предлагают.  Высоко мы потянулись И соседу улыбнулись. Вдруг на корточки мы сели Низко-низко и запели. Тихо песенку свою «Ля-ля-ля, я вам спою». Посчитали вы меня? Я наречие, друзья. Хорошо мы потрудились, Отдохнули, улыбнулись. И наречия теперь знаем, Хорошо? Так приступаем! — Сколько наречий насчитали? (18).

ИГРА

«СЧИТАЙ НАРЕЧИЯ»

Обучающая физкультминутка

— А теперь поиграем в «Считай наречия». Я буду зачитывать стихотворение, а вы — слушать и выполнять движения. А ещё проверим вашу внимательность. По окончании физминутки вам нужно будет сказать, сколько наречий прозвучало в стихотворении. Начинаем!

— Наречия — это слова,

Что помогут нам всегда!

Встали ровно , не спеша,

Начинаем, детвора!

Наречия нам подскажут,

Как нам правильно шагать.

Тихо, громко , быстро , медленно

Будем вместе повторять!

Руки вверх , а затем вниз,

Наклонись и улыбнись.

Влево, вправо повернись,

На носочки поднимись.

Хорошо, отлично, классно

Выполняем всё прекрасно.

Нам наречия помогают —

Темп хороший предлагают.

Высоко мы потянулись

И соседу улыбнулись.

Вдруг на корточки мы сели

Низко-низко и запели.

Тихо песенку свою

«Ля-ля-ля, я вам спою».

Посчитали вы меня?

Я наречие, друзья.

Хорошо мы потрудились,

Отдохнули, улыбнулись.

И наречия теперь знаем,

Хорошо? Так приступаем!

— Сколько наречий насчитали? (18).

Закрепление — Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах.   Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Наречие: значение, вопросы, употребление» из сервиса «Подготовка к уроку».

Закрепление

— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах. Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Наречие: значение, вопросы, употребление» из сервиса «Подготовка к уроку».

Проверка — Проверим себя. Проверка или взаимопроверка в паре.

Проверка

— Проверим себя.

Проверка или взаимопроверка в паре.

Закрепление — Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах.   Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Наречие: значение, вопросы, употребление» из сервиса «Подготовка к уроку».

Закрепление

— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах. Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Наречие: значение, вопросы, употребление» из сервиса «Подготовка к уроку».

Проверка — Проверим себя. Проверка или взаимопроверка в паре.

Проверка

— Проверим себя.

Проверка или взаимопроверка в паре.

Закрепление — Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах.   Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Наречие: значение, вопросы, употребление» из сервиса «Подготовка к уроку».

Закрепление

— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах. Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Наречие: значение, вопросы, употребление» из сервиса «Подготовка к уроку».

Проверка — Проверим себя. Проверка или взаимопроверка в паре.

Проверка

— Проверим себя.

Проверка или взаимопроверка в паре.

Закрепление — Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах.   Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Наречие: значение, вопросы, употребление» из сервиса «Подготовка к уроку».

Закрепление

— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах. Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Наречие: значение, вопросы, употребление» из сервиса «Подготовка к уроку».

Проверка — Проверим себя. Проверка или взаимопроверка в паре.

Проверка

— Проверим себя.

Проверка или взаимопроверка в паре.

Закрепление — Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах.   Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Наречие: значение, вопросы, употребление» из сервиса «Подготовка к уроку».

Закрепление

— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах. Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Наречие: значение, вопросы, употребление» из сервиса «Подготовка к уроку».

Проверка — Проверим себя. Проверка или взаимопроверка в паре.

Проверка

— Проверим себя.

Проверка или взаимопроверка в паре.

Закрепление — Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах.   Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Наречие: значение, вопросы, употребление» из сервиса «Подготовка к уроку».

Закрепление

— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах. Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Наречие: значение, вопросы, употребление» из сервиса «Подготовка к уроку».

Проверка — Проверим себя. Проверка или взаимопроверка в паре.

Проверка

— Проверим себя.

Проверка или взаимопроверка в паре.

Наречие: значение, вопросы, употребление в речи Знать, что такое наречие, и называть признаки наречий  Находить наречия среди других частей речи Определять роль наречий в предложении и тексте Рефлексия. Подведение итогов  — Давайте подведём итоги. Всех ли целей нам удалось сегодня достичь? — Что вы узнали о новой части речи — наречии? Что научились выполнять? — Продолжите предложения по результатам урока: «Теперь я знаю…», «Я понимаю…», «Я умею…» Обсудите в парах.

Наречие: значение, вопросы, употребление

в речи

Знать, что такое наречие, и называть признаки наречий 

Находить наречия среди других частей речи

Определять роль наречий в предложении и тексте

Рефлексия. Подведение итогов

— Давайте подведём итоги. Всех ли целей нам удалось сегодня достичь?

— Что вы узнали о новой части речи — наречии? Что научились выполнять?

— Продолжите предложения по результатам урока: «Теперь я знаю…», «Я понимаю…», «Я умею…» Обсудите в парах.

3 1 4 2 Рефлексия. Оценка эмоционального состояния детей  — С каким настроением вы заканчиваете урок? — Поднимите руку те, у кого такое же настроение, как у первого Гриши. — Поднимите руку те, у кого такое же настроение, как у второго Гриши. — Поднимите руку те, у кого такое же настроение, как у третьего Гриши. — Поднимите руку те, у кого такое же настроение, как у четвёртого Гриши.

3

1

4

2

Рефлексия. Оценка эмоционального состояния детей

— С каким настроением вы заканчиваете урок?

— Поднимите руку те, у кого такое же настроение, как у первого Гриши.

— Поднимите руку те, у кого такое же настроение, как у второго Гриши.

— Поднимите руку те, у кого такое же настроение, как у третьего Гриши.

— Поднимите руку те, у кого такое же настроение, как у четвёртого Гриши.

Рекомендации для занятий дома   — В личном кабинете нажмите на квадрат «Задания от учителя». До заданной даты решите все карточки.

Рекомендации для занятий дома — В личном кабинете нажмите на квадрат «Задания от учителя». До заданной даты решите все карточки.