Наречие: значение, вопросы, употребление в речи
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: знакомство с наречием как частью речи: значением, вопросами, употреблением в речи.
Результаты:
- личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- предметные: использовать изученные понятия;
- метапредметные:
— регулятивные: применять отрабатываемый способ действия, соотносить цель и результат;
— коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— познавательные: классифицировать языковые единицы.
4 класс
Самоопределение к деятельности
— Давайте проверим, всё ли у вас готово для урока.
Выберите правильную форму выделенных слов
Актуализация
— Выберите правильную форму выделенных слов. (По реке плыл кораблик. Он плывёт издалека. На кораблике четыре очень храбрых моряка.)
Подпишите части речи
Актуализация
— Определите, какими частями речи являются выделенные слова?
Смотрите, что получилось
Целеполагание
— Проверяем. Какой частью речи является слово «плывёт»? (Глагол.) Какой частью речи является слово «храбрых»? (Имя прилагательное.) Какой частью речи является слово «кораблике»? (Имя существительное.) Задайте вопросы к слову «издалека». (Откуда.) Что оно обозначает? Какой частью речи является?
— Ребята, отвечая на мой вопрос, сколько мнений вы высказали?
— Какой же возникает вопрос?
Наречие: значение, вопросы, употребление
в речи
Знать, что такое наречие, и называть признаки наречий
Находить наречия среди других частей речи
Определять роль наречий в предложении и тексте
Целеполагание
После обсуждения версий ребят учитель помогает сформулировать тему и цели урока.
— Н ам сегодня необходимо достичь следующих целей . ( Учитель зачитывает цели урока.)
Наблюдаем
Он плывёт издалека.
Открытие нового знания
— Продолжаем рассуждать. Прочитайте выделенное слово. Что обозначает это слово — признак предмета или признак действия? (Признак действия.)
— На какой вопрос отвечает выделенное слово? (Откуда?) С какой частью речи связано по смыслу? (С глаголом.) Каким членом предложения является? (Второстепенным.)
— Запишите предложение в тетрадь и покажите стрелкой связь этого слова.
Запомните!
Слово «издалека» отвечает на вопрос «откуда?», поясняет глагол и обозначает признак действия. В предложении является второстепенным членом. Слово с такими признаками — это часть речи наречие .
Открытие нового знания
— Отлично! Давайте прочитаем, что же такое наречие?
Наблюдаем
плывёт издалека — плывут издалека
Открытие нового знания
— Продолжаем рассуждать.
— Меняется ли форма глагола? Как? Докажите. (Меняется. Мы выделяем окончание глагола и видим, что было окончание «-ёт», а стало «-ут».)
— Поясняет ли глагол данное слово? (Да.) Меняется ли форма выделенного слова? (Не меняется, так как окончание остаётся прежним.) Есть ли у данного слова окончание? (Нет.) Изменяется ли выделенное слово по числам, по временам? Попробуйте. (Нет.)
— К каким частям речи можно задать вопрос — к самостоятельным или служебным? (К самостоятельным.)
— К какой самостоятельной части речи относится выделенное слово? (К наречию.)
— А теперь проговорите все наблюдения за выделенным словом. (Выделенное слово отвечает на вопрос «откуда?» Задать вопрос можно к самостоятельным частям речи. Поэтому выделенное слово относится к самостоятельным частям речи и не изменяется. Это наречие.)
Соедините наречия с вопросами
Открытие нового знания
— Соедините наречия с вопросами. (Издали — «откуда?», специально — «зачем?», издавна» — «как давно?», много — «сколько?»)
Соедините наречия с вопросами
Открытие нового знания
— Соедините наречия с вопросами и запишите получившиеся пары в тетрадь.
Прочитайте стихотворение-памятку
Запомните вопросы наречий
Где, когда, куда, откуда,
Почему, зачем и как.
А ещё насколько, сколько,
В какой степени, как долго.
Открытие нового знания
— Прочитайте стихотворение-памятку. Она поможет легко запомнить вопросы, на которые отвечает наречие.
Запомните!
Наречие — это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «откуда?» , «почему?», «зачем?» .
Наречие не имеет форм рода, числа, падежа, не склоняется. В предложении наречие является второстепенным членом.
Открытие нового знания
— Ребята, давайте сделаем вывод. Назовите признаки наречий. (Обозначает признак действия, отвечает на вопрос «как?», в предложении связано с глаголом, является второстепенным членом.)
Наречие: значение, вопросы, употребление
в речи
Знать, что такое наречие, и называть признаки наречий
Находить наречия среди других частей речи
Определять роль наречий в предложении и тексте
Сверяемся с целями
— Мы достигли первой цели!
Определите главное и зависимое слова в словосочетании
Открытие нового знания
— Прочитайте словосочетание.
— Определите главное и зависимое слова в словосочетании (Ловила — глагол. Он является главным словом, от которого мы будем задавать вопрос. Ставим крестик и ведём от него стрелку к зависимому слову с вопросом «как?» Ловила как? Ловко. Зависимое слово является наречием.)
Проверяем и делаем вывод
Открытие нового знания
— Давайте проверим ваши рассуждения.
Наречие: значение, вопросы, употребление
в речи
Знать, что такое наречие, и называть признаки наречий
Находить наречия среди других частей речи
Определять роль наречий в предложении и тексте
Сверяемся с целями
— Мы достигли второй цели!
Подберите наречия по смыслу и запишите стихотворение, которое получилось
Первичное применение
— Посмотрите на слайд и прочитайте задание.
— Зачем нам нужно выполнять это задание? (Чтобы потренироваться в распознавании наречий в тексте.)
— Что дано в задании? (Нам дан текст-стихотворение.)
— Что требуется выполнить? (Нужно подобрать наречия по смыслу и записать стихотворение в тетрадь.)
— Как будем выполнять задание? (Сначала прочитаем текст целиком. Потом обратимся к пропущенному слову. Подставим подходящее по смыслу слово-наречие. Проверяем правильность своего выбора: читаем получившееся словосочетание. Задаём вопрос от главного слова к пропущенному. Если пропущенное слово отвечает на вопрос из нашей памятки-стихотворения (где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как, а ещё насколько, сколько, в какой степени, как долго) и обозначает признак действия, то мы подобрали наречие.) Чтобы проверить наш выбор, читаем стихотворение целиком. Если смысл понятен — мы верно выполнили задание.)
— Как будем оценивать правильность выполнения? (Можно оценить по баллам:
0 баллов — подобрали неверно наречия в двух случаях;
1 балл — подобрали верно наречие в одном случае;
2 балла — подобрали верно наречие в двух случаях.
— Проверьте, вы выполнили все действия по плану?
— Оцените решение задания по нашим критериям.
— Мы достигли цели, выполняя задание?
Проверка. Самооценка ученика
После выполнения задания учитель может предложить ученикам оценить свою деятельность на примере работы одного ученика. Вопросы к ученику, который выполнил работу, необходимо задать только после сверки с эталоном. Алгоритм самооценки:
— Что тебе нужно было сделать?
— Какова была цель?
— Что нужно было получить в результате?
— Удалось ли тебе получить нужный результат? Найдено ли решение, ответ?
— Ты справился с заданием без ошибок или с ошибками? Если не справился, то какие ошибки были допущены? В чём затруднения?
— Ты выполнил всё сам или с чей-то помощью?
— Какие умения развивались при выполнении задания?
— Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
ИГРА
«СЧИТАЙ НАРЕЧИЯ»
Обучающая физкультминутка
— А теперь поиграем в «Считай наречия». Я буду зачитывать стихотворение, а вы — слушать и выполнять движения. А ещё проверим вашу внимательность. По окончании физминутки вам нужно будет сказать, сколько наречий прозвучало в стихотворении. Начинаем!
— Наречия — это слова,
Что помогут нам всегда!
Встали ровно , не спеша,
Начинаем, детвора!
Наречия нам подскажут,
Как нам правильно шагать.
Тихо, громко , быстро , медленно —
Будем вместе повторять!
Руки вверх , а затем вниз,
Наклонись и улыбнись.
Влево, вправо повернись,
На носочки поднимись.
Хорошо, отлично, классно —
Выполняем всё прекрасно.
Нам наречия помогают —
Темп хороший предлагают.
Высоко мы потянулись
И соседу улыбнулись.
Вдруг на корточки мы сели
Низко-низко и запели.
Тихо песенку свою
«Ля-ля-ля, я вам спою».
Посчитали вы меня?
Я наречие, друзья.
Хорошо мы потрудились,
Отдохнули, улыбнулись.
И наречия теперь знаем,
Хорошо? Так приступаем!
— Сколько наречий насчитали? (18).
Закрепление
— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах. Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Наречие: значение, вопросы, употребление» из сервиса «Подготовка к уроку».
Проверка
— Проверим себя.
Проверка или взаимопроверка в паре.
Закрепление
— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах. Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Наречие: значение, вопросы, употребление» из сервиса «Подготовка к уроку».
Проверка
— Проверим себя.
Проверка или взаимопроверка в паре.
Закрепление
— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах. Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Наречие: значение, вопросы, употребление» из сервиса «Подготовка к уроку».
Проверка
— Проверим себя.
Проверка или взаимопроверка в паре.
Закрепление
— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах. Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Наречие: значение, вопросы, употребление» из сервиса «Подготовка к уроку».
Проверка
— Проверим себя.
Проверка или взаимопроверка в паре.
Закрепление
— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах. Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Наречие: значение, вопросы, употребление» из сервиса «Подготовка к уроку».
Проверка
— Проверим себя.
Проверка или взаимопроверка в паре.
Закрепление
— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах. Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Наречие: значение, вопросы, употребление» из сервиса «Подготовка к уроку».
Проверка
— Проверим себя.
Проверка или взаимопроверка в паре.
Наречие: значение, вопросы, употребление
в речи
Знать, что такое наречие, и называть признаки наречий
Находить наречия среди других частей речи
Определять роль наречий в предложении и тексте
Рефлексия. Подведение итогов
— Давайте подведём итоги. Всех ли целей нам удалось сегодня достичь?
— Что вы узнали о новой части речи — наречии? Что научились выполнять?
— Продолжите предложения по результатам урока: «Теперь я знаю…», «Я понимаю…», «Я умею…» Обсудите в парах.
3
1
4
2
Рефлексия. Оценка эмоционального состояния детей
— С каким настроением вы заканчиваете урок?
— Поднимите руку те, у кого такое же настроение, как у первого Гриши.
— Поднимите руку те, у кого такое же настроение, как у второго Гриши.
— Поднимите руку те, у кого такое же настроение, как у третьего Гриши.
— Поднимите руку те, у кого такое же настроение, как у четвёртого Гриши.
Рекомендации для занятий дома — В личном кабинете нажмите на квадрат «Задания от учителя». До заданной даты решите все карточки.