Разработка урока
по предмету «Русский язык»
2 класс (ПНШ)
«Что такое обращение»
Выполнила: учитель нач. классов
МБОУ «Школа №29»
Пантелеева Татьяна Михайловна
г. Дзержинска
Разработка урока
по предмету «Русский язык» во 2 классе
Класс: 2
УМК: Перспективная начальная школа
Тип учебного занятия: Изучение нового материала.
Тема урока: Что такое обращение.
Цели деятельности учителя: ввести понятие «обращение»; учить находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.
Планируемые результаты (предметные): научатся применять обращение в устной и выделять знаками в письменной речи; применять правила орфографии.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;
личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Ход урока
I. Работа над каллиграфией.
– Какие слова здесь «спрятаны»? (Обращение, просьба.) Как вы понимаете эти слова?
II. Сообщение темы и целей урока
–Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
-Назовите тему - Проверим, так ли это? Прочитайте тему урока.
–Какой это урок? (Открытие новых знаний)
- Какие цели поставите?
- Возьмите листок для постановки целей и красный карандаш, раскрасьте кружочки тех целей, которые подходят к нашему уроку.
Постановка целей на уроке русского языка.
Фамилия, имя_________________________________________________2 класс
дата | | | | | | | | |
ЦЕЛИ | Ц | Р | Ц | Р | Ц | Р | Ц | Р |
1.Узнать на уроке новый материал | | | | | | | | |
2.Выполнить самостоятельную работу по теме | | | | | | | | |
3.Закрепить свои знания по теме | | | | | | | | |
4.Уметь работать в группе | | | | | | | | |
5.Уметь работать в паре | | | | | | | | |
6.Быть внимательным, слушать учителя | | | | | | | | |
-Я поддерживаю ваши цели урока.
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти.)
– Обращение – это слово, обозначающее того, к кому обращаются с речью.
– Как обозначается на письме обращение?
– Сережа, попроси Марину передать тебе тетрадь. Аня, попроси Олю подойти к окну. Ваня, попроси Таню выйти к доске.
– Скажите то же самое, но изменив порядок слов. (Марина, передай мне тетрадь. Передай мне, Марина, тетрадь! Передай мне тетрадь, Марина!)
– Сочините свои обращения по картинке к главе. («Барсик, какой же ты безобразник!» «Барсик! Как же тебе попадет от мамы!», «Миша, почему ты не помогаешь Маше?», «Миша, куда же ты спрятался? Помоги Маше!».)
– Прочитайте вполголоса два предложения: «Миша, подойди к Маше», «Миша подошел к Маше».
– С разной ли интонацией вы читаете эти предложения? Где вы голосом выделяете слово «Миша»? Где не выделяете? В каком предложении о Мише что-то сообщается? (Во втором.)
– В каком предложении к Мише обращаются? (В первом.)
– Прочитайте правило Летучей Мыши. Какие слова называются обращением?
– Как выделяются обращения в устной речи?
– А как выделяются в письменной речи?
– Сравните предложения:
Миша, сядь ближе. Сядь, Миша, ближе.
Сядь ближе, Миша. Миша сел ближе.
– Какое предложение здесь лишнее? Почему? (В четвертом предложении нет обращения.)
– В каком случае при обращении ставится одна запятая? (Если обращение в начале или в конце предложения.)
– В каком случае при обращении ставится две запятых? (Если обращение стоит в середине предложения.)
– Сравните начало двух записей.
Маша, позвони мне обязательно.
Маша! Позвони мне обязательно!
– Какое слово в каждой из них является обращением? В каком случае обращение нужно читать с большим чувством? (Во второй записи.)
– Какие знаки выделяют обращение в первом и во втором случаях? (Запятая и восклицательный знак.)
IV. Повтор и систематизация знаний. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; адекватно воспринимают оценку учителя.)
– Прочитайте стихотворение Э. Мошковской (упражнение 61).
– Вы догадались, что в этом тексте не хватает знаков? Почему? (Нет запятых при обращении.)
– Спишите текст правильно, учитывая, что в нем много обращений.
Кран, откройся! Хорошенько!
Нос, умойся! Мойся, мойся,
Мойтесь, уши, Обливайся!
Мойся, шейка. Грязь, смывайся!
Шейка, мойся Грязь, смывайся!
– Подчеркните обращения в тексте.
Задание «Если буква заблудилась».
– Прочитайте двустишие М. Дружининой.
– Произнесите оба слова – «фантики» и «бантики». Поменялся только один звук? (Да.)
– Дайте характеристику прежнему и новому звукам. (Звук [ф] – глухой, твердый согласный. Звук [б] – звонкий, твердый согласный.)
V. Самостоятельная работа. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.)
Карточка 1.
Прочитай слова. Запиши слова по законам письменной речи, распределяя их в две группы.
Автобу[с], морко[ф’], ястре[п], наро[т], сапо[к], ланды[ш].
– Отметьте верное высказывание.
Слабую позицию парных согласных в корне проверяю:
c другой формой слова, c подбором родственных слов.
VI. Обобщение знаний. (Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о правилах обозначения обращения на письме; логические – осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти. Коммуникативные: принимают участие в учебном диалоге; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
– Что такое обращение? Как выделяются обращения в устной речи; в письменной речи?
Работа в печатной тетради: задание 41.
– Найдите того, к кому обращаются.
Мишка, Мишка, как не стыдно!
Вылезай из-под комода.
Пела ночью мышка в норке:
– Спи, мышонок, замолчи!
– Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
VII. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: осмысливают текстовый материал; применяют освоенные способы действия; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
– Выпишите из этой сказки 2–3 отрывка, в которых есть обращения.
Расти, коса (косы), до пояса,
Не вырони ни волоса,
Как прохладно в чаще еловой!
Я цветы (цвет) в охапке несу.
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу (лес)?
Осторожней, детвора (дети),
Дальше, дальше от костра.
Дай мне, зайка, ножки (ноженьки) в руки,
Я тебе надену брюки.
И скачут лягушки
За мной по пятам (пятки)
И просят меня:
– Прокати, капитан!
(Слово, написание которого подчиняется правилу ча-ща под ударением, пиши с буквой а: в чаще. Слово-название предмета, которое не имеет формы единственного числа: брюки.)
- Вам удалось достичь цели?
- Кому удалось победить в «открытии» нового, закрашивает зеленым карандашом.
- Кому не удалось, закрашивает желтым карандашом.
Спасибо!
Постановка целей на уроке русского языка.
Фамилия, имя__________________________________________________2класс
дата | | | | | | | | |
ЦЕЛИ | Ц | Р | Ц | Р | Ц | Р | Ц | Р |
1.Узнать на уроке новый материал | | | | | | | | |
2.Выполнить самостоятельную работу по теме | | | | | | | | |
3.Закрепить свои знания по теме | | | | | | | | |
4.Уметь работать в группе | | | | | | | | |
5.Уметь работать в паре | | | | | | | | |
6.Быть внимательным, слушать учителя | | | | | | | | |
- Цель поставлена
- Цель достигнута
- Мне еще надо поработать