КОНСПЕКТ
урока по русскому языку
Шевченко Светланы Вячеславовны
специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
4 курс, 41 группа
Консультация методиста: дата ……….подпись………
Консультация учителя: дата…………подпись……………
Допуск к уроку. Учитель………. ………..
Методист…………………..
(подпись методиста)
Фамилия учителя…… …………………………..
Дата проведения урока……………………………….
Оценка за урок…………………..
Класс:3- Б Дата: 08.11.18
Тема: «Что такое основа слова?»
Цель:
образовательная: дать понятие о том, что такое «основа слова»;формировать представление о сходстве и различии состава однокоренных слов и разных форм одного и того же слова; учить подбирать однокоренные слова и изменять форму слова;
развивающая: развивать речь, мышление, смекалку; развивать навык правильного каллиграфического письма;
воспитательная: воспитывать аккуратность и прилежание, усидчивость; воспитывать интерес и любовь к русскому языку;
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: карточки с ячейками для записи.
ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА
1. Организация начала урока………………………………………………… 1 мин.
2.Актуализация опорных знаний учителя
2.1.Прорись в воздухе…………………………………………………………. 2 мин.
2.2.Минутка чистописания…………………………………………………….. 3 мин.
3.Сообщение ученикам темы, цели и задач урока………………………….. 1 мин.
4.Восприятие и осознание учениками фактического материала
4.1. Актуализация опорных знаний…………………………………………… 5 мин.
4.2. Составление правила ………………………………………………………3 мин.
Физминутка ……………………………………………………………………..1 мин.
5. Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами (Работа с учебником)
5.1 Выполнение упражнения 179 (страница 95)………………………………. 7 мин.
5.2 Выполнение упражнения 180( страница 96)………………………………. 7 мин.
6.Обобщение и систематизация знаний (Игра « Крестики нолики)…………. 7 мин.
7.Итоги урока …………………………………………………………………….5 мин.
8.Сообщение домашнего задания ……………………………………………….3 мин.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. Организация начала урока
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Светлана Вячеславовна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
-Присаживайтесь.
-Уберите все лишнее с парт. На парте должны лежать учебник, тетрадь, дневник и пенал.
2.Актуализация опорных знаний учителя
2.1.Прорись в воздухе
-Ребята, сейчас мы будем рисовать в воздухе и разрабатывать перед письмом руку.
-Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами – забор. Вам необходимо взмахнуть воображаемой кистью вверх, вниз (10 раз) вправо, влево. Нарисуем 4 круга по часовой стрелке, 4 – против.
-Встряхнем нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописания.
2.2.Минутка чистописания
-Запишите число, слова «Классная работа». Но прежде, чем записывать, давайте вспомним, как необходимо сидеть при письме.
- При письме спина должна быть ровная, ноги должны стоять ровно на полу, между животом и партой должен помещаться примерно 1 кулак.
-Мы вспомнили правила посадки, теперь можем записать в тетради число, слова «Классная работа».
– И сейчас с хорошим настроением и с радостным чувством мы переходим к минутке красивого письма.
-Посмотрите на буквосочетания. ( Буквосочетания :ос, ва, но)
-Какие буквы соединены верхним соединением? (ос) Средним? (ва, но) Нижним? (нет)
-Пропишите эти соединения до конца строки без запятой.
-Посмотрите ещё раз на буквосочетания. Как вы думаете, почему именно эти буквосочетания я взяла для чистописания? (Из них можно составить слова).
-Посмотрите, какое, слово получается? (Основа)
-Пропишите до конца строки без запятой слово «основа».
-Итак, ребята, мы с вами вспомнили как красиво писать, вспомнили соединения.
3.Сообщение ученикам темы, цели и задач урока
-Что вы знаете об основе слова? (Часть слова без окончания)
-Кто может назвать тему нашего урока? (Основа слова)
-Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Что такое основа слова?». Мы познакомимся с тем, что такое основа слова, вспомним, что такое окончание, приставка и суффикс.
4.Восприятие и осознание учениками фактического материала
4.1. Актуализация опорных знаний
-Для дальнейшей успешной работы на уроке нам необходимо повторить известный материал. Я буду задавать вопрос, а вы ,подняв руки, отвечайте.
-Что такое окончание?

-Что такое суффикс?

-Что такое корень?

-Что такое однокоренные слова?

-Что такое приставка?

-Какие имена существительные не имеют окончания в русском языке?

-Как найти корень?

-Как найти окончание?

-Как найти приставку?

-Как найти в слове суффикс?

-Ребята, вы все верно сказали. Окончание-это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях. Приставка- это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит образования слов. Корень- это значимая часть слова в котором содержится общее лексическое значение. Суффикс- это значимая часть слова , которая стоит после корня и служит для образования слов.
4.2. Составление правила
-Ребята, а что такое основа слова? ( возникает проблемная ситуация)
-Сейчас, ребята, я выделю в данных словах основу(зима, переписка, трава). Вы, наблюдая и анализируя мои действия, должны сделать вывод: что называется основой.( Основа-это все слово без окончания)
-Да, ребята, основа слова - это часть слова без окончания.
Физминутка
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили
5. Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами (Работа с учебником)
-Ребята, откройте учебник на странице 95 и прочитайте правило тётушки Совы.
- Всё ли мы правильно сказали об основе слова? Что дополнительно сообщила нам тётушка Сова?

-Итак ребята, основа слова-это часть слова без окончания, в основе которого заключено лексическое значение.
5.1 Выполнение упражнения 179 (страница 95)
- Сейчас выполним упражнение 179.
-Запишите «Упражнение 179»

-Прочитайте текст.
-Прочитайте следующее задание.

-Какие слова в тексте вы нашли с этим корнем? (ящерица, ящерята, ящерка, ящерицей, ящерицу)
-Давайте распределим их по группам.
-Какие слова запишем в группу однокоренных слов?



( ящерица, ящерята, ящерка ) Почему? (Потому что у них одинаковый корень, но разное лексическое значение)




-Какие лова запишем во вторую группу? (ящерица, ящерицей, ящерицу) Почему? (Потому что это одинаковые слова, но с разным окончанием)
-Хорошо, с красной строки с заглавной буквы записываем сначала однокоренные слова через запятую записываем слова в конце поставим точку. А во вторую группу запишем с красной строки формы одного и того же слова. (ребенок работает у доски)
-Берем карандаш в руки и выделяем все значимые части слова.
-Ребята, выполнив это упражнение мы закрепили, что такое однокоренные слова и разные формы одного и того же слова, а также повторили значимые части слова.
5.2 Выполнение упражнения 180( страница 96)
- Найдите на странице 96 сейчас мы будем выполнять упражнение 180.
-Запишите «Упражнение 180»
-Прочитаем задание.
-Положите закладку на странице 96 и откройте форзац.
-Прочитай слова, которые образовались от слова школа, берёза, желтый.
-Ребята, где мы учимся? ( в школе)
-Давайте о школе и запишем.
-Запишем первую группу слов, выделим в них значимые части слова.
-Выйди запиши.
-Выдели в этих словах известную часть слова.
-Ребята, в этом задании мы закрепили умение выделять известные нам части слова.
6.Обобщение и систематизация знаний (Игра « Крестики нолики)
-Сейчас мы с вами сыграем в игру.
-Для игры необходимы карточки с пустыми ячейками , они находится у каждого из вас на парте. А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и, если вы с ним согласны, в ячейке ставите +, если не согласны – 0.
-Отвечать начнёте с первой ячейки , в которой стоит точка.
-Итак, начинаем.
Родственные слова ещё называют однокоренными. (+)
Верно ли, что у слов телега и телеграмма одинаковый корень? (0)
Корень – это главная часть предложения. (0)
Окончание – изменяемая часть слова.(+)
Основа – это часть речи.(0)
Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
Окончание помогает образовывать новые слова. (0)
Основа – часть слова без окончания. (+)
Окончание служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях. (+)
-Проверим ваши ответы.
-Для этого поменяйтесь карточками.
-Проверить ваши ответы будет легко.
-Ребята, прошу обратить внимание, так как я составляла данную таблицу с ответами на компьютере у меня в ответах стоят плюсы.
-Сравните записанные ответы на моей ленте и на вашей. (вывешиваю ответы)
-Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны.( +00+0+0++)
-Ребята, мы закрепили знания по таким темам, как: корень, суффикс, окончание, основа, приставка. Кто не допустил ни одной ошибки, тот хорошо усвоил эти темы, а кто допустил, тому необходимо подучить их.
7.Итоги урока
- Наш урок подошел к концу, давайте вспомним, с какой частью слова мы сегодня познакомились? (основа слова)
-Что такое основа слова?

-Какие другие значимые части слова мы повторили? ( окончание, приставка, суффикс, корень)
8.Сообщение домашнего задания
-Откройте дневники. Запишите домашнее задание.
-Дома вам необходимо будет выполнить упражнение на странице.
(Рус. яз.- с.97 упр.183)
-Закрывайте дневники. Ищите упражнение 183 на странице 97.
-Вам необходимо прочитать слова, объяснить их значение и соотнести написанные в учебнике слова с ниже данными схемами. Списать слова в порядке расположения схем и выделить значимые части слов. И обратите внимание, в слове «дочка» стоит 1. Вам необходимо сделать звуко-буквенные разбор слова.
Памятку с подсказкой вы можете найти на странице 143.