СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Что такое основа слова?»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

дать понятие о том, что такое «основа слова»;формировать представление о сходстве и различии состава однокоренных слов и разных форм одного и того же слова; учить подбирать однокоренные слова и изменять форму слова;

Просмотр содержимого документа
««Что такое основа слова?»»

КОНСПЕКТ

урока по русскому языку

Шевченко Светланы Вячеславовны



специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах



4 курс, 41 группа



Консультация методиста: дата ……….подпись………



Консультация учителя: дата…………подпись……………



Допуск к уроку. Учитель………. ………..

Методист…………………..

(подпись методиста)







Фамилия учителя…… …………………………..

Дата проведения урока……………………………….

Оценка за урок…………………..







Класс:3- Б Дата: 08.11.18

Тема: «Что такое основа слова?»

Цель:

образовательная: дать понятие о том, что такое «основа слова»;формировать представление о сходстве и различии состава однокоренных слов и разных форм одного и того же слова; учить подбирать однокоренные слова и изменять форму слова;

развивающая: развивать речь, мышление, смекалку; развивать навык правильного каллиграфического письма;

воспитательная: воспитывать аккуратность и прилежание, усидчивость; воспитывать интерес и любовь к русскому языку;

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: карточки с ячейками для записи.

ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА

1. Организация начала урока………………………………………………… 1 мин.

2.Актуализация опорных знаний учителя

2.1.Прорись в воздухе…………………………………………………………. 2 мин.

2.2.Минутка чистописания…………………………………………………….. 3 мин.

3.Сообщение ученикам темы, цели и задач урока………………………….. 1 мин.

4.Восприятие и осознание учениками фактического материала

4.1. Актуализация опорных знаний…………………………………………… 5 мин.

4.2. Составление правила ………………………………………………………3 мин.

Физминутка ……………………………………………………………………..1 мин.

5. Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами (Работа с учебником)

5.1 Выполнение упражнения 179 (страница 95)………………………………. 7 мин.

5.2 Выполнение упражнения 180( страница 96)………………………………. 7 мин.

6.Обобщение и систематизация знаний (Игра « Крестики нолики)…………. 7 мин.

7.Итоги урока …………………………………………………………………….5 мин.

8.Сообщение домашнего задания ……………………………………………….3 мин.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Организация начала урока

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Светлана Вячеславовна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

-Присаживайтесь.

-Уберите все лишнее с парт. На парте должны лежать учебник, тетрадь, дневник и пенал.

2.Актуализация опорных знаний учителя

2.1.Прорись в воздухе

-Ребята, сейчас мы будем рисовать в воздухе и разрабатывать перед письмом руку.

-Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами – забор. Вам необходимо взмахнуть воображаемой кистью вверх, вниз (10 раз) вправо, влево. Нарисуем 4 круга по часовой стрелке, 4 – против.

-Встряхнем нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописания.

2.2.Минутка чистописания

-Запишите число, слова «Классная работа». Но прежде, чем записывать, давайте вспомним, как необходимо сидеть при письме.

- При письме спина должна быть ровная, ноги должны стоять ровно на полу, между животом и партой должен помещаться примерно 1 кулак.

-Мы вспомнили правила посадки, теперь можем записать в тетради число, слова «Классная работа».

– И сейчас с хорошим настроением и с радостным чувством мы переходим к минутке красивого письма.

-Посмотрите на буквосочетания. ( Буквосочетания :ос, ва, но)

-Какие буквы соединены верхним соединением? (ос) Средним? (ва, но) Нижним? (нет)

-Пропишите эти соединения до конца строки без запятой.

-Посмотрите ещё раз на буквосочетания. Как вы думаете, почему именно эти буквосочетания я взяла для чистописания? (Из них можно составить слова).

-Посмотрите, какое, слово получается? (Основа)

-Пропишите до конца строки без запятой слово «основа».

-Итак, ребята, мы с вами вспомнили как красиво писать, вспомнили соединения.

3.Сообщение ученикам темы, цели и задач урока

-Что вы знаете об основе слова? (Часть слова без окончания)

-Кто может назвать тему нашего урока? (Основа слова)

-Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Что такое основа слова?». Мы познакомимся с тем, что такое основа слова, вспомним, что такое окончание, приставка и суффикс.

4.Восприятие и осознание учениками фактического материала

4.1. Актуализация опорных знаний

-Для дальнейшей успешной работы на уроке нам необходимо повторить известный материал. Я буду задавать вопрос, а вы ,подняв руки, отвечайте.

-Что такое окончание?

-Что такое суффикс?

-Что такое корень?

-Что такое однокоренные слова?

-Что такое приставка?

-Какие имена существительные не имеют окончания в русском языке?

-Как найти корень?

-Как найти окончание?

-Как найти приставку?

-Как найти в слове суффикс?

-Ребята, вы все верно сказали. Окончание-это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях. Приставка- это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит образования слов. Корень- это значимая часть слова в котором содержится общее лексическое значение. Суффикс- это значимая часть слова , которая стоит после корня и служит для образования слов.

4.2. Составление правила

-Ребята, а что такое основа слова? ( возникает проблемная ситуация)

-Сейчас, ребята, я выделю в данных словах основу(зима, переписка, трава). Вы, наблюдая и анализируя мои действия, должны сделать вывод: что называется основой.( Основа-это все слово без окончания)

-Да, ребята, основа слова - это часть слова без окончания.

Физминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили

5. Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами (Работа с учебником)

-Ребята, откройте учебник на странице 95 и прочитайте правило тётушки Совы.

- Всё ли мы правильно сказали об основе слова? Что дополнительно сообщила нам тётушка Сова?

-Итак ребята, основа слова-это часть слова без окончания, в основе которого заключено лексическое значение.

5.1 Выполнение упражнения 179 (страница 95)

- Сейчас выполним упражнение 179.

-Запишите «Упражнение 179»

-Прочитайте текст.

-Прочитайте следующее задание.

-Какие слова в тексте вы нашли с этим корнем? (ящерица, ящерята, ящерка, ящерицей, ящерицу)

-Давайте распределим их по группам.

-Какие слова запишем в группу однокоренных слов?

( ящерица, ящерята, ящерка ) Почему? (Потому что у них одинаковый корень, но разное лексическое значение)

-Какие лова запишем во вторую группу? (ящерица, ящерицей, ящерицу) Почему? (Потому что это одинаковые слова, но с разным окончанием)

-Хорошо, с красной строки с заглавной буквы записываем сначала однокоренные слова через запятую записываем слова в конце поставим точку. А во вторую группу запишем с красной строки формы одного и того же слова. (ребенок работает у доски)

-Берем карандаш в руки и выделяем все значимые части слова.

-Ребята, выполнив это упражнение мы закрепили, что такое однокоренные слова и разные формы одного и того же слова, а также повторили значимые части слова.

5.2 Выполнение упражнения 180( страница 96)

- Найдите на странице 96 сейчас мы будем выполнять упражнение 180.

-Запишите «Упражнение 180»

-Прочитаем задание.

-Положите закладку на странице 96 и откройте форзац.

-Прочитай слова, которые образовались от слова школа, берёза, желтый.

-Ребята, где мы учимся? ( в школе)

-Давайте о школе и запишем.

-Запишем первую группу слов, выделим в них значимые части слова.

-Выйди запиши.

-Выдели в этих словах известную часть слова.

-Ребята, в этом задании мы закрепили умение выделять известные нам части слова.

6.Обобщение и систематизация знаний (Игра « Крестики нолики)

-Сейчас мы с вами сыграем в игру.

-Для игры необходимы карточки с пустыми ячейками , они находится у каждого из вас на парте. А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и, если вы с ним согласны, в ячейке ставите +, если не согласны – 0.

-Отвечать начнёте с первой ячейки , в которой стоит точка.

-Итак, начинаем.

  1. Родственные слова ещё называют однокоренными. (+)

  2. Верно ли, что у слов телега и телеграмма одинаковый корень? (0)

  3. Корень – это главная часть предложения. (0)

  4. Окончание – изменяемая часть слова.(+)

  5. Основа – это часть речи.(0)

  6. Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)

  7. Окончание помогает образовывать новые слова. (0)

  8. Основа – часть слова без окончания. (+)

  9. Окончание служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях. (+)

-Проверим ваши ответы.

-Для этого поменяйтесь карточками.

-Проверить ваши ответы будет легко.

-Ребята, прошу обратить внимание, так как я составляла данную таблицу с ответами на компьютере у меня в ответах стоят плюсы.

-Сравните записанные ответы на моей ленте и на вашей. (вывешиваю ответы)

-Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны.( +00+0+0++)

+

0

0

+

0

+

0

+

+



-Ребята, мы закрепили знания по таким темам, как: корень, суффикс, окончание, основа, приставка. Кто не допустил ни одной ошибки, тот хорошо усвоил эти темы, а кто допустил, тому необходимо подучить их.

7.Итоги урока

- Наш урок подошел к концу, давайте вспомним, с какой частью слова мы сегодня познакомились? (основа слова)

-Что такое основа слова?

-Какие другие значимые части слова мы повторили? ( окончание, приставка, суффикс, корень)

8.Сообщение домашнего задания

-Откройте дневники. Запишите домашнее задание.

-Дома вам необходимо будет выполнить упражнение на странице.

(Рус. яз.- с.97 упр.183)

-Закрывайте дневники. Ищите упражнение 183 на странице 97.

-Вам необходимо прочитать слова, объяснить их значение и соотнести написанные в учебнике слова с ниже данными схемами. Списать слова в порядке расположения схем и выделить значимые части слов. И обратите внимание, в слове «дочка» стоит 1. Вам необходимо сделать звуко-буквенные разбор слова.

Памятку с подсказкой вы можете найти на странице 143.