ЧТО ТАКОЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Классный час (7-8 класс)
Цель: способствовать развитию у школьников чувства ответственности.
Задачи:
раскрыть понятие «ответственность»;
содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера,
формирование коммуникативной компетенции, воспитывать уважение, терпимость к окружающим людям,
способствовать развитию у детей мотивации к самосовершенствованию, нравственному саморазвитию.
профилактика правонарушений
Форма проведения: групповой тренинг, моделирование ситуаций.
Оборудование: презентация, листы, раздаточные листы с тестом.
Ход классного часа
Учитель - В качестве эпиграфа мне хотелось бы предложить высказывание французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.
Быть человеком – это значит чувствовать свою ответственность перед людьми.
- Как вы понимаете это высказывание?
- Как вы думаете, о каком качестве человека мы будем сегодня говорить? (об ответственности)
Ответственность – важнейшее свойство личности, это проявление отношения к выполнению взятых на себя обязательств, принятых ею норм и правил.
Учитель просит ребят разделиться на 2 группы и придумать название каждой в соответствии с темой. То есть название должно ассоциироваться с термином «ответственность»: например, «разум», «министерство справедливости», «долг» и др. Затем представители групп объявляют свои названия и объясняют, почему они назвали себя именно так. Тем самым у детей уже в начале занятия формируется понимание термина «ответственность». Приведите как можно больше примеров ответственного поведения. Учитель предлагает обсуждение в группах ответственных поступков, которые они совершили за неделю.
Учитель - Я буду называть некоторые поступки, а вы, если это можете и делаете, встаёте, а если не делаете, то садитесь и ничего не говорите.
- Сами наводите порядок в своей комнате; -
- Вначале делаете уроки, а потом играете;
- Часто сваливаете свою вину на других;
- Всегда вечером собираете портфель;
- Вы продолжаете работать, даже если работа очень трудная;
- Оставляете свои вещи в беспорядке, чтобы за вас убирали другие;
- Сначала думаете, а потом делаете;
- Сначала делаете, а потом думаете.
Молодцы! Все справились с заданиями, значит, отнеслись к игре ответственно.
Учитель - Как вы думаете почему маленькие дети не несут ответственности за свои поступки?(слайд)
Учитель предлагает рассмотреть несколько ситуаций из жизни, и определить ответственный поступок или нет в данной ситуации.
Учитель - Отправляемся в прошлое. 2011 год. Затонул теплоход «Булгария», совершавший круиз по Волге. На борту находились более ста человек. Было получено сообщение от радистов об ухудшении погоды. Начался шторм. Из-за незакрытых иллюминаторов , которые экипаж решил оставить как есть, в судно начала затекать вода. Можно ли назвать экипаж теплохода ответственным?
Решение проблемных ситуаций.
Учитель - На листочках приведите примеры профессий, в которых безответственность приводит к серьезным последствиям.
Учитель - А в заключении предлагаю каждому из вас выполнить небольшой тест. (Тесты на каждого лежат на столах и к ним даны интерпретации и рекомендации)
Тест “Ваше чувство ответственности”.
Прочтите приведённые ниже вопросы и выберите варианты ответов, которые соответствуют Вашим личным представлениям и привычкам:
1. Что бы Вы предпочли, если бы Вам понадобилась красивая одежда для выхода на дискотеку:
а) одолжить у друзей;
б) идти в том, что имеется;
в) не ходить на дискотеку вообще.
2. Если Вы увидите драку с участием Ваших знакомых, то Вы постараетесь:
а) помочь своим;
б) остановить драку;
в) остаться незамеченным.
3. Какую форму времяпрепровождения (из предложенных) Вы бы предпочли, если бы пришлось коротать время в поезде:
а) игра в карты;
б) чтение и кроссворды;
в) разговаривать и смотреть в окно.
4. Если бы Вы задолжали деньги, а их не было, но от Вас требовали срочно вернуть долг, то Вы:
а) перезаняли бы у друзей;
б) попросили бы у родителей, объяснив причины;
в) попросили бы у родителей, скрыв причины, или добыли бы деньги другим способом.
5. Если бы Вам предложили крупную сумму денег только за то, чтобы вечером Вы постояли 2 часа в определённом месте, то Вы бы:
а) согласились;
б) отказались;
в) попытались бы получить дополнительную информацию о цели действия.
6. В подъезде дома Вы находите красивый нож и:
а) забираете его себе;
б) показываете родителям, звоните в милицию;
в) не прикасаетесь к нему.
7. Если Вы видите на ком – то или у кого – то очень красивую или интересную вещь, то Вы:
а) чувствуете желание иметь такую же;
б) чувствуете удовольствие или интерес;
в) стараетесь показать своё равнодушие.
8. Когда Вас обижают, к Вам пристают, Вы:
а) чувствуете желание уничтожить “негодяя”;
б) ведёте себя решительно, но стараетесь не обострять отношения;
в) пытаетесь задобрить.
Если в Ваших ответах преобладает вариант “А”, это означает, что над Вами нависла серьёзная опасность, поскольку чувство ответственности у Вас практически отсутствует. Вы можете принять необдуманное решение и потом горько об этом сожалеть. Вы очень любите делать только то, что Вам нравится. В ближайшем будущем это может превратиться в проблему.
Рекомендации. Учитесь представлять последствия того, что Вы собираетесь сделать. Для этого надо давать себе немного времени на раздумье. Если же Вы убедитесь, что Ваше решение чревато неприятными последствиями и всё равно его примете – что ж, по крайней мере, Вы никого не должны винить в своих неприятностях. Философ Г.Спенсер писал для таких, как Вы: “Самообладание, как все качества, развивается через упражнение. Кто хочет управлять страстями в зрелом возрасте, должен учиться этому в юности”.
Если в Ваших ответах чаще встречается вариант “Б”, то за Вас близкие могут не беспокоиться. Вы сможете трезво оценить ситуацию и выбрать тот путь, который чреват наименьшими потерями для Вас, Вашей души, всей последующей жизни.
Рекомендации. Постарайтесь не растерять то, что у Вас уже есть. Запомните высказывание восточного мудреца Саади: “Мужество – не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество – в том, чтобы владеть собой и быть справедливым”.
Если среди Ваших ответов преобладает вариант “В”, то чувство ответственности в Вас ещё только зреет. Оно наталкивается на сопротивление таких Ваших качеств, как боязнь всего на свете, неуверенность в собственных силах, желание всех перехитрить и т.д. Это означает, что в определённых ситуациях Вы не удержитесь от соблазна сделать что – либо такое, что заставит Вас всю жизнь об этом сожалеть.
Рекомендации. Встряхнитесь, одёрните себя. Перестаньте попусту тратить время и коптить небо. Прежде всего, нужно избавиться от навязчивых идей вроде “лучше не высовываться”, “все так делают” и т.д. Не пытайтесь скрыться от неприятностей, если Вы их заслужили. Старайтесь не порождать их своими действиями. Вот что сказал французский учёный А.Жювье: “Несчастье походит на труса; оно преследует людей, которых видит трепещущими, и бежит, когда смело идут ему навстречу”.