СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое ответственность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий классного часа.

Просмотр содержимого документа
«Что такое ответственность»

ЧТО ТАКОЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Классный час (7-8 класс)

Цель: способствовать развитию у школьников чувства ответственности.

Задачи:

  • раскрыть понятие «ответственность»;

  • содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера,

  • формирование коммуникативной компетенции, воспитывать уважение, терпимость к окружающим людям,

  • способствовать развитию у детей  мотивации к самосовершенствованию, нравственному саморазвитию.

  • профилактика правонарушений

Форма проведения: групповой  тренинг, моделирование ситуаций.

Оборудование: презентация, листы, раздаточные листы с тестом.

Ход классного часа

Учитель - В качестве эпиграфа мне хотелось бы предложить высказывание французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

Быть человеком – это значит чувствовать свою ответственность перед людьми.

- Как вы понимаете это высказывание?

- Как вы думаете, о каком качестве человека мы будем сегодня говорить? (об ответственности)

Ответственность – важнейшее свойство личности, это проявление отношения к выполнению взятых на себя обязательств, принятых ею норм и правил.


Учитель  просит ребят  разделиться на 2 группы и придумать название каждой в соответствии с темой. То есть название должно ассоциироваться с термином «ответственность»: например, «разум», «министерство справедливости», «долг» и др. Затем представители групп объявляют свои названия и объясняют, почему они назвали себя именно так. Тем самым у детей уже в начале занятия формируется понимание термина «ответственность». Приведите как можно больше примеров ответственного поведения. Учитель предлагает обсуждение в группах ответственных поступков, которые они совершили за неделю.


Учитель - Я буду называть некоторые поступки, а вы, если это можете и делаете, встаёте,  а если не делаете, то садитесь и ничего не говорите.

- Сами наводите порядок в своей комнате; -

- Вначале делаете уроки, а потом играете;

- Часто сваливаете свою вину на других;

- Всегда вечером  собираете портфель;

-  Вы продолжаете работать, даже если работа очень трудная;

- Оставляете свои вещи в беспорядке, чтобы за вас убирали другие;

- Сначала думаете, а потом делаете;

- Сначала делаете, а потом думаете.

Молодцы! Все справились с заданиями, значит,  отнеслись к игре ответственно.

Учитель - Как вы думаете почему маленькие дети не несут ответственности за свои поступки?(слайд)

Учитель предлагает рассмотреть несколько ситуаций из жизни,  и определить ответственный поступок или нет в данной ситуации. 

Учитель - Отправляемся в прошлое. 2011 год. Затонул теплоход «Булгария», совершавший круиз по Волге. На борту находились более ста человек. Было получено сообщение от радистов об ухудшении погоды. Начался шторм. Из-за незакрытых иллюминаторов , которые экипаж решил оставить как есть, в судно начала затекать вода. Можно ли назвать экипаж теплохода ответственным?


Решение проблемных ситуаций.

Учитель - На листочках приведите примеры профессий, в которых безответственность приводит к серьезным последствиям.


Учитель - А в заключении предлагаю каждому из вас выполнить небольшой тест. (Тесты на каждого лежат на столах и к ним даны интерпретации и рекомендации)

Тест “Ваше чувство ответственности”.

Прочтите приведённые ниже вопросы и выберите варианты ответов, которые соответствуют Вашим личным представлениям и привычкам:

1. Что бы Вы предпочли, если бы Вам понадобилась красивая одежда для выхода на дискотеку:

а) одолжить у друзей;
б) идти в том, что имеется;
в) не ходить на дискотеку вообще.

2. Если Вы увидите драку с участием Ваших знакомых, то Вы постараетесь:

а) помочь своим;
б) остановить драку;
в) остаться незамеченным.

3. Какую форму времяпрепровождения (из предложенных) Вы бы предпочли, если бы пришлось коротать время в поезде:

а) игра в карты;
б) чтение и кроссворды;
в) разговаривать и смотреть в окно.

4. Если бы Вы задолжали деньги, а их не было, но от Вас требовали срочно вернуть долг, то Вы:

а) перезаняли бы у друзей;
б) попросили бы у родителей, объяснив причины;
в) попросили бы у родителей, скрыв причины, или добыли бы деньги другим способом.

5. Если бы Вам предложили крупную сумму денег только за то, чтобы вечером Вы постояли 2 часа в определённом месте, то Вы бы:

а) согласились;
б) отказались;
в) попытались бы получить дополнительную информацию о цели действия.

6. В подъезде дома Вы находите красивый нож и:

а) забираете его себе;
б) показываете родителям, звоните в милицию;
в) не прикасаетесь к нему.

7. Если Вы видите на ком – то или у кого – то очень красивую или интересную вещь, то Вы:

а) чувствуете желание иметь такую же;
б) чувствуете удовольствие или интерес;
в) стараетесь показать своё равнодушие.

8. Когда Вас обижают, к Вам пристают, Вы:

а) чувствуете желание уничтожить “негодяя”;
б) ведёте себя решительно, но стараетесь не обострять отношения;
в) пытаетесь задобрить.

Если в Ваших ответах преобладает вариант “А”, это означает, что над Вами нависла серьёзная опасность, поскольку чувство ответственности у Вас практически отсутствует. Вы можете принять необдуманное решение и потом горько об этом сожалеть. Вы очень любите делать только то, что Вам нравится. В ближайшем будущем это может превратиться в проблему.

Рекомендации. Учитесь представлять последствия того, что Вы собираетесь сделать. Для этого надо давать себе немного времени на раздумье. Если же Вы убедитесь, что Ваше решение чревато неприятными последствиями и всё равно его примете – что ж, по крайней мере, Вы никого не должны винить в своих неприятностях. Философ Г.Спенсер писал для таких, как Вы: “Самообладание, как все качества, развивается через упражнение. Кто хочет управлять страстями в зрелом возрасте, должен учиться этому в юности”.

Если в Ваших ответах чаще встречается вариант “Б”, то за Вас близкие могут не беспокоиться. Вы сможете трезво оценить ситуацию и выбрать тот путь, который чреват наименьшими потерями для Вас, Вашей души, всей последующей жизни.

Рекомендации. Постарайтесь не растерять то, что у Вас уже есть. Запомните высказывание восточного мудреца Саади: “Мужество – не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество – в том, чтобы владеть собой и быть справедливым”.

Если среди Ваших ответов преобладает вариант “В”, то чувство ответственности в Вас ещё только зреет. Оно наталкивается на сопротивление таких Ваших качеств, как боязнь всего на свете, неуверенность в собственных силах, желание всех перехитрить и т.д. Это означает, что в определённых ситуациях Вы не удержитесь от соблазна сделать что – либо такое, что заставит Вас всю жизнь об этом сожалеть.

Рекомендации. Встряхнитесь, одёрните себя. Перестаньте попусту тратить время и коптить небо. Прежде всего, нужно избавиться от навязчивых идей вроде “лучше не высовываться”, “все так делают” и т.д. Не пытайтесь скрыться от неприятностей, если Вы их заслужили. Старайтесь не порождать их своими действиями. Вот что сказал французский учёный А.Жювье: “Несчастье походит на труса; оно преследует людей, которых видит трепещущими, и бежит, когда смело идут ему навстречу”.