Окружающий мир 1 класс
Тема: Что такое Родина? Что мы знаем о народах России?
Цели деятельности учителя: Формировать представления о малой родине, России, ее природе, городах, народе, своем городе или селе как части большой страны; познакомить с государственной символикой, картой страны
Тип урока: Постановка и решение учебной задачи
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся определять, как называется наша страна и ее столица, какие народы живут в России; сравнивать, различать и описывать герб и флаг России, рассказывать о малой родине и Москве как столице государства; получат возможность научиться работать с картой, находить на ней необходимые географические объекты.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность – целостно-смысловая): регулятивные – овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; познавательные – отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации; умеют вступать в речевое общение, пользоваться книгой, рабочей тетрадью.
Личностные: формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Ход урока
I. Организационный момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока.
Муравей спросил у пчелки:
«Где твой дом, твоя семья?»
Говорит пчела, летая:
«Там, где Родина моя!»
– Муравей Вопросик не знает, что такое Родина. Давайте поможем ему, объясним
II. Актуализация знаний
Беседа по теме «Как называется наша страна»
Организует беседу по вопросам:
– Какие близкие по смыслу слова к слову «Родина» вы знаете? Почему она дорога каждому человеку? Какие главные символы государства вы знаете? Как они выглядят?
III. Изучение нового материала
Презентация «Моя Родина – Россия».
Знакомит с символами РФ:
а) прослушивают запись гимна Российской Федерации;
б) рассматривают иллюстрации флага и герба РФ.
Физкультминутка
(Приложение 1).
Рассмотреть карту Российской Федерации.
Показывает и комментирует слайды презентации.
Организует прослушивание гимна РФ, показывает иллюстрации флага и герба, рассказывает историю их создания, проводит беседу по вопросам:
– Зачем государству нужны символы? Где мы можем увидеть герб и флаг нашего государства?
Проводит физкультминутку.
Знакомит с картой РФ, показывает столицу, крупные города, реки и организует диалог
с учащимися по вопросам:
– Какие города нашей родины вы знаете? Где вы бывали? Что знаете о достопримечательностях этих мест?
Прочитать стихотворения о Родине
Лучше нет родного края
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля? –
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края!
П. Воронько
Уык78
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок… и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Т. Бокова
Почему Крайний Север мы называем холодным районом?
Читает стихотворения о Родине, проводит беседу по вопросам:
– Что такое малая Родина? Как называется город (населенный пункт), в котором мы живем? Кто знает его историю?
– Сегодня мы совершим заочное путешествие по нашей стране. Встретимся с людьми разных национальностей, узнаем, где и как они живут.
– На чём мы отправимся в путешествие? (Предположения детей.)
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернётся – под лучами
Отливает серебром.
(Самолёт.)
– Прошу занять свои места, располагайтесь поудобнее, мы отправляемся в путешествие
Презентация на тему «Какого народа ты сын»
– Во время перелета наш самолет сделает несколько остановок в разных частях России.
Эти остановки мы будем обозначать на карте фигурками людей в национальных костюмах
народов, которые там проживают (прикреплять фигурки к карте).
Показывает и поясняет слайды презентации
IV. Первичное осмысление и закрепление
Выполнить задание 1 в рабочей тетради (с. 4)
Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочей тетради
Выполнить задание 1 в рабочей тетради (с. 5)
Проводит беседу по вопросам:
– Какие народы проживают на территории нашей Родины? Чем они отличаются друг от друга? (Традициями, народными костюмами, народными праздниками.) А что связывает эти народы друг с другом?
Проводит физкультминутку.
Формулирует задание, напоминает обучающимся правила безопасности при работе с ножницами и клеем, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания
V. Итоги урока. Рефлексия
Обобщить полученные на уроке сведения
Проводит беседу по вопросам:
– Что нового узнали на уроке? Как называется наше государство? Какие города вы знаете?
Как называется столица нашей Родины?
VI. Домашнее задание
Выполнить творческое задание 2 в рабочей тетради (с. 4)