1.Подведение к теме урока | -Послушайте внимательно стихотворение. Однажды предрассветною порой Три мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: Что главное, скажите в человеке? Конечно, разум - первый мне ответил. С ним каждый путь и правилен и светел. Благодарю, что просветил меня. Я поклонилась, голову склоня, Второй ответил: воля на пути, Который нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу. Я поклонилась в пояс мудрецу. Да нет, не то, заволновался третий Послушайте, что строго он ответил: (пауза)… - Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец? -Назовите самые главные, по вашему мнению, качества. -Ответ сравниваем с ответом мудреца: Да нет, не то, заволновался третий. Дослушайте, что строго он ответил! Невелика моя об этом повесть, Но главное у человека - совесть! - Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть. А как на ваш взгляд – какое качество в человеке считаете самым главным? | Слушают внимательно стихотворение Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость и тд | Р: целеполагание; выполнять учебное задание в соответствии с целью К: постановка вопросов; формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать свое мнение; умение работать в паре . |
1.Беседа о совести | Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Цицерона. Самое главное украшение – чистая совесть. Цицерон -Как вы понимаете это высказывание? -На что похожа наша жизнь? -На книгу. Называется она: «Жизнь имя ученика…», или «Жизнь ….». -Страница в книге - день. С утра -страница чистая, а потом мы сами пишем эту страницу добрыми или злыми делами, которые остаются там навсегда и никуда не исчезают из книги нашей жизни. Сделаем добро - и лист в книге нашей жизни будет хорошим, его захочется прочитать не только вам, но и окружающим вас людям . И наоборот. -Чтобы накачать мышцы, нужна тренировка, чтобы научиться бегло читать или решать трудные примеры, тоже нужна тренировка, а как пробуждать и развивать в себе чувство совести? Что значит понятие «голос совести»? Вывод: нужно учиться говорить правду, признавать свои ошибки, уметь просить прощение, чтобы совесть не мучила. -Давайте разберемся, что же такое совесть? Как вы думаете? -По словарю В.И. Даля : «Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру». -Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит - вместе, корня - весть, что значит, знать, ведать. Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром. -Послушайте внимательно притчу Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» (на экране) -Как вы оцениваете эту ситуацию? -Эта мудрая притча показывает нам, что мы является примером для наших детей, ориентиром, они считывают с нас всю информацию о нашем поведении, о нашем отношении к другим людям, о манере поведения в каких-либо ситуациях. И поведение наших детей это зеркальное отражение нас самих. -Посмотрите внимательно видеоролик, затем ответите мне на вопросы. -Кто из этих двоих НАСТОЯЩИЙ человек? Почему? -Какое качество есть у мальчика и нет у взрослого ? -Правильно,достоинство! -А вот послушайте еще одну историю, о чем в ней говорится. «Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой. - Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек. - Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой». -Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого? -Как вы думаете, когда у него появились муки совести? -Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа? -Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике? - Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет). -Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т.п.) Составление пословиц. -Много о совести сказано в народной мудрости : в пословицах и поговорках. -Ваша задача собрать пословицы правильно. Совесть без зубов, а гложет. От совести не убежишь. Совесть -верный советник. Глаза не на месте- совесть не чиста. У кого есть стыд, у того есть совесть. Чистая совесть- лучшая подушка. -Молодцы! Вы правильно составили пословицы. Надеюсь, для многих, они станут настоящими советами. -А сейчас давайте попробуем составить портрет совестливого человека. -Я буду начинать, а вы продолжать. -Человек все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.) -Это-человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. ) -Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.) -Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние). -Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости). -Отвращает его от… (дурных поступков и действий). | Наша жизнь похожа на книгу (предположения детей) нужно всегда говорить правду , не совершать плохие дела Слушают внимательно Мальчик правильно поступил Мальчик настоящий человек У мальчика есть чувство совести Ему так захотелось , ради забавы. Его мучало чувство совести. Составляют пословицы Нечестно, несправедливо Справедливый , добросовестный Обдуманно, сознательно Раскаяние, сочувствие Добру, истине, справедливости Плохих действий, поступков. | К: формирование умения слушать и слышать. Л: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Л: самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом Р: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке К: строить монологическое высказывание. |
1.Подведение итогов урока 2.Рефлексия | -О чем мы сегодня говорили на уроке? -Наш разговор подошел к концу. Всем большое спасибо! Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор. Подумайте и скажите, что вы возьмете с собой- чемодан , мясорубку или корзину? Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. -На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов.Так будем же стремиться к образу совестливого человека!И в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение ЯныКузовлевой «Совесть». Совесть. Словно ненаписанная повесть. Всех поступков, помыслов сердец, Нас порою обличает совесть. Это кара или дар Небес? Для кого-то этот голос громок: Слышит он души упрек немой, Совершив проступок или промах - Сразу же теряет свой покой. А другой - уже тот глас не слышит (Он любое зло себе прощал): Что бы ни случилось, ровно дышит Человек, что совесть потерял. Знаем, что она - бывает чистой; А еще способна укорять; И в делах раскаяться и в мыслях (даже тайных) может заставлять. Как маяк дана нам Духом Божьим Совесть, чтоб могли свой видеть путь: Можно - жить по совести, а можно - Навсегда дать совести уснуть. Яна Кузовлева | Оценивают свою работу на уроке | Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Личностные: умение выполнять самооценку. |