СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое совесть?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что такое совесть?»

Конспект урока этики

Челядиной Ульяны Вячеславовны

Тема:«Совесть»

Цели:сформировать в сознании детей понятие совести, расширить представление о значении совести в жизни каждого человека;

Задачи:

  • формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;

  • развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить ихс общечеловеческими ценностями;

  • повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.

УУД

Предметные

  • воспитывать в себе ответственность к своим поступкам, толерантное отношение к другим мнениям;

  • дать определение понятию «совесть», установить различия между понятиями «стыд» и «совесть».

Метапредметные

Познавательные:

  • поиск и выделение необходимой информации с помощью учителя; структурирование знаний;

  • рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

  • принимают и сохраняют учебную задачу;

  • выделение ориентиров действия в новом учебном материале;

Коммуникативные:

  • продуктивное сотрудничество с учителем, друг с другом;

  • умение слушать и слышать собеседника, толерантное отношение к чужому мнению;


Личностные:

  • учить детей жить в ладу со своей совестью;

  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный момент

1.Приветствие, знакомство



2.Эмоцианальный настрой

-Здравствуйте ребята! Тихо присядьте на свои места.

-Чем больше знаем, тем больше умеем,
Тем больше опыта мы наберём.
А опыт поможет добиться успеха,
К заветной мечте нас приведёт!

-Желаю вам успехов на уроке!

Приветствуют учителя, одноклассников. Настраиваются на работу.

Р: нацеливание на успешную деятельность.

Л: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое

II.Актуализация знаний

1.Подведение к теме урока

-Послушайте внимательно стихотворение.

Однажды предрассветною порой

Три мудреца склонились надо мной,

И я спросила их, поднявши веки:

Что главное, скажите в человеке?

Конечно, разум - первый мне ответил.

С ним каждый путь и правилен и светел.

Благодарю, что просветил меня.

Я поклонилась, голову склоня,

Второй ответил: воля на пути,        

Который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу.

Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, заволновался третий

Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…

- Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?

-Назовите самые главные, по вашему мнению, качества.

-Ответ сравниваем с ответом мудреца:

Да нет, не то, заволновался третий.

Дослушайте, что строго он ответил!

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека - совесть! 

- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть. А как на ваш взгляд – какое качество в человеке считаете самым главным?





Слушают внимательно стихотворение

















Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость и тд

Р: целеполагание; выполнять учебное задание в соответствии с целью

К: постановка вопросов; формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать свое мнение; умение работать в паре .


2. Сообщение темы урока

-Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем разговаривать?

-Правильно, о совести. Тема нашего урока «Совесть».

Отвечают на вопросы, говорят тему урока.


III.Изучение нового материала

1.Беседа о совести

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Цицерона.

Самое главное украшение – чистая совесть.

Цицерон

-Как вы понимаете это высказывание?

-На что похожа наша жизнь?

-На книгу. Называется она: «Жизнь имя ученика…», или «Жизнь ….».

-Страница в книге - день. С утра -страница чистая, а потом мы сами пишем эту страницу добрыми или злыми делами, которые остаются там навсегда и никуда не исчезают из книги нашей жизни. Сделаем добро - и лист в книге нашей жизни будет хорошим, его захочется прочитать не только вам, но и окружающим вас людям . И наоборот.

-Чтобы накачать мышцы, нужна тренировка, чтобы научиться бегло читать или решать трудные примеры, тоже нужна тренировка, а как пробуждать и развивать в себе чувство совести? Что значит понятие «голос совести»?

Вывод: нужно учиться говорить правду, признавать свои ошибки, уметь просить прощение, чтобы совесть не мучила.

-Давайте разберемся, что же такое совесть? Как вы думаете?

-По словарю В.И. Даля :

«Совесть - внутрен­нее сознание добра и зла, тай­ник души, в котором отзывает­ся одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступ­ка, чувство, побуждающее к истине и добру».

-Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит - вместе, корня - весть, что значит, знать, ведать. Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром.

-Послушайте внимательно притчу Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» (на экране)

-Как вы оцениваете эту ситуацию?

-Эта мудрая притча показывает нам, что мы является примером для наших детей, ориентиром, они считывают с нас всю информацию о нашем поведении, о нашем отношении к другим людям, о манере поведения в каких-либо ситуациях. И поведение наших детей это зеркальное отражение нас самих.

-Посмотрите внимательно видеоролик, затем ответите мне на вопросы.

-Кто из этих двоих НАСТОЯЩИЙ человек? Почему?

-Какое качество есть у мальчика и нет у взрослого ?

-Правильно,достоинство!


-А вот послушайте еще одну историю, о чем в ней говорится.

«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой».

-Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

-Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

-Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

-Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?  

- Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет).

-Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т.п.)

Составление пословиц.

-Много о совести сказано в народной мудрости : в пословицах и поговорках.

-Ваша задача собрать пословицы правильно.

  1. Совесть без зубов, а гложет.

  2. От совести не убежишь.

  3. Совесть -верный советник.

  4. Глаза не на месте- совесть не чиста.

  5. У кого есть стыд, у того есть совесть.

  6. Чистая совесть- лучшая подушка.

  7. -Молодцы! Вы правильно составили пословицы. Надеюсь, для многих, они станут настоящими советами.

-А сейчас давайте попробуем составить портрет совестливого человека.

-Я буду начинать, а вы продолжать.

-Человек все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)

  1. -Это-человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )

  2. -Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)

  3. -Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).

  4. -Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).

-Отвращает его от… (дурных поступков и действий).




Наша жизнь похожа на книгу (предположения детей)











нужно всегда говорить правду , не совершать плохие дела













Слушают внимательно



Мальчик правильно поступил







Мальчик настоящий человек

У мальчика есть чувство совести



















Ему так захотелось , ради забавы.


Его мучало чувство совести.






Составляют пословицы













Нечестно, несправедливо


Справедливый , добросовестный


Обдуманно, сознательно



Раскаяние, сочувствие





Добру, истине, справедливости

Плохих действий, поступков.


К: формирование умения слушать и слышать.

Л: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.



Л: самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Р: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

К: строить монологическое высказывание.

IV.Итог урока

1.Подведение итогов урока







2.Рефлексия

-О чем мы сегодня говорили на уроке?

-Наш разговор подошел к концу. Всем большое спасибо! Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор. Подумайте и скажите, что вы возьмете с собой- чемодан , мясорубку или корзину?

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

-На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов.Так будем же стремиться к образу совестливого человека!И в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение ЯныКузовлевой «Совесть».

Совесть.
Словно ненаписанная повесть. Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес? 

Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой. 

А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял. 

Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять. 

Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.

Яна Кузовлева

Оценивают свою работу на уроке

Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные: умение выполнять самооценку.