СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое задержка психического развития? Кто эти дети?

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлена классификация задержки психического развития по К.С. Лебединской. Приводятся причины задержки психического развития.Отграничение  обучающихся с ЗПР и УО.

Просмотр содержимого документа
«Что такое задержка психического развития? Кто эти дети?»

Что такое задержка психического развития? Кто эти дети?





Дети с особыми образовательными потребностями
имеют право на образование
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
от 29 декабря 2012г. №273

  • Обучающийся с ОВЗ- это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без специальных условий.

ЗПР можно и нужно преодолевать, т.к. недостаточная сформированность основных психических функций и задержка эмоционального развития в данном случае обратимы.  Развитие ребенка может достичь нормального уровня, если вовремя заметить трудности и обеспечить грамотную коррекционно-развивающую поддержку ребенка. Образовательная организация является основным помощником в преодолении этой трудности ребенком.

Что такое задержка психического развития? Кто эти дети?

  • Пограничная» форма дизонтогенеза, выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций;

  • нарушение нормального темпа психического развития, проявляющаясяв замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности ребенка не соответствует его возрасту) (Н.В.Новоторцева);

  • состояния легкой интеллектуальной недостаточности, характеризующиеся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы (Л.Г.Мустаева).



Классификация задержки психического развития ( К.С. Лебединской )

ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом.  Ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.

ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяжелыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей часто встречаются бронхиальная астмахроническая диспепсиясердечно-сосудистая и почечная недостаточностьпневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом: низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.



  • ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интеллектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.

  • ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Занимает основное место среди других аномалий ЗПР. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. Причиной появления органических недостатков может быть патология беременности: токсикозы в тяжелой форме, интоксикации, инфекции, недоношенность, асфиксия, болезни с осложнениями в первые годы жизни ребенка.

Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний (человек выбирает простые и легкие цели), выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.


 Причины задержки психического развития

Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеет патология беременности (тяжелые токсикозы,  гипоксия плода , внутриутробные инфекции и др.), внутричерепные родовые травмынедоношенностьядерная желтуха новорожденныхфетальный алкогольный синдром и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии (это расстройства ЦНС новорожденных и детей первых месяцев жизни). В постнатальном периоде и раннем детском возрасте задержку психического развития могут вызывать тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофиягриппнейроинфекциирахит), черепно-мозговые травмыэпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др. ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

Социально–психологические факторы

  • Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Отграничение задержки психического развития от умственной отсталости и других нарушений

1.    Для нарушений познавательной деятельности при ЗПР характерны парциальность, мозаичность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. При умственной отсталости отмечается тотальность и иерархичность нарушений психической деятельности ребенка. Ряд авторов используют для характеристики умственной отсталости такое определение как «диффузное, разлитое повреждение» коры головного мозга.

2.    В сравнении с умственно отсталыми детьми у обучающихся с ЗПР гораздо выше потенциальные возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм мышления – сравнения, анализа, синтеза, отвлечения, абстрагирования. Однако нужно помнить, что некоторые обучающиеся с ЗПР, как и их умственно отсталые сверстники, затрудняются в установлении причинно-следственных зависимостей и имеют несовершенные функции обобщения.

3. Для развития всех форм мыслительной деятельности обучающихся с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики. В то время как у умственно отсталых детей данный феномен экспериментально не выявлен.

4.    В отличие от умственной отсталости, при которой страдают собственно мыслительные функции – обобщение, сравнение, анализ, синтез, – при задержке психического развития страдают предпосылки интеллектуальной деятельности. К ним относятся такие психические процессы как внимание, восприятие, сфера образов-представлений, зрительно-двигательная координация, фонематический слух и другие.

5.    При обследовании обучающихся с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения дети способны к плодотворному сотрудничеству с взрослым. Они хорошо принимают помощь взрослого и даже помощь более продвинутого сверстника. Эта поддержка еще более эффективна, если она оказывается в форме игровых заданий и ориентирована на непроизвольный интерес ребенка к осуществляемым видам деятельности.

6.    Игровое предъявление заданий повышает продуктивность деятельности обучающихся с ЗПР, в то время как для умственно отсталых обучающихся оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания ребенка с выполнения задания. Особенно часто это происходит, если предлагаемое задание находится на пределе возможностей умственно отсталого ребенка.

7.    Для обучающихся с ЗПР характерна большая яркость эмоций, которая позволяет им более длительное время сосредоточиваться на выполнении заданий, вызывающих их непосредственный интерес. При этом чем больше ребенок заинтересован в выполнении задания, тем выше результаты его деятельности. Подобный феномен не отмечается у умственно отсталых детей. Эмоциональная сфера умственно отсталых обучающихся не развита, а чрезмерно игровое предъявление заданий (в том числе в ходе диагностического обследования), часто отвлекает обучающегося от решения самого задания и затрудняет достижение цели.

8. В соматическом облике обучающихся с ЗПР в основном отсутствует диспластичность (нарушения пропорций у человека н-р избыточно длинные или очень короткие ноги, чрезмерно высокий рост) . В то время как у умственно отсталых обучающихся она наблюдается достаточно часто.

9. Патологическая наследственная отягощенность более типична для анамнеза умственно отсталых детей и практически не отмечается у детей с задержкой психического развития.