СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение и задачи артикуляионной гимнастики на логоедическом занятии. Описание выполнения артикуляционной упражнений.

Просмотр содержимого документа
«Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?»

Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?

Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное положение и движение органов речи, необходимые для произнесения данного звука, называется артикуляцией.

Нарушения в строении артикуляционного аппарата, например, короткая подъязычная связка, неправильный прикус, слишком высокое или узкое нёбо и некоторые другие недостатки, являются предрасполагающими факторами неправильного формирования звукопроизношения. Но если у ребенка хорошая подвижность органов артикуляционного аппарата, хороший речевой слух, то он сам в большинстве случаев способен компенсировать недостатки звукопроизношения.

Если же у ребенка имеются несовершенства движения артикуляционного аппарата (например, малоподвижный язык), то это может служить причиной неправильного произношения звуков, вялой, нечеткой, смазанной речи.

Поэтому основными задачами являются:
— развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т.д.);
— развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);
— развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для звуков.

Поэтому на начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее продолжительность 3-5 минут. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 4-5. При отборе материала надо учитывать степень его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть свое лицо и лицо взрослого. Нежелательно выполнять гимнастики сразу после еды.







Окошко

  • широко открыть рот - "жарко"

  • закрыть рот - "холодно"

Чистим зубки

  • улыбнуться, открыть рот

  • кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

Месим тесто

  • улыбнуться

  • пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"

  • покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

Чашечка

  • улыбнуться

  • широко открыть рот

  • высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)

Дудочка

  • с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

Заборчик

  • улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы





Киска

  • губы в улыбке, рот открыт

  • кончик языка упирается в нижние зубы

  • выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

Поймаем мышку

  • губы в улыбке

  • приоткрыть рот

  • произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

Лошадка

  • вытянуть губы

  • приоткрыть рот

  • поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

Пароход гудит

  • губы в улыбке

  • открыть рот

  • с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

Слоник пьёт

  • вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"

  • "набирать водичку", слегка при этом причмокивая

Индюки болтают

  • языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."

Орешки

  • рот закрыт

  • кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки

  • на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

Качели

  • улыбнуться

  • открыть рот

  • кончик языка за верхние зубы

  • кончик языка за нижние зубы

Часики

  • улыбнуться, открыть рот

  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

Блинчик

  • улыбнуться

  • приоткрыть рот

  • положить широкий язык на нижнюю губу

Вкусное варенье

  • улыбнуться

  • открыть рот

  • широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу