Кейс – технология
Если в традиционном обществе еще можно было строить обучение путем трансляции преподавателем информации, то в век динамических изменений главным становится формирование умения учиться самостоятельно.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности обучающихся. Одной из современных педагогических технологий, в последнее время активно внедряющихся в практику работы учителя, является кейс - технология.
Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность - описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс - это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.
Преимущество кейс - технологии состоит в том, что он является одним из самых «продвинутых» активных методов. Метод имеет свои сильные стороны, к которым можно отнести:
- возможность работы группы на едином проблемном поле;
- использование принципов проблемного обучения - получения навыков решения реальных проблем, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом;
- возможность получения учащимися не только знаний, но и глубокого понимания теории; выработка навыков простейшего обобщения.
Этапы реализации кейс - технологии
Подготовительный этап
Учитель составляет кейс, т.е. обдумывает его тему и собирает необходимую информацию, источниками которой могут служить как учебная литература и СМИ, так и Интернет-ресурсы. Это позволит обучающимся представить ситуацию и найти проблему или ряд проблем. Кейсы могут быть представлены в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа. Основные требования к кейсу: исследовательская проблема должна быть актуальна и не иметь однозначного или очевидного решения; соответствие тематике курса; достаточное количество информации для проведения анализа и нахождения решения, отсутствие несущественных деталей; отсутствие авторской оценки проблемы; представленная информация должна быть противоречива, тогда она повлечет дискуссию между обучающимися.
Основной этап
Учитель объявляет форму проведения мероприятия (индивидуальная или групповая), передает кейс обучающимся, поясняет, в чем заключается их деятельность, и по каким критериям она будет оцениваться. Обучающиеся, проанализировав ситуацию, выявляют проблему и стараются найти как можно больше альтернативных решений. Если требуется экспериментальное доказательство, то они обращаются за помощью к учителю. Результаты исследования оформляются в виде презентации, проекта.
Заключительный этап
Обучающиеся представляют свои работы. Проводится конференция, дискуссия, полилог и др. формы, позволяющие развивать коммуникативную культуру. Подводятся итоги по следующим критериям: количество правильных ответов на поставленные вопросы; предложение нетрадиционного, научно-обоснованного и перспективного решения проблем; самостоятельность решения; грамотный язык; высокий уровень практического обоснования или подтверждения выдвинутых гипотез.
Кейс – технология развивает следующие навыки:
Аналитические навыки
К ним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать и выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить четко и логично. Особенно это важно, когда информация не очень высокого качества;
Практические навыки
Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе, способствует формированию на практике навыков использования теории;
Творческие навыки
Одной логикой, как правило, кейс-ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем;
Коммуникативные навыки
Среди них можно выделить такие, как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа - средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет;
Социальные навыки
В ходе обсуждения кейса вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.;
Самоанализ
Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.
Оценивание
Оценивание участников дискуссии является важнейшей проблемой обучения посредством кейс - технологии. Проверка и оценка знаний должны проводиться согласно дидактическим принципам обучения. При этом выделяются следующие требования к оцениванию:
- объективность - создание условий, в которых бы максимально точно выявлялись знания обучаемых, предъявление к ним единых требований, справедливое отношение к каждому;
- обоснованность оценок – их аргументация;
- систематичность – важнейший психологический фактор, организующий и дисциплинирующий учащихся, формирующий настойчивость и устремленность в достижении цели;
- всесторонность и оптимальность.
Оценивание выполняет следующие функции:
- контролирующую, поскольку выявляет знания, умения и навыки школьников;
- обучающую, т.к. требует достижения учениками определенного уровня обучения;
- воспитывающую, поскольку в процессе ее получения идет формирование личностных качеств ребенка;
- организующую деятельность ученика;
- развивающую мышление и волевые, нравственные качества школьника;
- методическую, позволяющую совершенствовать методику преподавания.
Использование кейс - технологии не ограничивается только обучением, очень активно кейс-технология используется как исследовательская методика. В то же время становясь реальным средством и способом соединения учебного, образовательного и исследовательского содержания в обучении.
При преподавании биологии кейсы могут использоваться на разных стадиях обучения:
- в процессе обучения;
- в процессе контроля.