МАУ ДО «ДШИ» Задонского района Липецкой области
Лекция – концерт на тему «Что такое музыка?»
Автор и ведущая: Комова Алла Васильевна.
Вслушайтесь! Весь мир поёт-
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всём живёт,
Ведь она - волшебник!
А действительно! Кто из вас прислушивался когда-нибудь к звукам, окружающим нас? Давайте послушаем вместе! Вспомним, как звенит прохладный ручей, как гремит летний гром, как шепчутся между собой своими листиками деревья. А уж как поёт соловей! Как щебечут птички - это уже настоящая музыка. Это птичьи песенки.
Вокруг нас в нашем большом доме, где мы с вами живём, всё наполнено разными звуками. Только как различить какие из них музыка, а какие просто шум?
Это очень просто. Попробуй пропеть эти звуки. Если мы можем их повторить голосом - значит они музыкальные, а если нет - то эти звуки шумовые.
Музыкальные звуки очень чуткие. Они откликаются на наши с вами чувства – горе, радость, веселье, печаль, озорство, задумчивость и другие.
Они, как краски, могут нарисовать музыкальную картинку, они могут навеять на нас грусть или какие-то воспоминания.
Давайте послушаем маленькую пьеску Руббаха " Воробей". Закройте глаза и вы увидите, как прыгает маленький воробышек, как он клюёт крошки и вдруг он замечает кошку! Скорей, скорей! Он отпрыгивает подальше и взлетает на ветку. Успел! И радостно чирикнул.
А теперь ещё одно музыкальное произведение, которое рисует нам картинку. Это "Клоуны" - пьеса композитора Дмитрия Кабалевского. Вот на арену выбегает клоун. Он худенький и шустрый, в больших башмаках он весело подпрыгивает, но, споткнувшись, падает один раз, другой, третий... Но вот на арене появляется второй клоун - это рыжий толстяк с огромными резиновыми гирями. Он вперевалку идет в центр круга. Вот он начинает поднимать свою ношу. Рраз...! Ничего не получается. Два... опять неудача! Три... И гиря медленно поползла вверх, но тут она падает и, подпрыгивая, как мячик укатывается с арены, а клоуны вприпрыжку бегут за ней. Занавес закрывается...
Музыкальные звуки, как живые. Они могут дружить с нами, а могут и поссориться. Например: один человек говорит: " Мне эта музыка очень нравится", а другой отвечает:" А я её терпеть не могу!" Это значит, что первый подружился с этой музыкой, понял её, а другой с ней " поссорился " и не хочет или не может понять о чём она рассказывает. Так давайте будем учиться понимать музыку и тогда она станет для всех нас лучшим другом.
У каждой музыки есть свой характер. Она бывает веселая и грустная, энергичная и задумчивая, озорная и спокойная. Давайте послушаем весёлую полечку, грустную песню, бодрый марш, спокойную колыбельную. У каждой из этих пьес свои особенности, свои средства выразительности, которые мы будем изучать на наших уроках.
Есть музыка, которая отражает жизнь настоящую или сказочную. Вот, например, какую картину нарисовал русский композитор Модест Петрович Мусоргский, увидев рисунок своего друга художника. Нарисованы были старинные часы с кукушкой в виде деревянной избушки, а композитор представил, что в этой избушке живёт Баба Яга. Вот она садится в свою ступу, разгоняется и летит над полями и лесами, а вот и избушка на курьих ножках. Стоит она в дремучем лесу. Стрр-ашно!
Кажется, что из-под каждого куста выглядывает нечистая сила... А Баба Яга опять садится в свою ступу и улетает, растворяясь вдалеке...
А вот еще одно произведение, которое рисует нам картину пробуждающейся природы. Это пьеса Эдварда Грига " Утро ". Здесь мы видим первые нежные лучики солнца, пробуждаются бабочки, птички, распускаются цветы, а солнце все выше и выше поднимается над землёй, всё теплей становятся его лучи. Вот
они уже заливают своим теплом всю землю... Где-то вдали звучит пастуший рожок - просыпается деревня, начинается погожий день... Так композиторы
передают в музыке не только чувства и переживания человека, но и картины, окружающей нас жизни.