Актуальность: Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души.
В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, что является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Цель проекта: обобщить знания детей о прочитанных сказках.
Задачи проекта:
создать необходимые условия для реализации данного проекта через разные виды деятельности (игровую, коммуникативную, познавательную, продуктивную, чтение, театрализованную);
прививать любовь к русским народным и авторским сказкам;
содействовать развитию связной речи детей, обогащению словаря;
развивать творческие навыки, коммуникативные умения;
способствовать поддержанию традиции семейного чтения;
продолжать вовлекать детей, родителей в совместную деятельность по знакомству со сказками, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;
создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
Тип проекта: краткосрочный (апрель 2024)
Проект осуществлялся через образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Участники:
Дети в возрасте 4-5 лет
Воспитатели и педагоги
Родители
Предполагаемый результат:
Дети должны:
проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;
знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль;
уметь выразительно и эмоционально воспроизводить содержание сказок и стихов;
Этапы работы | Содержание работы |
I этап. Подготовительно - информационный | Сбор информации, литературы, дополнительного материала для реализации проекта; Составление перспективного плана по данному проекту; Подбор материала и оборудования: книги для чтения, иллюстрации для бесед, сюжетно-ролевые, дидактические и настольные игры, познавательно-обобщающие викторины и конкурсы. |
II этап. Практический. | Проведение цикла познавательных мероприятий для детей: Создание мини – библиотеки по сказкам; Познавательные беседы «Сказки - добрые друзья», «Мои любимые сказки»; Чтение русских народных и авторских (русских и иностранных писателей) сказок; Просмотр «сказочных» мультфильмов; Изготовление сказочных персонажей из бросового и подручного материала (лепка); Рисование и раскрашивание сказочных персонажей (ИЗО); Дидактические, настольные и сюжетно-ролевые игры по теме проекта; Отгадывание загадок о сказочных героях; Работа со сказкой «Волк и семеро козлят» - заучивание ролей для инсценировки; Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам; Утренние беседы «Рассказ о прочитанной сказке дома» (ежедневно), ситуативное общение; Работа с картами В.Я. Проппа Пересказ и сочинение собственных сказок с помощью карт Проппа Совместная деятельность детей и родителей: Конкурс рисунков «Родные наши сказки», «Сказки зарубежных писателей»; Изготовление масок для театрализованной постановки сказки «Волк и четверо козлят»; Изготовление книжки - самоделки «Моя любимая сказка». Консультации для родителей: «Какие сказки читать ребёнку на ночь», «Сказкотерапия». |
III этап. Заключительный. | Подведение итогов, анализ ожидаемого результата: Оформление выставки книг - самоделок «Наши любимые сказки»; Оформление выставки рисунков и поделок; Показ открытого занятия на МО Игра – викторина «Путешествие в мир сказок» - на обобщение знаний детей |
Проект «В гостях у сказки» направлен на развитие связной речи детей 4-5 лет посредством сказки, что является одной из насущных проблем на сегодняшний день.
Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми, позволило адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказки дали возможность ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
В результате реализации проекта у детей повысился уровень знаний о сказках: умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Использование сказки способствовало творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости, расширению словарного запаса.
Особая роль в работе отводилась просвещению родителей, консультациям по использованию сказок в воспитании своего чадо, разъяснялась значимость семейного чтения, подчеркивалась его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок стало доброй семейной традицией, создавая теплую, задушевную атмосферу в доме.
Реализация данного проекта подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития детей дошкольного возраста.