«Что за прелесть эти сказки!!!!» ( по творчеству А.С.Пушкина)
I. Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок – конкурс, урок - праздник, посвященный творчеству русского гения.
Пушкинская эпоха уходит всё дальше от нас, а поэт как будто всё ближе. Основоположник русской литературы, он и ныне самый любимый и читаемый поэт. Неослабевающий интерес у читателей разных возрастов вызывают сказки Пушкина. Прикоснёмся к этому светлому имени, которое для каждого из нас остаётся яркой звездой добра и истины, перелистаем любимые произведения. В конце урока мы должны ответить на вопрос « В чём же заключается прелесть сказок А. С. Пушкина».
1 ведущий
А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 г в Москве. В доме у них была прекрасная библиотека, и маленький Пушкин с детства увлекался литературой. Мальчик не был избалован теплотой родных, не был любимым сыном (мать больше любила младшего сына, Льва).
2 ведущий
Детские годы Пушкина протекли в Москве и подмосковном селе Захарове. Будущий поэт рос в обедневшей дворянской семье. Его отец Сергей Львович воспитание детей поручил жене Надежде Осиповне из рода Ганнибалов.
3 ведущий
Воспитанием Александра, Льва и Ольги занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, крепостная няня Арина Родионовна и многочисленные гувернеры. Арина Родионовна была, по словам Ольги Сергеевны, "настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками. Александр Сергеевич любил ее с детства".
4 ведущий Юный Пушкин очень интересовался русским языком и русской стариной. Его няня, Арина Родионовна, не только пела Пушкину песни – она была ещё и сказочницей. О том, как сам Александр Сергеевич слушал нанины сказки и как их любил, он написал в письме к брату Льву: « До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки…Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Со слов няни Пушкин записывал сказки, которые потом переложил в стихи.
5 ведущий
Ребята, а как вы думаете, почему и за что нам дорог Пушкин? Почему и взрослые, и дети любят читать сказки? В чём их прелесть? Перелистаем любимые страницы, встретимся с любимыми героями.
Итак, начинаем конкурсы! В конкурсе участвуют две команды. Та команда, которая первая готова отвечать, поднимает руку. Проверим, насколько хорошо вы знаете сказки А.С.Пушкина.
КОНКУРС №1 (5минут)
«Лучший чтец»
Задание командам: прочитать наизусть любые отрывки из сказок А. С. Пушкина. Победителем становится та команда, от которой ученик последним прочитает отрывок. Приглашается по одному ученику от команды. На конкурс отводится 5 минут.
СЛОВО ЖЮРИ.
По итогам конкурса определяется команда-победитель.
КОНКУРС №2 (5 минут)
« Продолжи строку»
1 ведущий
Задание: Каждая команда вытягивает карточку, на которой написаны первые строки из сказок. Продолжите строчки. Отгадайте, из какой они сказки.
2 ведущий.
«Продолжите начатую мной строчку и назовите сказку».
1.Три девицы под окном...(пряли поздно вечерком)
2. Ветер по морю гуляет и...( и кораблик подгоняет)
3.Ель в лесу, под елью белка:
Диво, право, не безделка-
Белка песенки... (поёт да орешки всё грызёт, а орешки не простые, всё скорлупки золотые)
3 ведущий.
4. Жил старик со своею старухой
Старик ловил …..(неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу)
5. Стал он кликать Золотую рыбку
( приплыла к нему рыбка, спросила...)
6. Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю...(всю правду доложи…)
2 ведущий
7.У лукоморья дуб зеленый ...
8. Вдруг шатер распахнулся.
И девица, Шамаханская царица,
Вся, сияя, как ...(заря, тихо встретила царя)
9. Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой...
Ведущий 1: А теперь конкурс капитанов. Задание будет таким: я читаю отрывок из сказки, а вы должны мимикой и движениями показать происходящее.
1 отрывок.
«На девичник собираясь
Вот царица наряжаясь
Перед зеркальцем своим
Перемолвилася с ним:
-Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?
Что же зеркальце в ответ?
-Ты прекрасна, спору нет,
Но царица всех милее,
Всех румяней и белее».
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком – то как притопнет..»
2Ведущий: А сейчас задание для капитана второй команды.
«В комнату вошла она,
Дверь тихонько заперла,
Под окно за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Все на яблочко. Оно
Соку спелого полно…
Подождать она хотела
До обеда; не стерпела.
В руки яблоко взяла,
К алым губкам поднесла
Потихоньку прикусила
И кусочек проглотила..
Вдруг она, моя душа
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха недвижна стала…»
Подведение итогов.Слово жюри.
2Ведущий: А теперь второе задание для капитанов. С закрытыми глазами нарисовать на листе бумаги море, а в нем золотую рыбку.
1 Ведущий:
В следующем раунде командам надо отгадать, о ком эти строки и назвать из какой они сказки?
Ест за четверых,/Работает за семерых (Балда, «Сказка о попе и его работнике Балде».)
В дорогой собольей душегрейке,/Парчовая на маковке кичка,/Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни,/На ногах красные сапожки. (Старуха - столбовая дворянка, «Сказка о рыбаке и рыбке».)
За морем царевна есть,/Что не можно глаз отвесть:/Днем свет божий затмевает,/Ночью землю освещает (Царевна Лебедь: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
До светла все у него пляшет,/Лошадь запряжет, полосу вспашет,/Печь затопит, все заготовит, закупит,/Яичко испечет да сам и облупит. (Балда:«Сказка о попе и его работнике Балде».)
За столом сидит она царицей,/Служат ей бояре да дворяне (Старуха - царица: «Сказка о рыбаке и рыбке».)
А сама-то величава,/Выплывает, будто пава;/А как речь-то говорит,/Словно реченька журчит (Царевна Лебедь: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
Высока, стройна, бела,/И умом и всем взяла; (Цараца-мачеха: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)
Месяц под косой блестит,/А во лбу звезда горит. (Царевна Лебедь: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
Вкруг ее стоит грозная стража,/На плечах топорики держат.( Старуха – царица:«Сказка о рыбаке и рыбке»)
… а девица -/Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!/Не боится, знать, греха. (Шамаханская царица:«Сказка о золотом петушке».)
Белолица, черноброва,/Нраву кроткого такого. (Царевна-дочь:«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)
Все красавцы молодые,/Великаны удалые,/Все равны, как на подбор,/С ними дядька Черномор. (33 богатыря:«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
Наливают ей заморские вины;/Заедает она пряником печатным; (Старуха – царица:«Сказка о рыбаке и рыбке».)
С молоду был грозен он/И соседям то и дело/Наносил обиды смело; (Царь Дадон: «Сказка о золотом петушке».)
Семь румяных усачей. (7 богатырей: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)
Видит, весь сияя в злате,/Царь (какой?) сидит в палате/На престоле и в венце,/С грустной думой на лице. (Царь Салтан :«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
Ведущий 1: Следующий конкурс: « Угадайте пушкинских героев».
1.В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ… (Салтан)
2.И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз.
-Кто эта тетка? (повариха)
3.Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась…(Лебедь)
4.Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых,
До светла все у него пляшет…(Балда)
5.… царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи (Шамаханская царица)
6.С берега душой печальной
Провожает бег их дальний .(Гвидон)
7.Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется? (Елисей)
8.Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый
Старый друг его…(скопец).
Вопросы для болельщиков
Каким фруктом отравилась царевна в сказке «О мёртвой царевне и семи богатырях»? (яблоко)
Мимо какого острова проплывали гости-господа? (Буян)
От кого спас царь Гвидон царевну-лебедь? (коршун Чародей)
В каких сказках есть цифра 33? («О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане»)
Сколько лет рыбачил старик? (30 лет и 3 года)
Сколько раз забрасывал старик невод? (3 раза)
Что кричал Петушок со спицы? (царствуй лёжа на боку)
Сколько просьб старика выполнила золотая рыбка? (4: корыта, изба, дворянка, царица)
Назовите кличку собаки, проживавшей у 7 богатырей (Соколко)
Что представляли собой ядрышки орехов, которые грызла белочка из сказки А.С.Пушкина? (изумруды)
Какой титул имел Гвидон? (князь)
Где Пушкинский поп встретил работника Балду? (на базаре)
Кем желала стать старуха из сказки «О рыбаке и рыбке?» (владычицей морской)
Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (мудрец)
За какую плату работал Балда у попа? (за 3 щелчка по лбу)
Где Гвидон провёл свою юность? (в бочке, в море-океане)
Сколько времени старуха была царицей? (2 недели)
Где отыскал царевну герой сказки А.С.Пушкина «О мёртвой царевне и о 7 богатырях»? (пещера, хрустальный гроб)
Кто увёл царевну в лес в этой сказке? (чернавка)
Чем отгоняла старуха собаку в сказке «О спящей царевне и о 7 богатырях»? (клюкой)
Сколько времени тосковал царь в этой сказке? (1 год)
Что означает цифра 7? 10 б. (7 богатырей)
Где встречается цифра 3? 50 б (З девицы, 3 раза забрасывал невод старик, 3 щелчка Балды, 3 раза летал царь Гвидон)
О чём говорит цифра 33? 20 б (33 богатыря, 30 лет и 3 года)
Какой сказке можно встретить цифру 6? 30 (6 раз обращалась царица к зеркальцу)
В какой сказке встречается сочетание 4-7? 40 б (ест за 4, работает за 7)
Ведущий : Имя Александра Сергеевича всегда с нами, трудно найти человека, который бы не знал этого поэта. Еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии». А.С.Пушкин вывел сказку из разряда второстепенной литературы, какой она оставалась до него. Собственные сказки, сочиненные поэтом по образцу народных, удержали в себе главное - прелесть и свободу сказочного чуда. В них - весь мир, красота человека, фантазия, мечта.