Открытый урок
по литературному чтению в 4 классах
Тема: «Что за прелесть эти сказки!»
Цель: 1. Обучающая: обобщить знания о сказках, учить оформлять свою мысль в речевое высказывание, учить анализировать сказку, отвечать на заданные вопросы;
2. Коррекционно-развивающая: развивать и корректировать внимание, память, речь, творческие способности; обогащать словарный запас детей;
3. Воспитательная: воспитывать интерес к чтению сказок, нравственные качества.
Тип урока: обобщение изученного материала.
Методы: проблемный, наглядно-иллюстративный.
Форма работы: индивидуальная, коллективная.
Оборудование: Выставка книг, иллюстрации, рисунки учащихся.
Экран. Мультимедийный проектор.
Презентация.
Используемые современные педтехнологии:
-здоровьесберегающая технология;
- метод индивидуальной и групповой работы
- метод проектной работы
- игровые технологии
Ход урока.
1. Организационный момент.
Психологический настрой:
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Разве милы нам хмурые лица,
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Я дарю свою улыбку всем вам. А вы, в свою очередь, поделитесь своими улыбками друг с другом, с нашими гостями.
Поздоровайтесь. Вот такой ноткой добра мы начнем урок.
Тихонько садитесь. Выровняли спинки, сели ровно, красиво.
2. Целеполагание и мотивация.
А теперь, ребята, закройте глазки и представьте себе, что вы попали в сказочное королевство.
Постановка проблемы и определение темы.
-Сегодня на уроке мы вспомним русские народные сказки, изученные на уроках и прочитанные вами самостоятельно, а тему урока вы попробуете определить сами. Для этого нужно составить предложение из слов, которые вы видите на экране.
На экране слова: Эти, прелесть, что, сказки, за.
Какое предложение у нас получилось?
«Что за прелесть эти сказки!».
Мы определили тему урока: «Что за прелесть эти сказки!».
- Ребята, вспомните, кто произнес эти замечательные слова?
Да, конечно, А. С. Пушкин. Давайте посмотрим на его портрет.
(Выплывает на презентации портрет Пушкина).
Какие сказки А. С. Пушкина вы читали? (дети называют).
Ребята, А. С. Пушкин писал свои сказки, опираясь на народные сказки, которые ему рассказывала няня Арина Родионовна.
3. Работа по теме урока.
-Прослушайте замечательное стихотворение, которое введет нас в терем сказок:
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица…
По комнате ходит сказка.
Проблемный вопрос.
- Как вы понимаете, что такое сказка? (ответы детей)
Ребята, в словаре дано такое определение «сказки».
Сказка – это повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Кто скажет, а какова же особенность всех сказок? (Чудо, небылица)
- Я в недоумении. У меня растет сынишка, славный, милый шалунишка, а надо ли мне его знакомить со сказками, раз они все небылицы и неправды? Что вы мне посоветуете?
- Ответ детей.
- Давайте попытаемся в конце урока ответить на вопрос: зачем нам нужны сказки?
В путешествие пойдем,
В страну сказок попадем,
Слушай, думай, наблюдай.
Сказку нашу отгадай.
В сказку эту попадете
На, ковре, на самолете
Глазки дружно закрывайте,
Сказку в душу пропускайте
И пока не скажу, глаз не открывайте.
(Считаю до 5.)
А теперь, ребята, откройте глаза.
У.: Добро пожаловать в страну русских народных сказок.
В корзине у меня сказочные вещи. Они принадлежат героям русских народных сказок. Вам нужно ответить, в каких сказках встречаются эти вещи.
(Достаю из корзины и показываю детям):
1) Кувшин с узким горлышком («Лиса и журавль»)
2) Яйцо («Курочка ряба»)
3) Корова («Крошечка – Хаврошечка»)
4) Лягушка («Царевна- Лягушка»)
5) Медведь («Три медведя», «Маша и медведь»)
6) Яблоко и гусь («Гуси – Лебеди»).
Молодцы, ребята!
4. Физкультминутка (На слайде).
5. Сказочная разминка.
- Я зачитаю вам отрывки из произведений, а вы должны определить, из какой они сказки.
1. А лисичка улучшила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Повыбросила всю рыбу и сама ушла. («Лиса и волк»)
2. У меня смерть, - говорит он, - в таком – то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке – яйцо, в яйце – смерть моя. («Кащей Бессмертный»)
3. Отец с матерью уехали, а Маша посадила братца на травку под окном и побежала на улицу к подружкам. («Гуси – лебеди»)
6. Работа с загадками (слайды).
7. Рефлексия.
На доске дерево. На партах красные и зеленые яблоки.
Если вам понравился урок, вы вешаете красные яблоки, если не понравился, и вам было скучно, тогда зеленые.
8. Подведение итогов урока.
- В начале урока был поставлен вопрос, к которому мы и подошли: зачем нам нужны сказки? Чему они нас учат?
Дети отвечают.
-----
- И я, ребята, хочу видеть вас добрыми, смелыми, сильными, похожими на положительных сказочных героев!
9. Оценки за урок.
- Всем спасибо за работу. А теперь урок окончен, все встали. До новых встреч! Не забудьте попрощаться с гостями.