Дорогой родитель!
Ваш маленький «почемучка» подрос и стал старшим дошкольником.
5-летний возраст считается базовым периодом развития, потому что в это время закладываются 90 % черт личности взрослого человека. Он уже отходит от авторитета и полного принятия мнения взрослого, у ребенка формируется свой собственный взгляд на мир.
В это время Ваш ребенок активно познает мир, взаимоотношения людей и уже готов (и ему это действительно интересно!) приобретать конкретные знания, которые будут постепенно готовить его к школе.
Для взрослых в этот период важно найти подход к ребенку, чтобы сохранить с ним эмоциональную связь и помочь ему сделать первые шаги к взрослению.
В какие игры поиграть?
1.Игры по правилам (подвижные и настольные), или с исполнением ролей.
2.Карточки, лото, домино, игры – ходилки, пазлы, дидактические игры.
3.Используйте раскраски, прописи, различные лабиринты, где ребенку необходимо дорисовать дорожку, раскраски по номерам, прописи с цифрами.
4.Используйте различные игрушки, фигурки, предметы и поиграйте с ребенком в игры:
Найди лишний предмет,
Раздели на группы (прим.: овощи – фрукты),
Расскажи про свою игрушку/ про свой день/ поездку/ праздник. Следите за тем, чтобы рассказ малыша был связный, ребенок рассказывал по порядку, не перескакивая из начала в конец.
5.Уделяйте побольше времени развитию речи и произвольного запоминания: регулярно читайте и обсуждайте рассказы, сказки, стихи; старайтесь разучивать небольшие чистоговорки, считалки, пословицы, стихотворения.
Просите ребенка рассказать хорошо знакомое ему стихотворение с различными эмоциями: сердито, как будто ему очень смешно, жалобно и т.д.
Учите задавать вопросы, высказывать свою точку зрения на ситуацию. В таком возрасте для детей уже можно приобрести азбуку.
8.Используйте различный природный материал (камни, желуди, ракушки, песок и т.п.), крупы для выкладывания фигур, цифр, букв, дорожек, рисования пальцем, аппликаций.
6. Знакомьте ребенка с новой информацией и вспоминайте то, что он знает повсюду: на улице, в магазине, транспорте, в гостях.
«Что?», «Зачем?» и «Почему?»
Развитие ребенка
5 – 6 лет.
Памятка для заботливых родителей о том, как интересно провести время с маленьким «почемучкой».

Памятку подготовил педагог-психолог МБДОУ ЦРР № 5 «Мир детства»
(ул. Бондаренко, д.25)
Александрова М.О.
Тула, 2018 г.
Основные достижения ребенка
5 – 6 лет
Формируется произвольность. Появляется способность самостоятельно регулировать свое поведение. Дети, не отвлекаясь на более интересные дела, могут доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.).
Формируется самооценка. Ребенок уже достаточно хорошо представляет какими качествами он обладает и начинают появляться представления какими качествами ребенок хочет обладать, каким бы он хотел стать. Серьезное значение для ребенка приобретают оценки и мнение сверстников. Ребенок четко разграничивает мальчиков и девочек, свойственные им игры и занятия.
Расширяется кругозор.
Дети активно интересуются окружающим социальным и природным миром, необычными событиями и фактами. При этом ребенок пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. К 5 годам детей можно назвать «маленькими философами», которые ежедневно самостоятельно делают маленькие «открытия».
Развивается мышление.
Совершенствуется образное мышление. Дети могут решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме. Развивается способность схематизации и представления о цикличности изменений.
Формируется способность к обобщению, то есть умение рассуждать, анализировать и делать выводы на основе заданных параметров.
- Обогащается речь.
Дети способны правильно произносить практически все звуки речи, развивается способность правильно слышать и узнавать звуки, увеличивается интонационная выразительность речи, дети уже используют практически все части речи и активно занимаются словотворчеством. Дети способны пересказывать по картинке, описывая не только центральные события, но и второстепенные детали.
Изменяется характер общения.
Появляются предпочтения взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Общение детей становится менее ситуативным, то есть темы разговоров вращаются не только про настоящее (здесь и сейчас), но и о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Важное значение принимает совместное обсуждение правил игры.
При этом взрослый по-прежнему остается самым важным и авторитетным человеком для ребенка. Интерес к общению с взрослым не ослабевает. Дети активно стараются привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор, поделиться своими новыми знаниями, впечатлениями, суждениями. И только равноправное общение со взрослым может поднять мнение ребенка о себе и помочь почувствовать свою важность, компетентность, значимость.
Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.
