Эрик Берн - американский психиатр и основатель транзактного анализа, как и Фрейд, говорил о трех состояниях «Я»: Родитель, Взрослый и Ребенок.
По сравнению с фрейдовскими Ид, Эго, Супер-эго, которые являются теоретическими концепциями и объектами (органами), эго-состояния по Берну являются субъектами (субличностями) и поведенчески наблюдаемыми состояниями.
Когда человек находится в состоянии Взрослого, он действует не просто как абстрактный взрослый, а проявляет поведение, мысли и чувства, основанные на собственном опыте контакта с реальностью.
Характеристики и Функции Продуктивного Взрослого:
Основная задача: Контактировать с реальностью, действовать в ней и реализовывать все, что есть внутри личности.
Ориентация во времени: живет в настоящем моменте «здесь и теперь». Важно отличать «здесь и теперь» и «жить одним днем». Взрослой фигуре как раз присуща стратегия и мышление наперед. А «здесь и теперь» означает, что он опирается на действительность, а не находится в плену прошлого опыта или когнитивных искажений.
Отношение к внутренним конфликтам: Взрослый регулирует отношения между внутренней Родительской и Детской фигурами. Когда внутренний конфликт между Ребенком и Родителем разрешен, Взрослый может быть активен и процветать, так как его ресурсы не тратятся на буферизацию конфликта.
Взаимодействие с реальностью: наиболее адекватно взаимодействует с обществом. Общается на равных. Строит планы, зарабатывает деньги, стремится получить результат.
Эмоциональное состояние: Отличается спокойствием, эмоциональным балансом (это не отсутствие эмоций, а умение с ними справляться адекватно ситуации).
Ключевые функции и способности (критерии наличия продуктивного Взрослого):
Внимание: Способность удерживать внимание в состоянии «здесь и сейчас».
Осознанность: Способность к осознанию себя («Я есть», эго-наблюдающее), не только внешнего мира, но и своего существования в нем как наблюдателя.
Наблюдение: Способность наблюдать (внутренний наблюдатель).
Анализ и Синтез: Способность разбивать информацию на части и собирать ее воедино, делать выводы.
Принятие решений и Воля: умение принимать решения и действовать в соответствии с ними.
Реалистичная оценка: умение реалистично оценивать возможности (свои и ситуации), корректировать действия по мере изменения реальности.
Ответственность: умение брать ответственность за себя.
Гибкость и адаптация: способность умело использовать зрелые защитные механизмы (например, интеллектуализацию), гибко реагировать на изменения.
Дистанцирование: умение дистанцироваться от проблем (эго-дистонность) и видеть свое «Я» со стороны (критика, критичное мышление).
Интеграция прошлого: умение принимать свое прошлое, адекватно на него реагировать и использовать его опыт.
Различение: способность четко разделять свои паттерны поведения/чувств от родительских или детских в данный момент.
Эмпатия и Компромисс: способность к сопереживанию и компромиссу (по Шустову).
Связь с ощущением «Я»: связан с ощущением «Я», с умением говорить: «Я чувствую», «Я делаю».
Эрик Берн утверждал, что внутренний взрослый есть изначально в каждом человеке (за исключением случаев органических нарушений мозга). Проблема не в его отсутствии, а в том, что его трудно «включить» или у него отбирают власть (вытесняют).
В практике Эмоционально-образной терапии иногда возникает ощущение, что внутренний взрослый не присутствует изначально в полной мере, а взращивается или возвращается по мере исцеления травмированного внутреннего ребенка и проработки внутреннего конфликта при появлении любящего родителя и свободного ребенка. Тем не менее, в работе можно исходить из того, что потенциально он есть.
Если Вы желаете взростить своего Внутреннего Взрослого, исцелить внутренний конфликт, травмы детства, а значит открыть для себя свои истинный потенциал и внутренние ресурсы, Вам поможет в этом психолог с 25-летним стажем Марина Анатольевна Бармина, запись на консультацию по телефону 8950-617-43-84