Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР»
Рузаевского муниципального района
«Чудеса леса»
Творческо-игровое занятие
для обучающихся дошкольного возраста
Подготовила и провела: Заведующая структурным подразделением, педагог дополнительного образования – И.Э. Приказчикова |
г. Рузаевка, 2022г.
Цель: расширять представление обучающихся о лесе, закреплять знания о деревьях, животных, ягодах, грибах и т.д.
Задачи:
создать атмосферу хорошего настроения, вызвать эмоциональный отклик, побуждать к активному участию на занятии, воспитывать дружелюбие;
дать понятие о лекарственных растениях (мать-и-мачеха, подорожник);
прививать элементарные навыки бережного отношения к природе;
развивать познавательный интерес к природе;
развивать речь, мышление, память, внимание;
воспитывать любовь, проявлять заботу и внимание ко всему живому.
Предшествующая работа:
Беседы о лесе, его обитателях: дикие животные, деревья, ягоды, грибы;
Беседа о правилах поведения в лесу;
Дидактические игры, чтение художественной литературы по теме лес.
Рисование и лепка грибов, цветов, насекомых, листьев, деревьев.
Материалы и оборудование: тематические картинки, экран, компьютер.
Ход занятия.
Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте ребята!
Сегодня, вас ждут тайны… тайны лесные, природные…
Основная часть.
Педагог: Мы отправляемся в лес… за лесными чудесами!
Мы поговорим о красоте леса, его дарах и жителях…
Поговорим о правилах, которые важно соблюдать в лесу!
- А вы знаете как надо себя вести в лесу? Ответы
- Прежде чем, совершить удивительную прогулку по лесу, нам необходимо вспомнить, как надо себя вести в лесу.
Игра «Можно - нельзя».
- Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Можно - нельзя».
Я вам буду задавать вопрос, а вы дружно будете отвечать, можно это делать или нельзя.
*Ломать деревья и ветки, обрывать листья? (Нельзя)
*Сажать деревья в лесу? (Можно)
*Ходить и топтать на полянках траву? (Нельзя)
*Ходить по тропинкам? (Можно)
*Рвать большие букеты цветов? (Нельзя)
*Любоваться цветами? (Можно)
*Собирать грибы, ягоды? (Можно)
*Кричать в лесу? (Нельзя)
*Оставлять в лесу мусор? (Нельзя)
*Разжигать костер в лесу? (Нельзя)
*Беречь лес от пожара? (Можно)
*Разорять птичьи гнезда? (Нельзя)
Педагог: Правильно, ребята.
Ведь дерево, трава, цветы и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни…
- Ну что ж, пора нам отправляться в путь, но только правила ты эти не забудь!
Педагог: Ребята посмотрите, нас, встречает Лесная фея!
Она лес сторожит,
За порядком там следит!
Лесная фея очень переживает, когда в лес приходят люди. Очень часто они муравейники разоряют, цветы топчут, птиц и зверей пугают!
Но мы с вами лес любим, и будем вести себя в нем всегда хорошо!
Правда? Ответы
Педагог: я сейчас мне бы хотелось узнать, насколько хорошо вы знаете, что в лесу растет?!
- Отгадайте загадки
Загадки:
Если их найдут в лесу, Сразу вспомнят про лису. Рыжеватые сестрички Называются... (лисички) | Мы нагнёмся до земли, Чтоб наполнить кузовки. Стебельки раздвигаем — Огоньки собираем…(земляника) |
Возле леса на опушке. Украшая темный бор, Вырос пестрый, как петрушка Ядовитый.......(мухомор) | Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи... (малина) |
Педагог: Про что были эти загадки? Про ягоды, грибы…
Отгадали все загадки,
Ну и умные ребятки!
Эй, ребята, не зевай,
А грибочки собирай!
Физкультминутка - Подвижная игра «Кто больше соберёт грибов».
Педагог: Ребята, к нам прилетела бабочка и что-то хочет нам сказать?!
- Мальчик злой её поймал,
Крылышко её помял.
Не может теперь летать,
Осталось лишь горевать?
- А вы тоже так хулиганите в лесу!? Ответы
- Как надо относиться к насекомым?! Ответы
- Ребята, всегда обращайте внимание на травы и ягоды, на все растения вокруг, ходите аккуратно, не мните, и просто так не срывайте.
Это может быть не просто трава, а лекарственные растения, например, подорожник, мать-и-мачеха.
Информационная справка.
Подорожник растет на обочине тропинок и дорог, поэтому и название такое получил подорожник. А сила его в том, что помогает людям и животным раны обеззараживать и кровь останавливать.
А листочек мать-и-мачехи, когда вы простудились и стали кашлять, сухие листики нужно заварить кипятком, настоять и потом этот настой пить в течение дня. Вы, наверно, хотели бы знать, почему это растение получило такое название? А вот почему: нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь её рукой, ощущаешь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая матушка. А верхняя часть листа гладкая, холодная. Словно прикосновение суровой мачехи (рассматривание листка на картинке).
Педагог: А вот ягодами рябины питаются многие птицы и животные. Если мы все будем рвать без нужды ягоды, травы, что же будут, есть наши лесные друзья, чем они будут лечиться?
Чтение и слушание стихов:
Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься Если будут уничтожены они На планете мы останемся одни! | Не обижай ни птахи, ни сверчка, Не покупай для бабочки сочка! Люби цветы, леса, простор полей, Все, что зовется Родиной твоей! |
Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все, и я, и ты, Если мы сорвем цветы – Опустеют все поляны, И не будет красоты. |
Смысловое обсуждение услышанного.
Педагог: Ребята, давайте дадим обещание Лесной фее, что будем природу любить и беречь!
- Если вы дали обещание, значит, вы знаете, куда нужно собирать мусор после себя в лесу? В мусорный пакет
Игра-соревнование «Кто быстрее соберёт».
По классу разбросан «мусор» (кубики), по сигналу «Чистота!», все собирают «мусор».
Звуки сирены пожарной машины…
Педагог:
Ой, беда-беда-беда!
Собирайтесь все сюда!
Ой, Ой, Ой, какой кошмар,
Начинается пожар!
Костёр не потушили,
Все правила забыли!
Педагог: Ребята, какая беда может произойти в лесу, если играть с огнем или если не потушить его, уходя домой?!? Ответы
Чем можно потушить огонь? Водой
А еще чем? Огнетушителем
А если рядом нет ни воды, ни огнетушителя? Песком, землёй
Завершение. Подведение итога занятия.
- О чем сегодня мы с вами беседовали?
Надо ли беречь нашу природу?
- Как человек может защитить лес?
Для чего надо заботиться о лесе, его красоте и о его жителях?
- Молодцы, ребята! Как хорошо вы знаете, что красоту и жителей леса необходимо защищать и его благополучие зависит от поведения человека!
- На этом наше занятие завершается! Никогда не забывайте, что в лесу должен быть порядок и красота! А мы с вами - главные помощники в этом!
До следующей встречи!
Всего доброго!