Приложение №6
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Теремок» комбинированного вида
секция: дошкольное образование
«Чудесное дерево есть у меня. Оно мне – семья, и оно мне родня»
Вид работы: познавательно-творческий проект
Авторы: воспитатели
подготовительной группы:
Кожина Светлана Александровна,
Казанцева Татьяна Михайловна.
Руководитель:
старший воспитатель
Бусыгина Ольга Александровна
высшая квалификационная категория.
р. п. Маслянино
2024г.
Название проекта | «Чудесное дерево есть у меня. Оно мне – семья, и оно мне родня» |
Возрастная группа | Подготовительная группа (6-7 лет ) |
Состав проектной группы | Воспитатели и воспитанники подготовительной группы, старший воспитатель, родители воспитанников. |
Тип проекта | познавательно-творческий |
Срок реализации | с 05.02.2024 по 01.03 2024 |
Цель проекта | Создание семейного древа. |
Задачи проекта | 1.Продолжать формировать первоначальные представления о семье и своем роде. 2.Дать представление о понятиях: «род», «родословная», «семейная реликвия», «родовое древо». 3.Вызвать у детей желание создать свое семейное древо. 4.Воспитывать уважение к старшим членам семьи, семейным ценностям |
Способы решения задач: | 1.Сбор материала по теме; 2.Проведение акции «Моя семья - мое богатство»; 3.Создать мини-музей семейных ценностей и книгу семейных рецептов; 4.Провести занятия и беседы о семье. |
Продукт проекта | Семейное древо |
Содержание
Введение………………………………………………………………………4
1.Подготовительный этап (теоритический) …………………………………7
1.1.Совместная деятельность с детьми……………………………………….7
1.2.Образовательная деятельность с детьми………………………………….8
2. Основной этап (практический)……………………………………………...9
2.1. Создание коллажа «Семь Я» …………………………………………….9
2.2. Изготовление поздравительной открытки к праздникам для папы и мамы……………………………………………………………………………..9
2.3. Художественное творчество детей…………………………………… 9
2.4. Создание мини-музей на тему «Семейные ценности »……………… 9
2.5 Проведение акции: «Моя семья – моё богатство»………………………9
2.6. Изготовление совместно с детьми кулинарной книги ……………. ….. 9
2.7. Работа с родителями …………………………………………………. 10
2.8. Систематизация и обобщение знаний…………………………………………………………………………10
2.9. Изготовление семейных работ «Мое родовое древо»……………… 10
Заключение………………………………………………………………...…10
Библиографический список используемых источников………………… 12
Приложения………………………………………………………………… 1
Введение
Чудесное дерево есть у меня.
Оно мне - семья, и оно мне - родня.
На дереве этом до старческих лет
гнездился мой прадед, а так же мой дед.
Мой папа на нем научился взлетать
и смог настоящею птицею стать
И, как в колыбели, со мной до утра
На дереве этом качались ветра…
(Г.Дядина)
На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род.
Актуальность
В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным.
2024 год Президент Российской Федерации В.В. Путин объявил Годом семьи. В Год семьи особое внимание уделено сохранению традиционных семейных ценностей, к ним относятся любовь, верность, уважение, взаимопонимание и поддержка. Эти ценности являются основой крепкой и счастливой семьи. Крепкая семья – это залог стабильности и процветания общества.
Современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые дети и даже молодые люди не знают своих прабабушек и прадедушек.
Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Поэтому у детей отсутствует представления о таких понятиях, «члены семьи», «род», «родовое древо», дети не знают своих родственников, историю своего рода, семьи.
Генеалогическое древо является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде. Каждому человеку следует знать корни. Изучение истории своей семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать продолжателями лучших её традиций. Составление родословной семьи объединяет, способствует сплочению членов семьи, создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, необходимую для нормального развития ребенка. Все эти факторы подвели нас к созданию и реализации проекта «Чудесное дерево есть у меня. Оно мне – семья, и оно мне родня».
Проблема: не многие дети знают историю своей семьи, свою родословную, малоразвито чувство гордости за свою семью, многие дети знают своих родственников, не имеют представления о семейных традициях.
Цель: создание семейного древа.
Задачи:
1.Продолжать формировать первоначальные представления о семьи и своем роде.
2.Дать представление о понятиях: «род», «родословная», «семейная реликвия», «родовое древо».
3.Вызвать у детей желание создать свое семейное древо.
4.Воспитывать уважение к старшим членам семьи, семейным ценностям.
Планируемые результаты
Возрастет интерес детей к семье, своему роду, сформируются представления о важности и ценности каждого в семье. У детей будут сформированы элементарные понятия: «род», «родовое древо», «семейные традиции». Дети научатся рассказывать о каждом члене своей семьи, их достижениях и заслугах. Родители воспитанников проявят интерес к посвящению детей в историю семьи, что будет способствовать сохранению добрых семейных традиций, воспитанию гордости за свой род.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный этап (теоритический)
1.1.Совместная деятельность с детьми
Работу над проектом начали с подбора иллюстративного, художественного и дидактического материала, разработали план мероприятий по теме проекта.
Подготовили для родителей встречу - консультацию (Приложение №1), где ознакомили с целью и задачами проекта.
Привлекли родителей к созданию необходимых условий для реализации проекта.
Патриотический уголок в группе пополнили альбомами, картотеками дидактических и словесных игр (Приложение № 2);
Работу начали с детьми с проведения бесед: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение», «Моё любимое блюдо и как мама его готовит», беседа о братьях и сестрах «Как наша семья любит отдыхать».
Рассматривали иллюстраций и фотографии на тему: «Семья», беседы по их содержанию.
Знакомили детей с правом на семью.
Чтение художественной литературы: «Гуси лебеди», В. Бородиной «Семья», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», Г. Ладонщикова «Его семья», В. Бородина «Младший брат», «С мамой», «Папа», «Мама».
Дети с большим удовольствием рассматривали альбомы, иллюстрации о семье, о семейном отдыхе, разгадывали загадки о семье, обсуждали поговорок и пословиц о семье.
Просматривание мультфильмов: «Я и моя семья», «Сказка о том, откуда счастье берётся», «Мешок яблок», «Семья-колыбель счастья».
Слушание музыки, разучивание песен: «Папа может», «Бабушка любимая», «Солнышко и мама».
Большая роль в реализации проекта была отведена игре, так как, игра является ведущим видом деятельности дошкольников, дети играли в дидактические, словесные, подвижные и сюжетно-ролевые игры (Приложение №3).
1.2. Образовательная деятельность с детьми
В ходе реализации проекта были проведены занятия:
- занятия по речевому развитию по темам: «Составление рассказа по сюжетной картине «Семья», «Составление рассказа о семье по опорной схеме» (Приложение № 4);
- занятие по ознакомлению с окружающим «Наши семейные традиции»;
- занятия по познавательному развитию по теме: «Что такое генеалогическое древо?»
2. Основной этап (практический)
2.1. Создание коллажа «Семь Я» (Приложение № 5)
на первой встрече – консультации по реализации нашего проекта, мы дали родителям задание: поговорить дома со своими детьми, подумать и решить с чем ассоциируется их семья и сделать семейный коллаж. Только ребенок обязательно должен рассказать почему они решили именно так изобразить членов своей семьи. Мы были удивлены тем, как активно откликнулись родители на наше задание.
2.2. Изготовление поздравительной открытки к празднику для папы и мамы
Эти открытки дети изготавливали своими руками для своих мам и пап, они очень старались, ведь это самые дорогие и любимые люди для них на земле (Приложение № 6);
2.3. Художественное творчество детей
В рамках тематической недели «Моя семья» с детьми были проведены занятия: лепка «И у зверей есть семья», рисование по теме «Моя семья», эти занятия вызвали у детей большой интерес к результату своей деятельности, ребята с удовольствием рисовали свою семью, было интересно наблюдать, с какой любовью и уважением они это делали, украшали рисунки летними ромашками (Приложение № 7);
2.4. Создание мини-музей на тему «Семейные ценности »
Каждая семья принесла в детский сад самую ценную, старинную вещь своей семьи, которая передается из поколения в поколение
(Приложение № 8);
2.5 Проведение акции: «Моя семья – моё богатство»
В ходе проведения акции дети узнали множество семейных традиций, детьми были нарисовали рисунки своей семьи, воспитатель подписал членов семьи, записывает на рисунке рассказ о семье» (Приложение № 9 )
2.6. Изготовление совместно с детьми кулинарной книги
В книгу, изготовленную коллективно своими руками, поместили рецепты любимых, семейных блюд и назвали ее «Мамины вкусняшки» (Приложение № 10)
2.7. Работа с родителями
Знакомство родителей с целью проектной деятельности и проведение консультации по теме «Как изготовить генеалогическое древо семьи »;
проведение круглого стола на тему «Наша дружная семья. Семейные традиции»;
проведение анкетирования по оцениванию эффективности проекта; знакомство родителей с результатами проектной деятельности.
2.8. Систематизация и обобщение знаний.
Работа над проектом показала, интерес детей к данной теме, расширились представление детей о своей семье, о бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках, о традициях в семье, все участники проекта поделились рецептами любимых блюд, дети с удовольствием рассказывали друг другу о своих семьях. Воспитанники проявляли активность и инициативу. После каждого этапа проекта, проводили обсуждение и рефлексию. Ребята охотно делились своим мнением и полученными в ходе реализации проекта знаниями и впечатлениями.
2.9. Изготовление семейных работ «Мое родовое древо»
Итогом проекта стала выставка и представление детьми своих семейных работ «Мое родовое древо» (Приложение № 11). Прежде всего, родители совместно с детьми, собрали данные о своей семье, фотографии родственников, документы. Каждая семья, разными способами изобразили само дерево, на котором, в дальнейшем, разместили фотографии членов семьи, обозначили каждого родственника, начиная с давних времен.
Заключение
В процессе реализации проекта, ребята последовательно усваивали познавательную информацию, закрепляя её в практической деятельности.
Дети получили знания и представление о понятиях: «род», «родословная», «семейная реликвия», «родовое древо». Приобретали умение рассказывать о своем роде, о членах семьи. Проявляли заботу и внимание по отношению к старшим членам семьи и рода. Использовали пословицы и поговорки о семье в повседневной жизни, в игровой деятельности. Ощутили радость и восторг от процесса и результатов своей деятельности и представления сверстникам своей семьи.
У родителей повысился интерес к совместной деятельности с дошкольным учреждением в духовно-нравственном воспитании своих детей. Родители стали более активными участниками образовательного процесса дошкольного учреждения. Повысилась открытость и доверительность отношений у родителей с педагогами дошкольного учреждения.
Перспектива
В дальнейшем планируем пригласить семьи для презентации своего семейного древа на общем родительском собрании в ДОУ.
Библиографический список используемых источников
1. [Электронный ресурс] https://56asb.tvoysadik.ru/
2. Бородина А.В. Культура и творчество в детском саду: Образовательная дополнительная программа дошкольного образования 5-е изд., перераб.-М.: МОФ СРОиК «ОПК»,2015.-64с.
3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования – М.: мозаика-синтез, 2014.-368с.
4. Добрина Л.Н., Дыбля М.В., Задорожная М.А. Типовая образовательная программа дошкольного образования / Общ. ред. В.Г. Устименко.-Луганск, 2017.-291 с.
5. Загик Л.В., Куликова Т.А., Маркова Т.А. Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Н.Ф. Виноградовой.-М.: Просвещение, 1989. – 192с.
6. Коломийченко Л.В., Воронова О.А. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет. ООО «ТЦ Сфера», 2013. – 128с.
7. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры - М.: . ЦГЛ. 2005. – 128с.
8. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: Книга для воспитателей детского сада /, перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1990.-160с.
9. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной: Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет /Под общей редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: мозаика-синтез, 2016.-96с.
10. Сидорова А.А. «Как организовать проект с дошкольниками» Издательство «ТЦ СФЕРА» ,2016.-121с.
Приложение №1
Консультация для родителей
«Как изготовить генеалогическое древо семьи »
Приложение №2
Патриотический уголок в группе
Приложение №3
Сюжетно-ролевые игры
Приложение № 4
Образовательная деятельность с детьми
Приложение № 5
Создание коллажа «Семь Я»
Приложение № 6
Изготовление поздравительной открытки к празднику для папы и мамы
Приложение № 7
Художественное творчество детей
Приложение № 8
Создание мини-музей на тему «Семейные ценности »
Приложение № 9
Проведение акции: «Моя семья – моё богатство»
Приложение № 10
Изготовление совместно с детьми кулинарной книги
Приложение № 11
Представление детьми своих семейных работ «Мое родовое древо»
Семейное древо Новоселова Ивана