«Чудесное поле дружбы»
для учащихся 5-6 классов
Самый верный путь найти друга – быть им.
Р.Эмерсон
Цель: сплочение классного коллектива, развитие навыков доброжелательного, эмпатийного общения, профилактика конфликтов
Материалы: на доске заранее написать эпиграф; подготовить бумагу ф.А-4, цветные карандаши, материалы приложений.
1 этап (до 10 минут). Вводный. Обсуждение эпиграфа к занятию, понятия слова «дружба». Ведущий: «Поднимите руку, кто умеет дружить, кто считает себя настоящим другом». Обычно младшие подростки поднимают руки – все до одного. Далее происходит деление на 2-3 команды в зависимости от числа участников, выбирается капитан команды. Принятие правил командной игры:
один – за всех, и все – за одного
уважаем мнение друг друга
победителя не судят, если проигрываем, то красиво
2 этап (15-20 минут). Основной. В качестве поля дружбы – доска или большой лист ватмана. На доске закрыты 2-3 слова (по числу команд), имеющие отношение к дружбе (Приложение 1). Проводится мини-игра по мотивам «Поле чудес». Команды поочередно называют букву первого слова, угаданная буква дает право на дополнительный ход, подсказка или выкрик команды вне очереди наказывается пропусканием хода, ход переходит в другую команду. Таким же образом отгадываются остальные слова. Угаданные слова являются названиями для команд.
Каждая группа делает рисунок «Цветок дружбы», раскрывая смысл угаданного слова – названия своей команды. Затем представляет свою работу и крепит на поле дружбы. На основании высказываний учащихся составляется обобщающее понятие дружбы.
3 этап (до 15 минут). Конкурс капитанов. Ситуации-пробы (Приложение 2). Капитаны выходят в центр, вытягивают карточку с ситуацией. Знакомятся с содержанием карточки и затем, вслух, отвечают на задание. Можно дать на размышление 2-3 минуты. После того, как капитан дал свое решение ситуации, команда может дополнить его ответ. Когда все капитаны и команды высказались, ведущий предлагает критерии оценки конкурса – социально-приемлемые позиции (Приложение 3), которые должны были отразиться в ответе. Критерии рекомендуется разместить на доске и отметить, что данные критерии и являются качествами настоящего друга. Каждый критерий оценивается одним баллом, по количеству баллов определяется самая дружная команда -победитель (максимально – 10 баллов).
4 этап (5 минут). Заключительный, рефлексивный. Ведущий просит снова поднять руки тех, кто считает себя настоящим другом, соответствующим тем критериям, которые определились в ходе игры. Обычно поднятых рук к этому этапу гораздо меньше. Ведущий помогает детям сделать вывод о том, что на словах каждый может легко сказать: «Я настоящий друг», но, как выяснилось, настоящим другом быть не просто, этому нужно учиться и требования предъявлять прежде всего к себе. Анализирует, подводит итоги работы, делает выводы (вместе с участниками). Ведущий желает участникам настоящих друзей, а также быть настоящими друзьями, снова обращая внимание на эпиграф к занятию.
Приложение 1
Слова для мини-игры «Поле чудес»:
НАДЁЖНОСТЬ, ПОНИМАНИЕ, ТЕРПИМОСТЬ, ВЕРНОСТЬ
Приложение 2
Ситуации пробы:
1. «Друг моего друга». Ваш друг подружился с человеком, которого вы не любите, который вам не нравится, с которым у вас длительный конфликт.
Задание: Как разрешить эту ситуацию? Как вы себя поведете?
2. «Мой друг - грубиян». Ваш друг грубо, резко ведет себя по отношению с родителями, другими сверстниками, учителями. В вашем присутствии он нагрубил, дерзко поговорил с мамой, и даже после ссоры с ней плохо отзывался о родителях и учителях.
Задание: Как вы себя чувствуете в данной ситуации, как к ней относитесь? Как вы себя поведете?
3. «Обман». Ваш друг обманул одного из товарищей. Товарищ об этом узнал и уличил его в обмане (открыто сказал, что знает про обман). Ваш друг вместо честного признания и осознания начинает «выкручиваться» и продолжает ложь, оправдывается, что «это не я», подставляет других людей.
Задание: Как разрешить эту ситуацию? Как вы себя поведете?
Приложение 3
Критерии оценки конкурса капитанов – социально-приемлемые позиции:
Понимание, умение вникнуть в проблему и примерить ее на себя
Сочувствие
Справедливость
Прощение
Поиск положительных качеств в друге, умение сказать хорошее о нем
Смелость и честность
Отсутствие осуждения
Готовность помочь
Уважение, отсутствие эгоизма
… Дополнительный балл за качество, наблюдаемое ведущим, здесь не учтенное
Рабочий материал
«Друг моего друга». Ваш друг подружился с человеком, которого вы не любите, который вам не нравится, с которым у вас длительный конфликт. Задание: Как разрешить эту ситуацию? Как вы себя поведете? |
«Мой друг - грубиян». Ваш друг грубо, резко ведет себя по отношению с родителями, другими сверстниками, учителями. В вашем присутствии он нагрубил, дерзко поговорил с мамой, и даже после ссоры с ней плохо отзывался о родителях и учителях. Задание: Как вы себя чувствуете в данной ситуации, как к ней относитесь? Как вы себя поведете? |
«Обман». Ваш друг обманул одного из товарищей. Товарищ об этом узнал и уличил его в обмане (открыто сказал, что знает про обман). Ваш друг вместо честного признания и осознания начинает «выкручиваться» и продолжает ложь, оправдывается, что «это не я», подставляет других людей. Задание: Как разрешить эту ситуацию? Как вы себя поведете? |