« Чудесные превращения воды и почему нужно беречь воду»
Николаева Татьяна Владимировна ( NTV 2642@ yandex.ru )
Петровская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» Подсолнечный филиал (МОУ Петровская СОШ «ОЦ») Самарская область Борский район село Подсолнечное
Внеклассное меропритие( культурологической направленности) 3 класс
Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.
Задачи:
расширить и закрепить у учащихся знания о разнообразии состояний и свойствах воды, ее значении в природе и жизни человека.
способствовать формированию представления о чистой воде, как о величайшей универсальной ценности;
содействовать закреплению у школьников желания беречь воду;
развивать наблюдательности, творческие способности детей.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, мультимедийный диск «Мир природы», презентация «Вода – это жизнь», видеофильм о воде.
Ход мероприятия:
Учитель: В каком состояние бывает вода в природе? (Слайд 1)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Не пешеход, а идет.
Мокнут люди у ворот
Ловит дворник его в кадку
Очень трудная загадка? (дождь) (2,3 слайд)
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина. (град) (4, 5 слайд )
Рыбам в зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (лед) (6, 7 слайд)
Бел как мел.
С неба прилетел
Зиму пролежал,
В землю убежал. Что это? (снег) (8, 9 слайд)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали;
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем, не найдем. ( роса) ( 10, 11 слайд )
Серебристой бахромой
На ветвях сидим зимой,
А весною на ветру
Превращаемся в росу. (иней) (12, 13 слайд)
Вода – единственное вещество, которое встречается на поверхности Земли в трёх состояниях: жидкое (обычная вода), твердое (лед, снег), газообразное (водяной пар)
(14 слайд )
( Затем используется мультимедийный диск « МИР ПРИРОДЫ». Наглядно-дидактический модуль для начальной школы «Три состояния воды»: слайды, динамические схемы, анимация, модели) )
Проведем несложный опыт. Протрем классную доску влажной тряпкой ( ученик протирает). Остался мокрый след. (постепенно доска высыхает). Что же при этом произошло? (ответы детей)
Учитель: Вода жидкая превратилась в воду газообразную, в пар, который остался в классной комнате, и он не виден.
Если поставить чайник с водой на огонь, он закипает. Кипение – это быстрое испарение. Если открыть крышку чайника, над ним получится настоящее облачко, состоящее из капелек жидкой воды. Но это облачко нельзя назвать паром. Почему? (ответы детей)
Откуда на листиках растений появляются капельки росы? (ответы детей)
Водяной пар всегда есть в воздухе. Ночью он охлаждается и превращается в капельки воды – росинки, т. е. вода газообразная превращается в воду жидкую. Солнышко пригрело, и роса исчезла. Произошло еще одно чудесное превращение воды. Вода жидкая испарилась, т. е. превратилась в невидимый пар. Для этого превращения потребовалось тепло.
Подведем итог.
При каких условиях происходит выпадение росы?
При каких условиях роса исчезает?
Зима. За окном мороз, а в комнате тепло. Вы не забыли, что в воздухе всегда есть пар-невидимка. Он тоже приблизился к оконному стеклу. Давайте щелкнем мышкой по экрану и посмотрим как он … ПРИМЕРЗ. Произошло еще одно обыкновенное чудо – пар превратился в лед. Вода газообразная превратилась в воду твердую.
В природе много чудес. Одно из них испарение льда на морозе. В тепле сразу превращается в пар. Понаблюдаем за мокрым бельем на морозе. В каком состоянии здесь вода? (жидком). Правильно. В жидком. Щелкнем мышкой по экрану, посмотрим и подумаем, что происходит дальше?
(При положительной температуре вода жидкая замерзает.
При отрицательной температуре вода превращается в лед.)
Лед тает, если температура становится положительной. Подумайте, при каких условиях происходит таяние льда? При каких условиях происходит замерзание воды?
Отгадайте загадки.
Молоко над речкой плыло
Ничего не видно было
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. Что это? (туман)
Без крыльев летят
Без ног бегут
Без паруса, плывут. Что это? (облака)
Хотите заглянуть в дождевую тучку. Дождевое облако состоит из мельчайших капелек воды. Это туман высоко в небе. Если капельки собираются вместе, они становятся тяжелыми и падают на землю. Идет дождь. Заглянем в зимнее облако. Зимой температура опускается ниже 0 и вода в небе замерзает, превращается в красивые льдинки- снежинки. Так получается снег.
При отрицательной температуре ниже 0 идет снег и образуется иней, а при положительной температуре, выше0 можно наблюдать такие природные явления , как дождь и туман.
В ПРИРОДЕ ВОДА ВСЕ ВРЕМЯ МЕНЯЕТ СВОЕ СОСТОЯНИЕ.
Щелкая мышкой по экрану, давайте вспомним, что мы узнали и попробуйте привести примеры.
Сегодня мы говорили с вами о чудесных превращениях воды.
Учитель: - У меня на столе стоит два стакана с водой (один с чистой водой,) (второй с мутной)
Кто хочет пить? (вызвать одного ученика). Какой стакан ты возьмешь? ( с чистой водой)
- А почему ты не взял другой стакан? ( вода грязная). ( обсуждение)
- Для многих живых организмов вода – это родной дом. Им тоже нужна чистая вода. Давайте с вами отдохнем. Физкультминутка
Рыбки плавали, ныряли,
В чистой розовой воде),
То свернутся, развернутся,
То зароются в песке . ( 16 слайд)
Учитель:
- Вода бывает пресная и соленая. Соленой воды на планете во много раз больше чем пресной. Ее объем составляет 97%. Запасы пресной воды в мире – около 3% от общего количества воды, в том числе в ледниках, снежинках и полярных льдах сосредоточено 2% всей пресной воды. Таким образом, только 1% воды на планете пригоден для питья. Для того, чтобы жить, нам нужна прежде всего пресная вода. С ней тесно связано все наше существование.
(17, 18, 19 слайды)
- Где человек использует воду? (ответы детей ) (20, 21, 22 слайды )
О каком самом уникальном веществе на планете мы с вами говорили. Я вам буду читать четверостишия, а вас попрошу хором отвечать.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук? ВОДА (23 слайд)
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать? БЕЗ ВОДЫ (24 слайд)
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без … ВОДЫ. (25 слайд)
Молодцы!
Вода –это жизнь. Вода – одно из самых главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. (26 слай )
А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофильм видеофильм ( 10 мин. ) о воде и водных богатствах России.
http://via-tour.ru/video/urok_lr.exe.
Вывод
На фоне музыки….
- Будущее России, ее экология, чистота ее рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и взрослых. Чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар.
Будьте здоровы! Наше мероприятие окончено
Литература:
Хлупина Л.А. Речки, реки и моря на Земле живут не зря! (Вода – самое большое богатство на Земле! – Круговорот воды // Читаем, учимся, играем. – 2002. - № 1. – с.72.
Загадки о воде. http://allforchildren.ru/kidfun/riddles_water.php
«Чистая вода» Международный форум. http://waterforum.ru/lesson_of_clean_water/
Мультимедийный диск «Мир природы» Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников/