Организационный момент. Цели: - Создать психологический настрой на работу; - Организовать обучение. Индукция. Адаптация к теме урока, вхождение в проблему. Цели: -мотивировать творческую деятельность каждого учащегося; -создать эмоциональную сферу занятия через обращение к ассоциативному и образному мышлению. Самоконструкция. Цели: -систематизировать и структурировать имеющиеся сведения о «чудесном» 4.Социоконструкция Цели: -самостоятельно осмыслить содержание и проникнуть в мотивы поступков героев путём выделения ключевых слов (деталей), с точки зрения учеников, наиболее ярких и производящих впечатление. 5.Социализация. Цели: -обогатить участников «Мастерской» новыми знаниями; -формировать умение находить в тексте главное. Разрыв. Цели: -проанализировать всё вышесказанное. Рефлексия. Цели: -соотнести первичные представления о «чудесном» с теми, которые получили в результате анализа текста. | Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество. Вспомним заповеди, по которым работает мастерская. Открыли тетради, оформили работу: дата, классная работа. Оставили строку для темы урока. 1.Вступительное слово. Сегодня мы познакомимся с миром замечательного писателя А. И. Куприна. Прежде чем приступить к работе, прослушайте песню «Алые паруса» (ребята, надо верить в чудеса) и определите, какие чувства и ассоциации вызвали они у вас. 2.«Разминка». Прослушивание песни. -О чём эта песня? -Какие ассоциации у вас возникают со словом «чудеса»? -Продолжите предложение: Чудеса-это…(индивидуальная работа) 3.Исходя из вышесказанного, определите тему нашего занятия. Мы определили, о чём пойдёт речь сегодня на уроке. А что мы знаем о чудесном? Предлагаю заполнить таблицу. Организую работу в парах. Все версии фиксирую в таблице, которая представлена на доске. Продолжим работу с данным понятием, опираясь на текст рассказа «Чудесный доктор» Организую работу с текстом в группах. Предлагаю задания: 1 гр. Опишите душевное состояние членов семьи Мерцаловых до встречи с доктором. 2 гр. Как отреагировал доктор на рассказ Мерцалова? 3 гр. Что изменилось в жизни семьи Мерцаловых после встречи с Пироговым? 4 гр. Как вы понимаете смысл слов, произнесённых доктором на прощание – “…главное никогда не падайте духом”? 5 гр. Как повлиял поступок доктора Пирогова на выбор жизненных принципов Григория Емельяновича Мерцалова? Почему? Слушаю ответы. - Почему имя главного героя мы узнаём только в конце произведения? Как вы думаете, с какой целью автор не вынес его в заглавие? После работы с текстом каждому ученику открывается новое видение слова «чудесное». Вернёмся к таблице из «Самоконструкции». -Что нового вы узнали о «чудесном» после работы с текстом рассказа? Предлагаю в завершении урока ответить на вопрос: Как изменилось моё представление о “чудесном” после прочтения рассказа А.И.Куприна “Чудесный доктор”?” Домашнее задание. Подготовить развёрнутый ответ:1) Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “…главное – не падайте никогда духом”? 2) В какие чудеса следует верить людям? (на выбор учащегося) |
Настраиваются на серьёзную работу.
Оформляют работу в тетрадях.
Слушают аудиозапись.
Выстраивают ассоциативный ряд к слову чудесный. Варианты ответов учащихся: волшебство, магия, диво, неожиданность, превращения… Продолжают предложение. Чудеса – это нечто исключительное. Чудеса – это удивительные и непонятные явления.. Предлагают варианты темы урока. Предметом обсуждения на этом уроке станет «чудесное» Заполняют таблицу. Определение | словосочетание | синонимы | Однокоренные слова |
Представляют результаты своей работы. определение | словосочетание | синонимы | Однокоренные слова | Необычный, невероятный… | Неожиданное превращение.. | Удивительный, поразительный.. | Чудо, чудесник, чудить.. | Учащиеся знакомы с текстом, это было домашнее задание.
Выписывают детали, отдельные слова и выражения, обсуждают их выбор. Оформляют ответ в письменной форме. Готовятся представить ответ в устной форме.
Один из представителей группы отвечает возле доски, остальные на местах зачитывают отрывки из произведения, подтверждающие правильность высказываемых предположений. Примерные ответы: 1 группа. В семье Мерцаловых сложилась трагическая, безвыходная ситуация. Ни один из людей, к которым они обращались, не проявил милосердия – готовности помочь. Глава семейства не видит выхода из сложившейся ситуации , он уходит из дома. Ключевые слова: отчаяние, усталость, измождённость, безысходность. 2 группа. Слушая сбивчивый рассказ Мерцалова о его несчастьях, старик «всё пытливее и пристальнее заглядывал в его глаза, точно желая проникнуть в самую глубь этой наболевшей, возмущённой души» . Вдруг старик мгновенно преображается – в этом тоже чудо: «он быстрым, совсем юношеским движением вскочил со своего места и схватил Мерцалова за руку». 3 группа. Ласковый, убедительный голос старика заставляет упавших духом Мерцаловых действовать. Под руководством «чудесного доктора» всё меняется, семья возвращается к жизни. 4 группа. Никогда не надо отчаиваться, на свете есть добрые люди, встреча с которыми может стать настоящим чудом. Такие люди, как доктор Пирогов, все же есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих. А главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и протягивать руку помощи нуждающимся. 5 группа. Рассказ имеет счастливый конец, обстоятельства складываются так, что все плохое проходит, и жизнь семьи налаживается. Случается чудо, помощь приходит случайно.Григорий Мерцалов занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости на нужды бедности. Возможный ответ: Потому что чудо, которое совершил доктор, оказав помощь нуждающимся, может совершить любой человек.
Вариант ответа: Мы узнали, что “чудесное” это не обязательно что-то сверхъестественное: это и неравнодушие к чужому горю, и отзывчивость, и бескорыстность - то есть самые обыкновенные вещи, но они способны творить чудеса.
Сегодня на уроке я понял, что…чудо происходит благодаря людям..
|