МКОУ «Большескуратовская СОШ»
Внеклассное мероприятие
«Синичкин день»
( начальная школа )
Сидорова И.М.
2018 г.
Цель мероприятия: Создать радостное настроение у детей, посеять и взрастить в детской душе любовь к природе и народным традициям родного края.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить обучающихся с зимующими птицами, с разными видами синиц; расширить представления о всероссийских праздниках;вовлечь детей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц;
Развивающие и корригирующие: способствовать развитию и коррекции связной устной речи, зрительного и слухового восприятия, мыслительной деятельности;развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам;
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Методы и приемы проведения занятия: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, игра.
Форма проведения: внеклассное занятие
Условия для проведения: учебный кабинет
Оборудование: вывеска «Синичкин день», иллюстрации зимующих птиц и разных видов синичек; иллюстрации различных видов кормушек, макеты кормушек; запись «Голоса птиц, корм для птиц (семечки нежареные, семена тыквы, арбуза, несоленое сало, зерно), шоколад, чипсы.
Ход занятия
1.Организационный момент
Слайд 1
-Добрый день, ребята!.
-Наше занятие сегодня посвящено нашим братьям меньшим- птицам. А точнее сказать, одному из представителей пернатых.
2.Мотивация учебной деятельности учащихся.
Слайд 2
Небольшая и пёстрая птица,
Не боится зимой простудиться,
Угощение наше ей снится,
Прилетает к нам часто …(Синица).
-Да, вы угадали. Это синичка. Сегодня мы познакомимся поближе с этой птицей и узнаем много интересного о ней. А помогать нам будут наши синички.
3. Актуализация знаний.
Слайд 3
1 синица
Вот - синица - эта птица
Не летит в чужие страны,
Ей и дома веселиться
Не мешает ветер странный.
Ей и вьюга не помеха,
И мороз, что так крепчает.
Для неё в мороз утеха
Клювом тонким барабанить
Постучит. - Вы не забыли?
Сколько можно к вам стучаться?
Кто сейчас живёт в квартире?
Мне лететь или дождаться?
Что ж, конечно же дождаться,
Сало вывесим скорее.
Зазвенела. Наклевалась.
Всё. Сыта. Теперь теплее.
Учитель
-Да, действительно, синичек мы можем встретить около жилья человека именно в конце осени и конечно же зимой.
Слайд 4
-С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. По инициативе Союза охраны птиц России, в нашей стране 12 ноября экологический праздник – «Синичкин день».
-Почему именно Синичкин день? (ответы детей)
-Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали : если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток.
А сейчас послушайте стихотворение «Синичкин день».
Слайд 5
2 синица
Синичкин день
Кто вы, птички-невелички?
Ровно в полдень за окном
Раз-зинь-зинькались синички,
Расцветили всё кругом.
Только солнышко пригрело,
Дружной стайкой собрались
И летят за кормом смело –
Вон порхают вверх и вниз.
Приглашают всех подружек,
От неслыханных щедрот,
Отобедать у кормушек,
Что развесил им народ.
То-то будет праздник,право,–
К вам в мороз, среди зимы
Прилетят большой оравой
Щебетуньи, свистуны.
Слышно будет за оградой:
«Зинь-зинь-зинь», да «тень-тень-тень».
Наслаждайтесь сей отрадой –
Песнь поёт Синичкин день!
Слайд 6
3 синица
Жёлтенькая кофточка
Села на форточку.
"Пить! Пить! - просит пить
Может быть гнездо вам свить?
Чем я ей не удружил?
Сала мало положил!
И фьить!
Учитель
-В этот день, 12 ноября, люди готовятся к встрече пернатых гостей, которые остаются на зимовку в наших краях. И встречают не только синичек, но и других птиц: свиристелей, снегирей, соек, чечеток и щеглов.
Слайд 7
- Еще этот праздник называли Зиновий день. А вот о наблюдениях за синицей в этот день расскажет нам следующая синичка.
Слайд8
4 Орнитолог
На Зиновий день,
К нам синички прилетают,
За поведением наблюдая,
Люди погоду определяют.
Если весело свистит,
К ясному хорошему дню,
Ежели пищит,
Значит к ночному морозцу.
Учитель
У народа существуют еще приметы, связанные с синицами.
Слайды 9-12
Народные приметы
Много синиц на кормушках – к метели, снегопаду.
Появление у кормушки лазОревки – к счастью.
Стучит в окно синица – к доброму известию, подарку.
Когда сядет на руку синица, нужно загадать желание, и если птаха подаст голос – загаданному сбыться.
Слайд 13
Учитель Первый закон об охране птиц: В указе Людвига Баварского от 1328 года говорится: «Тяжкий штраф ждёт того, кто поймает синицу, усердного ловца насекомых. Нарушивший закон должен уплатить королевскую подать 60 шиллингов, а также отдать красивую рыжую курицу и 12 цыплят как возмещение».
-С XVII века царскими указами на Руси также запрещалось убивать синиц. А тому, кто убьет это пернатое, полагалось суровое наказание — могли либо высечь, либо взять крупный штраф. Потому что синица считалась на Руси синей птицей счастья.
Слайд 14
-А знаете ли вы, ребята, почему синичку так назвали?
(Ответы детей)
-Название «синица», возникло, в связи с тем, что оперение имеет сине-голубую окраску.
- У большой синицы много разных названий. За ловкие прыжки по веткам зовут её «кузнечиком», за размеры – «большаком».
-Зима для пернатых тяжёлое время. А как люди могут готовиться к встрече пернатых?
(Ответы детей)
Слайд 15
-Конечно же, люди готовят для них подкормку, делают кормушки.
-А вот сейчас давайте послушаем, как тяжело птичкам без корма зимой.
Слайд 15
5 синица
Мерзнут крылышки и лапки,
Сильно стало холодать
Улетели те кто зябки,
Мы же будем зимовать.
Подлетаем ближе к людям,
Тут теплее и сытней,
И в кормушке, как на блюде,
Очень много сухарей..
Сало вешают на нитке,
И заботятся о нас!
У людей всего в избытке,
В кладовой велик запас..
Накормите птичку кроху,
Сыпьте корм на полочку,
Нам без вас зимою плохо,
Не жалейте корочку!
Учитель
-Да, наша задача не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать. Пернатые друзья приносят пользу, а кто из вас знает какую?
(Ответы детей)
Например:
1)дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых.
2)Синичка - маленькая птичка (её масса 20 грамм, а длина 15 см.). Весь длинный, летний день она в делах: нужно накормить голодных птенцов. Их у синицы бывает около 15. Вот и летает птичка целый день в поисках пищи. За сутки синица кормит своих птенцов тысячу раз (до 60 раз в час), а сама съедает столько насекомых, сколько весит сама. Синички вообще очень прожорливы — так что еда в кормушках должна быть всегда. Интересно, что все зернышки, которые не помещаются в желудок, эта маленькая птичка складывает в дупле или в ином укромном месте, а потом возвращается за провиантом.
Слайд 16
Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. Нельзя давать птицам жареные семечки и черный хлеб. Охотно птицы едят сливочный маргарин, несоленое мясо, жир. Смешайте эти корма, а птицы сами выберут из смеси любимые семена.
Послушаем следующую птичку
Слайд 17
6 натуралист
Жили-были две синицы
Чем же будем мы кормится?
Ведь кругом белым-бело
Все поляны замело,
Позабыли вы синицы,
Что ваш друг живёт в станице:
Вон мой дом, моё окно
Там отборное зерно.
Слайд 18
Игра «Отбери корм для птиц».
-Детям предлагается отобрать корм для птиц ( семечки, пшено, хлеб, сало, шоколад, чипсы, семена тыквы и т.д.), что можно, а что нельзя класть в кормушку.
Под запретом: Любой хлеб, Жареные продукты, все соленое, острое, сладкое, молочные продукты, картофель, капуста, горох.
Разрешено :сало, семечки, пшено.
Слайд 19
Учитель
-Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Без дополнительной подкормки человеком из 10 синиц к весне выживают только одна. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам.
Слайд 19
7 синица
Синицы летали пред избой моей
Словно песни пели о судьбе своей.
Поднимались в небо, будто звали нас
С ними веселится в этот поздний час,
Будто звали вместе звёзды посчитать.
Долго я в окошко, сидя на печи
На небо смотрела, ела калачи!
Слайд 20
Учитель
У синички очень много сестричек. В наших парках и лесах живут 6 видов этих птиц.
Слайд 20-24
8 синица
Синицы - лесные птицы и могут быть встречены у нас в любой сезон. В зимнее время синицы часто держатся смешанными стайками, охотно посещают места подкормки в парках и поэтому хорошо знакомы любителям природы. Наиболее обычны гаичка, хохлатая синица, лазоревка, московка, большая синица, ремез.
Слайд 25-30
Учитель
-На дворе сейчас поздняя осень, скоро зима. Кроме синиц с нами зимуют и другие птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:
1. В серой шубке перовой.
И в морозы он герой.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает (Воробей).
2.Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голоском речистым, чистым-
лее! лее! лее!- поет со свистом! (Клест)
3. Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник (Дятел)
4. Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)
5.На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам снится?” Отвечала птица сонно: “Я не галка, я ….(Ворона)
Слайд 31
Игра «Зимующие перелетные птицы»
Ведущий каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующий. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т. д.
По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.
Итак, у нас все перелётные птицы собрались в стаю и готовы к отлёту.
Слайд 32
Игра «Прилетели птицы»
Учитель предупреждает детей:
- Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то топаете. Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи …
Дети топают.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!..
Прилетели птицы:
Голуби, куницы!..
Куницы – вовсе не птицы.
Игра продолжается.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки …
Слайд 33
9 синица
Весёлая синица
Морозов не боится.
Даже в минус двадцать пять
Любит песни распевать!
Учитель
-Пение синицы можно услышать практически в течение всего года. Умолкает синичка ненадолго.
-Чем ближе к весне, тем пение становится активнее. В солнечный полдень синицы звонко и протяжно поют свою песню: синь-синь, а нам кажется: «Скинь кафтан».
-В старину по голосу синицы старались угадать зимнюю погоду. Если тиканье птицы похоже на "точи плуг, точи плуг" - это к оттепели, а "обувай чирики, обувай чирики" - это к морозу.
-Давайте послушаем как поет синица (прослушивание аудиозаписи).
Слайд 34
Игра «Птичий концерт»
Каждой группе ребят из по 5 человек даётся название птицы, затем сказать, как они поют:
• Воробьи – чирик – чирик
• Синицы – тинь – тинь
• Ворона – кар – кар
• Дятел – тррр – тррр
• Снегирь – дю – дю – дю
• Клёст – цок – цок – цок
• Свиристель – тюр–тюр – тюр
-Давайте послушаем ,о чем мечтают синицы
10 Натуралист
В Синичкин день в лесу так много разных птиц.
Они ждут помощи с надеждой, верой,
что не забудем мы про них, все смотрят вниз -
туда, где сыплем корм им полной мерой.
Кружится в танце, очень медленном, снежок,
на землю падая, весь тает, зная,
что совершив свой незатейливый прыжок,
вернётся снегопада снежным раем...
11 Натуралист
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна, -
И не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
4. Подведение итогов
Учитель
-О каком дне вы сегодня узнали?
(ответы детей)
-Почему так называют синиц?
-Какие виды синиц вы запомнили?
-Как люди заботятся о птицах зимой?
-Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям?
Слайд 36
-А от меня домашнее задание, сделать дома кормушки и принести их на следующее.
- А в завершении нашего занятия сделаем синичку из бумаги.
Слайд 37-38
Учитель
На этом мы заканчиваем наше занятие.
- Спасибо всем за участие! До новых встреч.
Используемая литература
1. Арсенина Е.Н. Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе. Издательство Глобус, 2008.
2. Жердев Э.С. Пернатая радуга: Справочное пособие. – М.: Лесная
Пром – сть, 1988.
3. Классные часы: 2 класс / Авт.- сост.Т.Н. Максимова. – М.:ВАКО,2009.
4. Плешаков А.А. Зеленые страницы. – М.: Просвещение. 1994.
5. Персидская И.В., Фонова Г.А. и др. Классные часы - Волгоград: Учитель, 2007.
6. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. М., 1998.
Воробьи – чирик – чирик | Дятел – тррр – тррр |
Синицы – тинь – тинь | Снегирь – дю – дю – дю |
Ворона – кар – кар | Клёст – цок – цок – цок |
| Свиристель – тюр–тюр – тюр |












Лебедь |
Кукушка |
Журавль |
Зяблик |
Аист |
Иволга |
Стриж |
Ворона |
Снегирь |
Воробей |
Синица |
Дятел |
Свиристель |
Глухарь |