Методическая разработка мероприятия «18 апреля День воинской Славы России»
Цель: ознакомить ребят с героическими страницами истории России; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как упорство, настойчивость, верность присяге; воспитывать уважение к истории своей страны; помогать детям в социализации в осознании себя, своей семьи частью русской истории и культуры.
Задачи: Развивать мыслительную деятельность, память, внимание. Воспитывать интерес к истории своего народа, любовь к Родине, чувство патриотизма, гражданственности, чувство гордости за своих предков, за свой народ, уважение к памяти Защитников Отечества
Ход классного часа
“Есть память, которой не будет забвенья,
И слава, которой не будет конца…”
I.Вступление.
Ребята, наш классный час посвящен победам русского народа. О событиях, которые должен помнить каждый россиянин, мы и будем говорить.
Ведущий:
“Не ходите на Русь!” -
Мономах обращался к соседям.
“Кто с мечом к нам придёт,
От меча и погибнет!” -
Сказал храбрый князь Александр.
И в немеркнущей вечно победе
Правоту своих слов
Справедливым мечом доказал.
Сколько ж пахарей ты потеряла, Россия?
Сколько ж лучших сынов
Отдала ты кровавым врагам?
“Не ходите на Русь!” -
Об одном ты просила,
Не к друзьям обращалась,
А только к врагам.
“Не ходите на Русь!” -
Но враги наступали кроваво…
И тогда нам вручила родная страна
Вместе с грозным оружьем
Поля нашей славы,
Наших предков великих
Святые для нас имена…”
II.Основная часть.
Воспитатель:
У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты. В историю нашей страны навечно вписаны дни славных побед, в которых российский народ снискал почёт, уважение и благодарную память потомков. В честь этих великих побед в 1995 году был принят Федеральный закон «О днях воинской славы России». Госдума России установила 15 таких дней.
Сегодня у нас есть возможность перелистать страницы истории нашего Отечества и вспомнить великие победы российского народа.
Презентация Дни воинской славы»
Ведущий: Каждая дата-это выдающаяся победа русского оружия, победа, которая вошла в историю. Знать исторические события, помнить о героях сражений, чтить их память, стараться быть похожим на них продолжать их дело и ратные традиции- это наш долг.
И сейчас мы совершим историческое путешествие и вспомним некоторые победы русского народа.
Ведущий:
Наследник славы Мономаха,
Достойный Всеволода внук,
В сраженьях он не ведал страха,
Спасая Русь от жадных рук.
Его великие победы
Потомкам вечно воспевать!
На гордый лик конунга шведов
Его копья легла печать!
Он сердцем, полным скрытой боли,
Предвидел время перемен:
Зарю над Куликовом полем,
Отчизну, вставшую с колен.
Он был заступником России
Пред главарями диких орд
И ждал, когда накопит силы
Вновь обескровленный народ.
Слепя богатыми дарами
Монгольских ханов хищный взор,
Он грезил долгими ночами,
Как сбросить с плеч ярма позор.
Его боялся враг лукавый,
И князь погиб во цвете лет.
Не от меча, а от отравы,
Русь охранив от новых бед.
Душою пламенной и чистой
Пред Господом непогрешим,
Он к божьим ангелам причислен
И стал заступником святым
Как вы думаете о каком русском герое идет речь в этом стихотворении?
(ответы детей) –Александр Невский.
Ведущий: давайте посмотрим исторический сюжет. После просмотра две команды покажут нам свои знания и ответят на вопросы викторины.
Просмотр видеоролика «Князь Александр Невский»
Викторина «Ледовое побоище»
1. «На голубом и мокроватом
Чудском потрескавшемся льду
В шесть тыщ семьсот пятидесятом
От Сотворения году,
В субботу, пятого апреля,
Сырой рассветною порой
Передовые рассмотрели
Идущих немцев тёмный строй.»
О каком событии говорится в этих строчках. («Ледовое побоище»)
2.В современном календаре памятных дат РФ отмечаются Дни воинской славы России.
Какое событие отмечается 18 апреля (День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище)
3. В какой день недели состоялась знаменитая битва?
(По юлианскому (старому) календарю (суббота).
4. Кому принадлежат крылатые слова:
«Кто с мечом к нам придёт - от меча и погибнет»; «На том стояла, стоит и стоять будет Русская земля?».
(Александру Невскому.)
5. Почему Александр Ярославович носил «Речное» прозвище и какое это прозвище? ( В честь победы на Неве )
6. В каком году произошла битва на Неве (1240)
7.Почему Александр Невский выбрал для боя позицию на льду Чудского озера?
(Весенний лед был достаточно прочным, чтобы выдержать русских воинов, вооруженных копьями, мечами, секирами и топорами, но рыцарскую конницу с закованными в броню всадниками лед, как мог не выдержать.)
8. Где покоятся мощи Александра Невского?
( Мощи Александра Невского в Санкт-Петербурге)
9.Какую тактику использовал в начале сражения 5 апреля 1242 года Александр Невский против знаменитой «свиньи» Тевтонского ордена?
(Немецкому клину Александр противопоставил русский пяток – строй в виде римской цифры "V", то есть клина, обращённого отверстием к противнику. Это самое отверстие прикрывали лучников, которые и приняли на себя основной удар "железного полка" и мужественным сопротивлением заметно расстроили его продвижение. )
10. В каком городе княжил Александр Невский? (Жил и правил в Новгороде)
11.Сколько битв проиграл Александр Невский (Ни одной)
12.В каком соборе было проведено богослужение перед битвой со шведами?
(Софийском)
13. Кто первый подложил «Свинью» (Рыцари Тевтонского ордена»)
14. Определить последовательность событий. (за каждый правильный 1 балл)
А) Нашествие монголо-татар1223
Б) Невская битва1240
В) Куликовская битва1380
Г) Ледовое побоище1242
2. Правление князей
А) Олег1
Б) Игорь 2
В) Ольга3
Г) Владимир5
Д) Святослав4
15.Путаница Найдите в тексте ошибки. («мозговой штурм»)
(Командам раздается текстовое задание, в котором необходимо найти ошибки. По количеству найденных ошибок определяется победитель.)
Шел 980 год от рождества Христова. Киевский князь Владимир Ярославич тяжело отходил от тревожного сна, сидя на диване. В княжеских покоях тихо тикали старинные часы. Тревога одолевала князя. Набеги половцев угрожали Руси. Воюй теперь с ними.
Дружина недовольна: часто в походы ходим. Илья Муромец надоел: то Соловья-разбойника притащит, то Змея-Горыныча. Все в дружину просится. Алеша Попович постоянно с кем-то подерется на пиру. Ох, уж эти пиры княжеские, одни расходы с ними! Хоть и угощаешь одних дружинников, а все накладно: каждый ест и пьет за троих, вот если б так воевали.
Ответы:
. Киевского князя звали Владимир Святославович.
. Во времена Владимира диванов не было. Князь спал на кровати.
. В то время не было настенных часов.
. В 980 г. половцы не нападали на Русь. Опасность исходила от вятичей, против которых князь Владимир дважды ходил в походы и обложил их данью.
. Соловей-разбойник и Змей-Горыныч — литературные персонажи.
. Илья Муромец и Алеша Попович не могли встречаться вместе на пирах, потому что жили в разное время.
. На княжеских пирах угощали не только дружинников, но и простой народ
Пока команды выполняют задание блиц –игра для болельщиков.
Вопросы для болельщиков:
1.О каких городах идет речь?
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов.(г. Москва, князь Юрий Долгорукий в 1147 году на Москве-реке)
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полон,
И вдаль глядел… И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно. (Петербург, Пётр I, 1703 год. Река Нева).
2.Как называлось вражеское для Руси монгольское государство? (Золотая орда)
3.Имя князя Долгорукого. (Юрий)
4.Автор Русской Правды, первый книги законов. (Ярослав)
5.Первая на Руси женщина- княгиня. (Ольга)
6.В народе у этого князя было прозвище Большое Гнездо. (Всеволод)
7.Князь крестивший Русь. (Владимир)
8.В каком месте Крыма крестился князь Владимир? (Херсонес)
III.Показ исторических костюмов и событий той эпохи.
IV.Подведение итогов.
V.Заключение.
Ведущий:
Сегодня мы вспомнили выдающуюся победу русского воинства, которую наша страна отмечает как день воинской славы России. Своими знаниями вы показали, что память об этом историческом событии жива. Великие победы способен совершать то народ, у которого не черствая душа, который способен протянуть руку помощи в беде. Еще один наш великий полководец А. Суворов сказал: «Мы русские, мы все одолеем». Вам я желаю быть достойными тех людей, которые прославили нашу Родину.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Крым Керченский лицей искусств
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Великая победа русского народа»(«Ледовое побоище»)
) 
Воспитатель 6-Б класса Танская В.В.
Воспитатель 6-А класса Гаркуша О.Н.






