- Тормозная система автомобиля
- Тормозная система предназначена для уменьшения скорости движения и остановки автомобиля (рабочая тормозная система). Она также позволяет удерживать автомобиль от самопроизвольного движения во время стоянки (стояночная тормозная система).
- Виды:
- - рабочая
- - запасная
- - стояночная
- Рабочая тормозная система с
- Рабочая тормозная система приводится в действие нажатием на педаль тормоза, которая располагается в салоне автомобиля. Усилие ноги водителя передается на тормозные механизмы всех четырех колес.
- Стояночная тормозная система нужна не только на стоянке, она также необходима для предотвращения скатывания автомобиля назад при старте на подъем. С помощью рычага стояночного тормоза, который располагается между передних сидений автомобиля, водитель рукой может управлять тормозными механизмами задних колес.
- Рабочая тормозная система
- Рабочая тормозная система состоит из:
- тормозного привода,
- тормозных механизмов колес.
- Привод тормозов служит для передачи усилия ноги водителя от педали тормоза к исполнительным тормозным механизмам колес автомобиля. На современных легковых автомобилях применяется гидравлический привод тормозов, в котором используется специальная тормозная жидкость.
- Схема гидропривода тормозов
- 1 - тормозные цилиндры передних колес; 2 - трубопровод передних тормозов;
- 3 - трубопровод задних тормозов;
- 4 - тормозные цилиндры задних колес;
- 5 - бачок главного тормозного цилиндра; 6 - главный тормозной цилиндр;
- 7 - поршень главного тормозного цилиндра; 8 - шток;
- 9 - педаль тормоза
- Общая схема тормозной системы
Рис. 1
- «Колдун»-регулятор тормозного момента
1, 2 – болты крепления регулятора к кронштейну;
3 – защитный колпачок; 4 – торсионный рычаг привода регулятора;
5 – кронштейн крепления рычага к кузову; 6 – поршень;
7 – тяга соединения с кронштейном балки заднего моста; 8 – ось;
9 – штуцер трубопровода для
подвода тормозной жидкости от главного цилиндра;
10 – штуцер трубопровода для отвода тормозной жидкости в колесные цилиндры
- «Колдун»-регулятор тормозного момента
Конструктивно в легковых автомобилях «колдун» состоит из следующих элементов: корпус, поршни, клапаны
Корпус разделен на две полости. Первая соединена с ГТЦ, вторая – с задними тормозами.
При экстренном торможении и наклоне передней части автомобиля посредством поршней и клапанов перекрывается доступ тормозной жидкости к задним рабочим тормозным цилиндрам. При резком торможении машина «клюёт» носом, и задняя часть кузова поднимается вверх,— регулятор тормозного усилия частично перекрывает поток жидкости, и задние колёса не блокируются.
Таким образом регулятор автоматически контролирует и распределяет тормозное усилие на колесах заднего моста. Это зависит от изменения осевой нагрузки. Также автоматический «колдун» способствует ускорению разблокировки колес.
- РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ ТОРМОЗОВ
1- корпус регулятора давл.; 2 - поршень; 3 - защитный колпачок; 4, 8 - стопорные кольца; 5 - втулка поршня; 6 - пружина поршня; 7 - втулка корпуса; 9, 22 - опорные шайбы; 10 – упл.кольца толкателя; 11 - опорная тарелка; 12 - пружина втулки толк.; 13 - кольцо упл.седла клапана; 14 - седло клапана; 15 – упл. прокладка; 16 - пробка; 17 - пружина клапана; 18 - клапан; 19 - втулка толкателя; 20 - толкатель; 21 – упл.головки поршня; 23 – упл. штока поршня; 24 - заглушка;
A, D - камеры, соед-е с главным цилиндром; В, С - камеры, соед-е с колесн.цилиндрами зад.тормозов; К, М, Н - зазоры; Е - дренажное отверстие.
- Привод тормозов гидравлический
- Привод тормозов гидравлический состоит из:
- педали тормоза
- вакуумного усилителя
- главного тормозного цилиндра
- трубопровода и тормозных шлангов
- рабочих тормозных цилиндров
- Привод тормозов гидравлический
- Нога водителя нажимает на педаль тормоза, через шток передается усилие на поршень главного тормозного цилиндра. Давление жидкости, на которую давит поршень, от главного цилиндра по трубкам передается ко всем колесным тормозным цилиндрам, заставляя выдвигаться их поршни. Которые передают усилие на тормозные колодки и выполняют основную работу тормозной системы.
- Современный гидропривод тормозов состоит из двух независимых контуров, связывающих между собой пару колес. При отказе одного из контуров, срабатывает второй, что обеспечивает, хотя и не очень эффективное, но все-таки торможение автомобиля.
- К примеру, на автомобиле «Жигули» ВАЗ 2105, один контур объединяет тормозные механизмы передних колес, а другой – задних. На автомобиле «Жигули» ВАЗ 2109, между собой связаны: переднее левое колесо с задним правым, и переднее правое с задним левым.
- Для уменьшения усилия при нажатии на педаль тормоза и более эффективной работы системы , применяется вакуумный усилитель . Усилитель явно облегчает работу водителя.
- Схема вакуумного усилителя
1 - главный тормозной цилиндр;
2- корпус вакуумного усилителя;
3 - диафрагма; 4 - пружина;
5 - педаль тормоза
- Основным элементом усилителя является камера , разделенная резиновой перегородкой (диафрагмой) на два объема.
- Один объем связан с впускным трубопроводом двигателя, где создается разряжение около 0,8 кг/см2, а другой с атмосферой (1 кг/см2). Из-за перепада давлений в 0,2 кг/см2, благодаря большой площади диафрагмы, «помогающее» усилие при работе с педалью тормоза может достигать 30 - 40 кг и больше.
- Что значительно облегчает работу водителя при торможениях.
- Главный тормозной цилиндр ВАЗ2108-99
Главный тормозной цилиндр служит для преобразования усилия, приложенного к педали тормоза, в давление гидравлической жидкости тормозной системы.
На большинстве автомобилей устанавливается двухсекционный тормозной цилиндр. Где каждая секция служит для обслуживания своего гидравлического контура.
Принцип работы главного тормозного цилиндра заключается в движении по цилиндру поршня, который перекрывает, так называемое, компенсационное отверстие. При этом создается давление в первом контуре, что приводит к перемещению поршня второго контура, в котором также вырастает давление. При движении поршня образуется пустота, которая заполняется тормозной жидкостью. Перемещение поршня ограничено возвратной пружиной.
- Главный тормозной цилиндр
- Главный тормозной цилиндр ВАЗ2108-99
1 - корпус главного тормозного цилиндра; 2 - уплотнительное кольцо низкого давления; 3 - поршень привода контура левый передний-правый задний тормоз; 4 - распорное кольцо; 5 - уплотнительное кольцо высокого давления; 6 - прижимная пружина уплотнительного кольца; 7 - тарелка пружины; 8 - возвратная пружина поршня; 9 - шайба; 10 - стопорный винт; 11 - поршень привода контура правый передний-левый задний тормоз; 12 - соединительная втулка; 13 - тормозной бачок: 14 - датчик аварийного уровня тормозной жидкости; А - зазор
- Тормозной механизм предназначен для уменьшения скорости вращения колеса , за счет сил трения возникающих между накладками тормозных колодок и тормозным барабаном или диском.
- Тормозные механизмы делятся на барабанные и дисковые.
- На отечественных автомобилях барабанные тормозные механизмы применяются на задних колесах, а дисковые на передних. Хотя в зависимости от модели автомобиля могут применяться только барабанные или только дисковые тормоза на всех четырех колесах.
- Дисковый тормозной механизм
1 — колодки; 2 — суппорт; 3 — диск
- Схема работы дискового тормозного механизма
1 - наружный рабочий цилиндр (левого) тормоза;
2 - поршень; 3 - соединительная трубка;
4 - тормозной диск переднего (левого) колеса;
5 - тормозные колодки с фрикционными накладками;
6 - поршень; 7 - внутренний рабочий цилиндр переднего (левого) тормоза
- Дисковый тормозной механизм состоит из: суппорта,
- одного или двух тормозных цилиндров,
- двух тормозных колодок,
- тормозного диска.
Суппорт закреплен на поворотном кулаке переднего колеса автомобиля.
В нем находятся два тормозных цилиндра и две тормозные колодки.
Колодки с обеих сторон «обнимают» тормозной диск, который вращается
вместе с закрепленным на нем колесом.
При нажатии на педаль тормоза поршни начинают выходить из цилиндров
и прижимают тормозные колодки к диску.
Дисковые тормоза очень эффективны и просты в обслуживании
- Схема работы барабанного тормозного механизма
1 - тормозной барабан;
2 - тормозной щит;
3 - рабочий тормозной цилиндр;
4 - поршни рабочего тормозного цилиндра;
5 - стяжная пружина;
6 - фрикционные накладки;
7 - тормозные колодки
- Барабанный тормозной механизм
- Барабанный тормозной механизм состоит из:
- тормозного щита,
- тормозного цилиндра,
- двух тормозных колодок,
- стяжных пружин,
- тормозного барабана.
Тормозной щит жестко крепится на балке заднего моста автомобиля , а на щите, в свою очередь, закреплен рабочий тормозной цилиндр. При нажатии на педаль тормоза поршни в цилиндре расходятся и начинают давить на верхние концы тормозных колодок.
Колодки в форме полуколец прижимаются своими накладками к внутренней поверхности круглого тормозного барабана , который при движении автомобиля вращается вместе с закрепленным на нем колесом.
Торможение колеса происходит за счет сил трения, возникающих между накладками колодок и барабаном . Когда же воздействие на педаль тормоза прекращается, стяжные пружины оттягивают колодки на исходные позиции.
- Стояночный тормоз приводится в действие поднятием рычага стояночного тормоза в верхнее положение.
- При этом натягиваются два металлических троса, последний из которых заставляет тормозные колодки задних колес прижаться к барабанам. И как следствие этого, автомобиль удерживается на месте в неподвижном состоянии.
- В поднятом состоянии, рычаг стояночного тормоза автоматически фиксируется защелкой. Это необходимо для того, чтобы не произошло самопроизвольное выключение тормоза и бесконтрольное движение автомобиля в отсутствии водителя.
Привод стояночного тормоза
- Самостоятельно изучить презентацию тормозной системы автомобиля
- Составить конспект 2,3,4,8,10,11,13,16,20,21
- Составить схемы с описанием слайда 5,12,14,18,19
- Ответить на контрольные вопросы:
- Из каких систем состоит тормозная система автомобиля?
- Из каких 2 частей состоит тормозная система
- Для чего предназначен «Колдун»?
- Как работает вакуумный усилитель?
- На каком принципе основана работа тормозной системы с гидравлическим приводом? (вопрос для самостоятельного поиска)