Цель деятель- ности учителя | Способствовать развитию умений определять главные и второстепенные члены предложения, распознавать распространенные и нераспространенные предложения |
Тип урока | Постановка и решение учебных задач |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: получат возможность научиться: понимать, что язык представляет явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознавать единство и многообразие языкового и культурного пространства России, язык как основу национального самосознания; позитивно относиться к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Метапредметные (УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
Оборудование | Доска |
Этапы урока | Задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Постановка учебной задачи | Формулирование учебных задач на основе предположений по названию раздела и тем | – Откройте учебник на с. 26. Прочитайте название темы урока. – Скажите, что будем изучать, повторять, закреплять в рамках данной темы. – Проверим ваши предположения. Рассмотрите схему на с. 27. – В ходе урока обсудим, что составляет предложение, какие члены предложения выделяют, почему члены предложения получили такое название, какие выделяют главные члены предложения, какова их роль, какова роль второстепенных членов предложения | Выполняют задание. Ответы учащихся. Выполняют задание. |
II. Минутка чистописания | Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков | – Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать?  – Плакали ночью желтые клены: вспомнили клены, как были зелёны. | – Заглавной и строчной букв Е, е, ё. Выполняют задания. |
III. Изучение нового мате-риала. 1. Работа со схемой, с. 27, упр. 38 | Работа со схемой «Члены предложения» с целью определения состава предло-жения | – Вернемся к схеме в учебнике на с. 27. Опираясь на сведения схемы, ответьте на вопросы. Каков состав предложения? – Какие члены предложения выделяют? – Как вы думаете, почему они получили такие названия? – Какие выделяют главные члены предложения? – Какова роль главных членов предложения? – Какова роль второстепенных членов предложения? – На какие вопросы отвечает подлежащее? сказуемое? – На какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения? | – Предложение состоит из главных и второстепенных членов. – Главные и второстепенные члены предложения. Ответы учащихся. |
2. Работа по учебнику, с. 27, упр. 39 | Упражнение в рас-познавании распространенных и нерас-пространенных предложений. Упражнения физкультминутки | – Найдите в учебнике упр. 39. Прочитайте и сравните первое и второе предложения. Определите основу предложений. – Какое предложение является распространенным? Почему распространенное предложение получило такое название? – Спишите распространенное предложение. Подчеркните подлежащее и сказуемое. – Соотнесите распространенное предложение со схемой и ответьте на вопросы: какой из второстепенных членов указывает на признак предмета? на время действия? на направление действия? Стрижи что сделали? улетели ↓ ↓ ↓ какие? когда? куда? ↓ ↓ ↓ быстрокрылые давно на юг Физкультминутка | Выполняют задания. – В первом и во втором предложениях основа одинакова – стрижи улетели. – Второе предложение является распространенным. Выполняют задание. Отвечают на вопросы |
3. Работа по учебнику, с. 28, упр. 40 | Упражнение в кон-струировании предложений | – Откройте в учебнике с. 28, найдите упр. 40. Прочитайте слова первой группы. – Можно ли считать это предложением? Объясните, почему. – Составьте из данных слов предложение так, чтобы сначала были слова, которые будут в предложении главными членами, потом – слова, которые будут их пояснять. – Обратите внимание, что в составленном предложении слова не связаны по смыслу. Правильнее составить такое предложение: «Уже прошло красное лето». – Запишите предложение в тетради. Подчеркните главные члены предложения. Аналогично проводится работа с остальными предложениями. – Какой темой можно объединить предложения? | – Лето, уже, красное, пришло. – Нет. В предложении заключена мысль, слова связаны по смыслу. – Прошло лето уже красное. – Подготовка животных и птиц к зиме |
4. Работа по учебнику, с. 28, упр. 41 | Упражнение в рас-пространении предложений второстепенными членами | – Найдите упр. 41. Это упражнение мы разберем устно, а дома вы выполните его письменно. – Прочитайте. Распространите первое предложение второстепенными членами, используя слова из скобок. С каким из главных членов предложения образует словосочетание каждый второстепенный член? – Какое предложение получилось? – Составят ли предложения текст? Почему? Придумайте к тексту заголовок | Выполняют задание. – Рыжая белочка сидела на пеньке. |
5. Работа по учебнику, с. 29, упр. 42 | Упражнение в определении главных и второстепенных членов предложения | – На с. 29 найдите упр. 42. Прочитайте строки из стихотворений. Следующее задание будете выполнять в паре: объясните, как найти в данных предложениях главные и второстепенные члены. – Выполните письменное задание: запишите одно из предложений по памяти, подчеркните его основу. – Обменяйтесь тетрадями и проверьте написанное | Выполняют задание, отвечают на вопрос. Выполняют задание |
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа | – Над какой темой работали на уроке? – Как различить главные и второстепенные члены предложения? – Почему члены предложения получили названия главные, второстепенные? – Какова роль главных членов в предложении? – Что выполняли на уроке? Какие задания вызвали у вас затруднения? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание: учебник, с. 28, упр. 41; рабочая тетрадь, с. 13, упр. 28 | Отвечают на вопросы |