СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

47-48. Согласный зв. звук д Буква Д д

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«47-48. Согласный зв. звук д Буква Д д»

Урок 35

Тема

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами Д, д, развития речи, логического мышления, памяти

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

Личностные результаты

Проявляют интерес к окружающему миру

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста, иллюстрации; логические – характеризуют звуки [д], [д’] и буквы Д, д.

Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета

Основное содержание темы, понятия и термины

Согласные буквы Д, д; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого-звуковой анализ слова, предложение, рассказ, пословица, загадка

Образовательные ресурсы

Счетные палочки. Предметные картинки с изображением гвоздя и цифры 2

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Торопимся мы на урок,

Будут знания нам впрок.

Будем руки поднимать,

Точно, бойко отвечать!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

II. Речевая разминка

Коллективная. Словесный.

Фонетическая зарядка

– Как дудят в дудочку?

– Какой звук слышится, когда звенит колокольчик?

– Ду-ду-ду…

– Динь-динь-динь…

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

– Какой первый звук вы сейчас произнесли?

– Давайте сформулируем учебную задачу урока

– [д], [д’].

– Познакомимся со звуками [д], [д’] и буквой, обозначающей их на письме

Вместе с учителем формулируют учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Слого-звуковой анализ слов (учебник, с. 105)

Фронтальная. Словесный. Беседа, анализ слов

На доске размещены предметные картинки с изображением гвоздей и цифры 2, под которыми начерчены схемы к этим словам.

– Рассмотрите картинки, выделите из слов, обозначающих предметы, звуки [д], [д’].

– Выполните слого-звуковой анализ слов гвозди и два

Рассматривают картинки, работают со схемами слов, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуковой анализ слов.

– В слове гвозди звук [д’] – согласный, звонкий, мягкий, а в слове два – звук [д] – согласный, звонкий, твердый

Выделяют звуки [д] и [д’] из слов, характеризуют их, сравнивают. Выполняют слого-звуковой анализ слов

Фронтальный. Устные ответы

2. Игра «Узнай звук»

Коллективная. Словесный. Игра

– Послушайте слова, если в них есть звуки [д], [д’], хлопайте в ладоши.

Тарелка, стол, дядя, кубики, дятел, Тима, дрова, Дима, топор, орден, туман, дым

Дети хлопают в ладоши, если услышат в слове звуки [д], [д’]

Распознают звуки [д] и [д’] в словах

Коллективный. Игра

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

2. Знакомство с бук-вой Д

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа,

моделирование буквы

– Какой буквой обозначаются звуки [д] и [д’] на письме?

– На что похожа буква (дэ) Д?

Этот домик буква Д.

В домике – окошко.

Из трубы идет дымок,

А в окошке – кошка.

– Выложите букву Д из палочек

Находят букву Д на «ленте букв».

Высказывают свои предположения.




Из счетных палочек выкладывают букву Д

Находят букву Д
на «ленте букв», определяют ее место среди других

букв. Моделируют ее из счетных палочек

Фронтальный. Устные ответы, моделирование

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Сначала буду маленьким

(присаживаются),

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим

(встают, поднимают руки вверх и потягиваются),

До лампы дотянусь

Выполняют движения по тексту

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение упражнений

3. Чтение слогов-слияний (учебник, с. 105)

Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение

– Прочитайте слоги.

– В каких слогах звук [д’] – мягкий, а в каких слогах [д] – твердый?

Хором читают слоги.

Называют слоги с мягким звуком [д’] и твердым звуком [д]. Читают слова

Читают слоги-слияния. Характеризуют звуки [д] и [д’], определяют, какие гласные указывают на твердость и мягкость согласного звука

Коллективный.

Чтение

4. Родственные слова (учебник, с. 105)

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа

– Прочитайте слова. Сравните их. Что в них общего?

Читают слова.

– Одинаковая часть слова, слова родственные

Сравнивают слова, определяют наличие общей части слова, делают вывод, что слова – родственные

Фронтальный. Устные ответы, чтение

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

5. Работа с текстом
(учебник, с. 105)

Фронтальная Словесный, практический. Чтение, беседа

– Прочитайте текст плавно, соединяя слоги в слова.

– Кем работает папа у Димы
и Нади?

– Какую работу они выполнили?

– Где теперь идут поезда?

Читают текст. Отвечают на вопросы

Владеют навыками плавного слогового чтения с переходом
на чтение целыми словами. Читают текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

Фронтальный. Устные ответы, чтение

6. Работа с иллюстрацией (учебник, с.104)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Работа с иллюстрацией, беседа

– Рассмотрите рисунок. Назовите предметы, изображенные на рисунке.

– Придумайте рассказ на тему «Клад найден». Используйте слова: море, сокровище, корабль, водолазы, подводный мир

– Водолазы, медуза, раковина, жемчужины, сундук, осьминог, рыбы, морская звезда, клад.

Рассматривают рисунок. Составляют рассказ

Составляют связный рассказ по сюжетной картинке с опорой на предложенные слова. Соблюдают логику изложения

Фронтальный. Устные ответы, рассказ

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Поработали, ребятки,

А теперь все на зарядку!

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале.

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг,

И на месте стой! Вот так!

Выполняют движения
по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение движений

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6



А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно




V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Работа с пословицами (учебник, с.104)

Фронтальная. Словесный. Беседа, чтение

– Прочитайте пословицы.

– Объясните смысл пословиц.

– Найдите в них букву Д

Читают, объясняют смысл пословиц, находят в предложениях букву Д

Анализируют пословицы, высказывают свое мнение

Фронтальный. Устные ответы, рассказ

2. Работа со скороговорками (учебник,
с. 106)

Групповая. Словесный. Беседа, чтение, рассказ скороговорок

– Прочитайте скороговорки сначала медленно, потом быстро.

– Какие звуки повторяются?

Читают в медленном
и быстром темпе.

Называют повторяющиеся звуки

На слух различают звуки, определяют повторяющиеся звуки, произносят их

Групповой. Устные ответы, чтение скороговорок

3. Многозначные слова (учебник, с. 106)

Фронтальная. Словесный. Беседа, чтение

– Прочитайте предложения, рассмотрите рисунки. Какое слово звучит одинаково, но имеет разные значения?

Читают, рассматривают рисунки, находят слово – звезда.

– Звезда: небесная, морская, символ

Понимают смысл прочитанного. Определяют значение слова, опираясь на текст и рисунки

Фронтальный. Устные ответы

4. Отгадывание загадок (учебник, с. 106)

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Отгадайте загадки в «Азбуке».

– Найдите отгадку на рисунке

Слушают загадки, находят отгадки на рисунке

Анализируют загадки, определяют, о чем идет речь. Соотносят загадку с рисунками

Фронтальный. Устные ответы

5. Работа с текстом (учебник, с. 106)

Фронтальная. Словесный. Беседа, чтение

– Прочитайте текст.

– Что сделал Тима?

– Что после обеда делает Лида?

– Что она ставит на полку?

Читают текст по предложению. Отвечают на вопросы

Читают текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

Фронтальный. Устные ответы, чтение

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы

Урок 36

Тема

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т

Педагогическая цель

Создать условия для формирования умений сопоставлять слоги и слова с буквами д и т, развития связной речи

Тип урока

Решение частной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, составления рассказа, работы с ребусами; анализируют пословицы

Личностные результаты

Соотносят поступки с моральными нормами; оценивают свои и чужие поступки («стыдно», «честно», «виноват», «поступил правильно» и др.)

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию).

Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – сопоставляют слоги и слова с буквами т и д.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Основное содержание темы, понятия и термины

Согласные буквы т, д; глухой и звонкий согласные звуки; предложение; рассказ; слова с противоположным значением, пословица

Образовательные ресурсы

«Лента букв»

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Запустим кораблик бумажный,

Пускай он плывёт далеко.

Урок у нас сегодня важный,

Добыть ведь знания нелегко!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

II. Речевая разминка

Коллективная. Словесный.

Фонетическая разминка

1. Вдох носом, выдох через рот.

2. Вдох, задержка дыхания, выдох.

3. Вдох, выдох порциями.

4. Сделайте глубокий вдох и на выдохе произнесите согласные 1 ряда в «ленте букв».

То же повторите со 2 рядом.

5. Прочитайте гласные по «ленте букв» на одном дыхании

Выполняют задание под руководством учителя

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

– Сегодня мы продолжим учиться читать, рассказывать, выполнять интересные задания, в которых нам встретятся парные буквы д и т

Слушают учителя

о предстоящей работе

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Фронтальный. Устные ответы

IV. Закрепление знаний и способов действий.

1. Работа со слоговой таблицей (учебник, с. 107)

Фронтальная. Словесный. Чтение

– Прочитайте слоги по таблице.

– Назовите, в каких слогах согласные звуки твердые, в каких – мягкие. Почему?

– Найдите звонкие и глухие согласные

Читают.

– Согласные перед гласным а твердые, перед гласным я – мягкие.

– Звонкие: б, з, д.

Глухие: т, п, с

Читают слоги. Сопоставляют попарно слоги с буквами а, я. Отвечают на вопросы

Фронтальный. Чтение, устные ответы

2. Чтение слов. Игра «Найди лишнее» (учебник, с. 107)

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, игра

– Прочитайте слова в столбиках, поставьте ударение.

– Какое слово может быть лишним? Объясните выбор

Читают.


1) Забор – начинается
на букву з, остальные на д

Владеют навыками плавного слогового чтения с переходом
на чтение целыми словами

Фронтальный. Чтение, устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6




2) Денис – имя, остальные не имена

Классифицируют слова, определяя критерий


3. Работа с текстом
(учебник, с. 107)

Групповой. Словесный. Чтение, беседа

– Прочитайте текст.

– Обсудите в группах поступок Дениса. Правильно ли Денис поступил?

Читают по предложениям. Отвечают на вопросы

Читают короткий текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Высказывают свое мнение

Групповой. Чтение, устные ответы

4. Дидактическое упражнение «Подставь букву» (учебник, с. 107)

Парная. Практический, словесный. Упражнение

– Какие тут слова? Подставьте нужную букву

Выполняют задание, вписывают букву.

– Вода, вата

Составляют слова с парными согласными

Парный. Упражнение

5. Дидактическое упражнение «Противоположные слова»
(учебник, с. 107)

Фронтальная. Практический, словесный. Упражнение

– Прочитайте слова. Придумайте недостающее слово, противоположное по значению

Читают.

– Быстро

Выполняют задание по аналогии. Подбирают слова противоположного значения

Фронтальный. Упражнение

Физкультминутка

Коллективная. Практический. Упражнение для глаз

Катаемся на аттракционах только глазками (упражнения для глаз: качели, «чёртово колесо», батут, американские горки)

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления глаз

Коллективный. Правильное выполнение движений

6. Дидактическая игра «Прочитай слово» (учебник, с. 107)

Парная. Словесный, практический. Чтение, игра, рассказ

– Из слогов составьте слова.

– Выберите пару слов, с их помощью придумайте с другом рассказ

Составляют слова.

– Вода, суда. Сады, пруды.

Придумывают рассказ

Составляют слова
из слогов. С помощью опорных слов составляют рассказ. Работают в паре, контролируют друг друга

Парный. Чтение, рассказ

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. Работа со слоговой таблицей.

Чтение слов в столбиках (учебник, с. 108)

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа, работа со

слоговой таблицей

– Прочитайте слоги.

– Чем схожи звуки, обозначенные буквами д и т, чем они различаются?

– Прочитайте слова. Сравните слова. Понаблюдайте, чем они различаются

Читают слоги. Устанавливают сходство и различие в произношении [д] и [т], [д’] и [т’] :

[д] и [д’] звонкие; [т] и [т’] – глухие. Сравнивают слова. Определяют, что слова эти стоят в форме единственного и множественного числа. Наблюдают над изменением слова

Наблюдают за артикуляцией звонких согласных [д], [д’] и глухих согласных

[т], [т’] в парах. Устанавливают сходство и различие в произнесении [д] и [т], [д’] и [т’]. Различают парные по глухости-звонкости согласные звуки [д]–[т] и [д’]–[т’] в словах. Устанавливают способ определения буквы на месте глухого согласного звука
(изменение слова)

Фронтальный. Устные ответы, чтение

8. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией и рассказом (учебник, с.108)

Фронтальная, парная. Словесный, практический. Чтение, работа с картинкой, беседа

– Рассмотрите картинку. Что вы видите?

– Можно ли по рисунку догадаться, о чем пойдет речь в тексте?

– Прочитайте название текста. О чем будем читать?

– Какие реки вы знаете?

– Какой транспорт ходит по рекам?

– Что возводят через реки?

Рассказывают, что видят на картинке. Читают рассказ. Отвечают на вопросы учителя. В паре задают друг другу вопросы, придумывают рассказ

Читают текст рассказа с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, анализируют его содержание по вопросам. Составляют рассказ по вопросам. Умеют работать в паре, контролируют работу друг

Фронтальный, парный. Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6



Для чего?

– Какие грузы перевозят по рекам?

– Задайте друг другу вопросы на тему «Реки»


друга. Формулируют вопросы на тему «Реки», правильно строят ответы. Вместе составляют рассказ, дополняя друг друга


9. Дидактическая игра «Расшифруйте названия рек». Дифференцированное задание (учебник, с. 108)

Коллективная. Практический. Дидактическая игра

– Посмотрите на зашифрованную запись.

– Догадайтесь, название каких рек зашифровано в записи.

– Назовите лишние буквы

– Нева, Дон, Кама, Днепр, Двина, Лена, амур, Ока.



– З, ы

Составляют слова из предложенных букв, определяют названия рек. Умеют работать коллективно, контролировать друг друга

Коллективный. Игра

Физкультминутка

Коллективная. Практический. Игра

Дружно маме помогаем —

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем

Выполняют движения
по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение движений

10. Чтение слов
(учебник, с. 109)

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

– Прочитайте слова, правильно расставляя ударение.

– Назовите, сколько слогов в словах. Что обозначают пунктирные и сплошные вертикальные линии?

Читают слова. Определяют количество слогов в словах. Отвечают на вопросы учителя

Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами

Фронтальный. Чтение, устные ответы

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6





Определяют число слогов в слове по числу гласных букв


11. Работа с иллюстрацией и рассказом «Кто кем работает»
(учебник, с. 109)

Фронтальная, Парная. Словесный, наглядный. Чтение, рассказ, беседа

– Рассмотрите картинку. Кто на ней изображен?

– Как одним словом можно назвать все перечисленное?

– Прочитайте рассказ.

– Выполните в паре задания к рассказу

– Называют людей разных профессий.

– Профессии.


Читают рассказ.

Выполняют задания, данные к тексту в учебнике

Читают рассказ, понимают его смысл. Соотносят содержание рассказа с картинкой. Умеют

работать в паре. Отвечают на вопросы, соблюдая логику рассказа

Фронтальный, парный. Чтение, устные ответы

12. Работа с пословицей. Дифференцированное задание (учебник, с. 109)

Фронтальная. Словесный, проблемный. Чтение, беседа

– Прочитайте пословицу.

– Почему так говорят?

Читают. Объясняют смысл пословицы

Анализируют пословицу, высказывают свое мнение

Фронтальный. Устные ответы

V. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– Что нового узнали на уроке?

– Что запомнилось?

– Что вызвало затруднения?

– Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Фронтальный, индивидуальный. Оценка своей деятельности