СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 кл Комплексный анализ текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«5 кл Комплексный анализ текста»

5 класс Комплексный анализ текста

Текст 1.

Лес уже сбросил листву. Дни наступают пасмурные, но тихие. Редко выглянет солнечный луч. В такую погоду хорошо бы надеть теплую куртку, взять ружье и отправиться на охоту.

Идешь по узкой лесной тропинке и любуешься молодыми березками, дубками, осинками. Как тихо кругом!

Только иногда нарушается тишина в лесу. Вдруг видишь, как белка перепрыгнет с елки на ель, упадет шишка. Легко дышать осенней свежестью.


    1. Определите тему текста.

    2. Выпишите предложение, в котором заключается основная мысль текста.

    3. Определите тип речи данного текста.

    4. Выпишите из текста 2 существительных 2-го склонения.

    5. Найдите и выпишите два глагола настоящего времени.

    6. Найдите в тексте наречие, выпишите его.

    7. Выпишите два слова с орфограммой «Правописание гласных в корне слова, проверяемых ударением», обозначьте орфограмму.

    8. Выпишите слова, в которых происходит оглушение согласного в корне слова, обозначьте орфограмму.

    9. Выпишите из последнего предложения прилагательное, разберите его по составу.

    10. Прочитайте текст выразительно.


Текст 2.

Пёс Рябка

Я жил на берегу моря. У меня была лодка, сетки и удочки. Перед домом стояла будка, и на цепи сидел огромный пёс Рябка. Он был мохнатый, весь в темных пятнах. Пёс стерёг дом. Кормили мы его рыбой.

Рябка привык, что мы с ним разговаривали. Я спрашивал его: «Рябка, где Володя?» Рябка хвостом завиляет и повернет морду в ту сторону, куда ушел Володя. Иногда придёшь с моря без рыбы, а Рябка ждёт её. «Плохи наша дела, Рябка!» - скажешь сердито. Он вздохнёт, ляжет, положит лапы на голову. Вот такой умный пёс!

(По Б. Житкову)


      1. Что обозначено в заглавии: тема или основная мысль?

      2. Определите тип речи данного текста.

      3. К какому стилю речи относится текст?

      4. Определите, каким по интонации является последнее предложение.

      5. Выпишите грамматическую основу первого предложения.

      6. Сделайте синтаксический разбор предпоследнего предложения.

      7. Выпишите из текста предложение с прямой речью, начертите его схему.

      8. Выпишите из текста обращение.

      9. Выпишите из текста глаголы 2-го лица единственного числа, выделите в них окончания.

      10. Прочитайте текст выразительно.


Текст 3


(1)Идут геологи по тайге, и молотки их по скалам стучат.

(2)Все лесные малыши разбегаются. (3)Серые зайчата прячутся под кусты, рыжие бельчата залезают в дупла, бурундучки забиваются в норы. (4)А два желтеньких лисенка высунули из норы свои мордочки и подумали: «Кто это так интересно стучит, дробь выбивает?». (5)Растерялись лисята. (6)Разные звери им известны, а вот зверей на двух лапах не видели. (7)Замахали они хвостиками и побежали к людям. (8)Вот чудеса!

(9)Хотели геологи принести их в лагерь, но пожалели и отпустили. (10)Пусть живут на свободе!

        1. Какова основная мысль данного текста?

        2. К какому типу речи относится этот текст?

        3. Каков стиль речи данного текста?

        4. Выпишите предложение №9, подчеркните в нем главные и второстепенные члены предложения.

        5. Выпишите из текста по одному существительному 1, 2, 3 склонения.

        6. Определите количество букв и звуков в слове «дробь» (предложение 4).

        7. Выпишите из текста слова с орфограммой «Правописание приставок на з- и с-», обозначьте орфограмму.

        8. Выпишите из текста слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выделите в них эти суффиксы.

        9. Выпишите из текста метафоры (слова в переносном значении).

        10. Прочитайте текст выразительно.