СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 кл ЛЕРМОНТОВ БОРОДИНО

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжить знакомство  с творчеством М.Ю. Лермонтова, анализируя произведение, рассказать о безмерной любви автора к Отечеству, о желании простых солдат защищать родную землю.

Просмотр содержимого документа
«5 кл ЛЕРМОНТОВ БОРОДИНО»


Конспект урока литературы в 5 классе

Тема: М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».

Патриотический пафос стихотворения


Учитель русского языка и литературы Блинова Г.А. МОУ Ховринская ООШ

Цели урока: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, о самоотдаче, о желании простых солдат защищать родную землю от вторжения иноземных захватчиков; развивать чувство патриотизма, чувство собственного достоинства за умение предков геройски сражаться с захватчиками; развивать навыки чтения стихотворного текста.

Тип урока: урок изучения нового материала, урок – беседа

Требования к уровню подготовки учащихся:

личностные УУД: ученик осознаёт себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам, признаёт общепринятые морально-этические нормы

познавательные УУД: выполняет учебно-познавательные задачи; осуществляет операции анализа, сравнения, устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы

коммуникативные УУД: строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

регулятивные УУД: планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно), необходимые операции, действует по плану

Оборудование урока: учебники, ПК, слайды о Бородино, фонохрестоматия с текстом «Бородино»

Ход урока:

  1. Проверка домашнего здания.

Для начала давайте проверим домашнее задание. Вам было задано пересказать события сказки «Attalea princeps» от лица «маленькой, вялой травки».



  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Вступительное слово учителя.

-Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

-А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа? (великие исторические события)

  1. Темой урока будет разговор об одном из таких событий – Бородинском сражении 1812 года, о том, как оно литературно запечатлено в стихотворении М.Ю.Лермонтова.

  2. Историческая справка (даёт учитель).

Отечественная война 1812 г.- одна из кровопролитнейших в истории России. Она была развязана в 1804 г. Французским императором Наполеоном Бонапартом.

Это был решительный, строгий военачальник, вёл победоносные захватнические войны. В результате активной военной деятельности сумел значительно расширить территорию французской республики, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы.

Армия Наполеона составляла 610 тысяч человек. (Российская армия в начале войны насчитывала 240 тысяч человек.)

Наполеоновской армии не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Французам противодействовала не только армия, но и весь народ России. Российская армия в боях терпела поражения. Чтобы максимально уменьшить потери, командующий войсками генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов применил тактику изматывающих боёв. Именно это позволило завлечь французскую армию в глубь страны, растянуть обозы врага по дорогам России.

Решающее сражение было дано на поле около села Бородина, что в Можайском районе Московской области. Потери у французов – 30 тысяч человек, у русских – 44 тысячи человек. Это сражение вошло в историю под названием «Бородинское».

Москва была оставлена русским. Наполеон несколько часов ждал ключи от покорённой столицы, которые так и не были ему вручены.

Пережить холодную зиму в пустом городе врагу не удалось. Французы стали отступать. Наполеон бежал. Война была выиграна, закончилась она в 1814г. в Париже.


  1. Биография М.Ю.Лермонтова.
    Русский поэт, писатель. Родился в Москве в ночь на 15 октября 1814. Русская ветвь рода Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен при осаде крепости Белой. Отец Михаила, Юрий Петрович, был пехотным капитаном в отставке. Поместье его, Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии, находилось по соседству с имением Васильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной. Постоянно болея, мать Лермонтова умерла весною 1817. Бабушка Лермонтова, Арсеньева, перенесла на внука всю свою любовь к умершей дочери, но тем хуже стала относиться к зятю, вражда к которому длилась до самой его смерти: уже на 9-й день после смерти жены Юрий Петрович вынужден был покинуть сына и уехать в свое поместье. Арсеньева переехала вместе с внуком в имение "Тарханы", Пензенской губернии. Тяжелая болезнь, надолго приковавшая ребенка к постели, приучила к одиночеству. Когда мальчику было 10 лет, его повезли на Кавказ, на воды. Первыми учителями Лермонтова были беглый грек, домашний доктор Ансельм Левис и пленный офицер Наполеоновской гвардии, француз Капэ, оказавший на него наиболее сильное влияние. Позднее учителями были французский эмигрант Шандро и англичанин Виндсон. В 1828 Лермонтов поступает в Московский университетский Благородный пансион, где в "Утренней Заре", одном из рукописных журналов, составлявшихся учениками, стал главным сотрудником и поместил первую поэму "Индианка". Весною 1830 Благородный пансион преобразовывается в гимназию, и Лермонтов оставляет его. Осенью 1830 он поступает в Московский университет на "нравственно-политическое отделение", где пробыл менее двух лет. Профессора, помня его дерзкие выходки, срезали его на публичных экзаменах. Не желая оставаться на второй год, переехал вместе с бабушкой в Петербург. В Петербургский университет Лермонтов не попал, т.к. ему не зачли двухлетнего пребывания в Москве и предложили держать вступительный экзамен на первый курс. По совету своего друга Столыпина он решил поступить в школу гвардейских юнкеров и подпрапорщиков, куда был зачислен 10 ноября 1832, "сначала унтер-офицером, потом юнкером". По выходе из школы, 22 ноября 1834, корнетом лейб-гвардии гусарского полка, Лермонтов поселяется в Царском Селе. Первое появление Лермонтова в печати относится к 1835, когда один из его товарищей, без его ведома, отдал повесть "Хаджи-Абрек" в "Библиотеку для Чтения". Повесть имела успех. Когда разнеслась весть о смерти Пушкина, негодование охватило поэта и появилось стихотворение, оканчивавшееся словами: "И на устах его печать". Когда Столыпин стал при Лермонтове порицать Пушкина, тот в порыве гнева написал страстный вызов "надменным потомкам" (последние 16 стихов). Стихотворение было понято как "воззвание к революции". Началось дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтов был переведен в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Благодаря связям бабушки, 11 октября 1837 его переводят в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, в Новгород, а 9 апреля 1838 - в свой прежний лейб-гвардии Гусарский полк. Лермонтов возвращается в "большой свет", где снова играет роль "льва". 16 февраля 1840, на балу у графини Лаваль, произошла ссора с Барантом, сыном французского посланника. В результате - дуэль, окончившаяся благополучно, но повлекшая перевод в Тенгинский пехотный полк на Кавказе. В двух походах - в Малую и Большую Чечни - Лермонтов обратил на себя внимание начальника отряда "расторопностью, верностью взгляда, пылким мужеством" и был представлен к награде золотою саблею с надписью: "за храбрость". В январе 1841 получил отпуск и уехал в Санкт-Петербург, а возвращаясь, остановился в Пятигорске, где и произошла роковая ссора с отставным майором Мартыновым, закончившаяся дуэлью. Похороны Лермонтова, несмотря на все хлопоты друзей, не могли быть совершены по церковному обряду. Официальное сообщение о его смерти гласило: "15 июня, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М.Ю. Лермонтов". По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили словами: "туда ему и дорога". Весною 1842 прах Лермонтова был перевезен в Тарханы, а в 1899 в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.
    Среди произведений - поэмы, драмы, стихи, романы: "Индианка" (1828, поэма), "Кавказский пленник" (1828, поэма, впервые опубликована - 1859, полностью - 1891), "Корсар" (1828, поэма, впервые опубликована - 1859, полностью - 1891), "Демон" (1829-1834, 1837-1838, поэма), "Странный человек" (1831, драма), "Ангел смерти" (1831, поэма), "Странный человек" (1831, драма), "Измаил-Бей" (1832, поэма), "Хаджи-Абрек" (1834, поэма), "Панорама Москвы" (1834), "Боярин Орша" (1835, поэма), "Маскарад" (1835 - 1836, драма), "Княгиня Лиговская" (1836, роман), "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (1937?, поэма), (1838-1839, роман), "Мцыри" (1839, поэма), "Завещание" (1840), "Родина" (1841), "Прощай, немытая Россия" (1841), "Тамара" (1841),

25-летней годовщине Бородинской битвы посвятил своё стихотворение М.Ю.Лермонтов. Жизнь этого человека коротка и трагична, вместе с тем она полна интересными событиями, творческими успехами.

Словарная работа.

  • Редут – полевое укрепление

  • Картечь – артиллерийский снаряд

  • Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия

  • Бивак – стоянка войска под открытым небом

  • Кивер – высокий круглый военный головной убор из кожи

  • Улан, драгун – солдаты кавалерийских частей

Недаром – не без причины, не случайно.

Нынешнее племя – современники

Доля – судьба

Досадно – жаль, обидно

Ворчали старики – выражали недовольство (служба в армии длилась 25 лет)

Чужие изорвать мундиры – уничтожить врага в штыковой атаке

Ушки на макушке – повышенное внимание

Ликовать – выражать восторг

Лихость – удаль

Поведать – рассказать

Постоять головою – отдать жизнь в бою

Поле грозной сечи – поле боя

  1. Чтение произведения. (Фонохрестоматия)

  2. Беседа по содержанию произведению.

Вопросы:

1.Подумайте, почему поэт назвал своё произведение «Бородино»?

2.Сформулируйте главную мысль стиха-рассказа. (Безмерная любовь русского народа к родной земле, его беззаветная преданность, желание защитить страну от ненавистных иноземцев – вот главная мысль произведения.)

3.Кто начинает диалог о событиях 1812г.?(молодой солдат)

4.Каким вы увидели человека, ведущего повествование о Бородинском сражении?(ветеран Бородинского сражения)

5.Почему рассказывать должен именно бывалый, старый солдат?(Рассказывая, он мысленно переносится в прошлое, заново переживает давно минувшие события)

6.Опишите картины, поразившие вас

7.Чем возмущены, опечалены, а потом горды простые солдаты?( Стыд и досада за отступление, неумолимое желание дать отпор врагу)

  1. Чтение стихотворения учащимися.

  2. Домашнее задание.

-Выучить стихотворение наизусть.

-Подготовить рассказ о М.Ю.Лермонтове.