6 класс. Урок внеклассного чтения
Анализ юмористического произведения на примере рассказа А.П.Чехова «Радость»
1. Чтение рассказа.
Выяснение значения непонятных слов.
2. Анализ заглавия рассказа.
Что говорит нам заглавие о содержании рассказа, героях, предполагаемом сюжете? Оно отражает тему? Основную мысль?
Недавно мы прочитали рассказ А.П.Чехова «Радость». Антон Павлович – автор юмористических рассказов. Поэтому можно догадаться, что название содержит иронию, насмешку. Возможно, радость, о которой заявляет автор, обернётся горем или окажется ненастоящей.
Название «Радость» подсказывает нам чувства героя или героев и даже сюжет, который будет развиваться вокруг радостного (или, напротив, безрадостного) события.
Оно отражает тему рассказа.
3. Анализ жанровых особенностей.
Почему представленное произведение – рассказ? Докажите его принадлежность к данному жанру на примерах.
4. Анализ сюжета.
Каков сюжет (порядок событий и их связь) рассказа? Можно ли сказать, что сюжет смешной, забавный? Обоснуйте своё мнение.
Рассказ – это малое прозаическое произведение, в центре которого 1-2 героя и одна сюжетная линия.
Главным героем рассказа является Митя Кулдаров, молодой человек, чиновник.
История, произошедшая с ним, забавна. Будучи пьян, он свалился под ноги лошади. Историю напечатали в газете. Митя вместо того, чтобы устыдиться, обрадовался. Он хвастается своей «славой», даже не задумываясь, что она недобрая, худая.
Сюжет рассказа: Митя врывается ночью в дом своих родителей, будит всю семью, обещает невероятную новость, держит родных в напряжении, а оказывается, что причина его радости – напечатанная в газете история о том, как лошадь его растоптала! Становится смешно и грустно. Жаль этого человека, у которого только и радости в жизни – как стать заметным другим. Пусть даже самым нелепым образом.
5. Анализ композиции.
Найдите композиционные части рассказа: вступление, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, заключение.
Чем интересна композиция? В чём её особенность? Чем она похожа на композицию других рассказов Чехова?
А.П.Чехов – мастер короткого рассказа. Свои рассказы он нередко начинает внезапно. Так и рассказ «Радость» начинается неожиданно и интригующе: «Было двенадцать часов ночи. Митя Кулдаров, возбуждённый, взъерошенный, влетел в квартиру своих родителей…» .
Мы не видим вступления, перед нами – завязка действия, момент, с которого действие развивается: проснулись братья, появились мамаша и папаша, сестра. Вся семья выходит разделить радость Мити!
Митя держит всех в напряжении, восклицает: «Ведь теперь меня знает вся Россия!.. Читайте! Читайте же!»
Кульминация – самый напряжённый момент – наступает тогда, когда папаша берёт в руки газету. «Что же случилось? – заинтригован читатель. – Отчего Митя так потрясён?!»
Развязка вызывает у читателя улыбку: Митя счастлив оттого, что его история о падении под ноги лошади «пошла по России». Он спешит поделиться этой новостью с соседями и родственниками, не подозревая, как он смешон.
6. Анализ системы образов.
Кто герои этого рассказа?
Каков их портрет?
Как характер героя выражается через речь, жест, деталь?
Укажите слова и выражения, которые использует автор для их описания.
Главный герой рассказа – Митя. Он коллежский регистратор, чиновник незначительный, занимающий самое скромное место в табели о рангах. Возможно, поэтому его самолюбие тешит то, что о нём «прописали» в газетах.
О том, каков его внутренний мир, говорят его слова родителям: «Вы живёте, не обращаете никакого внимания на гласность…» Гласность – это политический термин, свобода информации. Но Митя, видимо, не подозревает об этом, называя гласностью появление в печати истории о его пьянстве.
Он невежествен и в своём самодовольстве просит мамашу «спрятать нумер», чтобы читать иногда. И это вместо того, чтобы устыдиться своего поступка и «спрятать нумер», лишь бы тот никому больше на глаза не попался!
Он торопится, речь его пестрит повторами: «читайте, читайте же… видите, видите… дальше, дальше!»
От радости он не в состоянии ясно выражаться, его переполняют чувства: «Читали теперь? А? То-то вот!»
Митя вызывает у читателей улыбку и жалость.
7. Над чем смеётся Чехов?
Вы поддерживаете писателя?
8. Какими юмористическими приёмами он пользуется для создания комического эффекта?
(Контраст, гип е рбола – преувеличение, лит о та – преуменьшение, несоответствие и проч.)
Смех Чехова всегда с грустью. Писатель с горечью наблюдает за своими героями, которые страдают от корысти, глупости, невежества, лицемерия, страха… И смеётся он над ними, чтобы читатель в героях узнавал себя и мечтал бы исправить свою жизнь. Задумался бы, как перестать быть смешным, как стать человеком: щедрым, умным, смелым, с чувством собственного достоинства.
Героев писателя всегда немного жалко. Хочется, чтобы они стали лучше.
Основной приём создания юмористической ситуации –несоответствие. Радость героя не соответствует ситуации, которая эту радость вызвала. Не радоваться следует Мите, а стыдиться.
Кроме того, автор прибегает к гиперболе, преувеличивая Митины восторг и торжество, - тем удивительнее будет развязка.
9. Найдите приметы времени
(конец 19-го - начало 20 века) в рассказе.
Этот рассказ обращает нас к реалиям начала 20 века: Митя служит коллежским регистратором , пьёт он в портерной (пивной), обращается к родителям мамаша и папаша .
Попал он под лошадь, запряжённую в сани , где сидел купец второй гильдии . Отведён был в полицейский участок .
Его братья-гимназисты носят короткие ночные сорочки , а сам Митя – фуражку с кокардой .
Читая эту историю, невольно задумываешься: время прошло, а люди не изменились. Глупость, невежество, желание удовлетворить своё мелкое самолюбие и прославиться любой ценой и сейчас заставляет многих молодых людей хвастаться в социальных сетях не настоящими достижениями, а стыдными, недостойными поступками.
Так что рассказ А.П.Чехова современен и не утратил своей остроты до сих пор.