СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

6 класс. Тема: "Маленький принц" как философская сказка-притча.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«6 класс. Тема: "Маленький принц" как философская сказка-притча.»

Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016.

6 класс
. Тема: «Маленький принц» как философская сказка-притча.

Основное содержание урока
Маленький принц, его друзья и враги. Сказка в актёрском исполнении. Понятие о притче. Черты философской сказки и мудрой притчи.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение фрагментов сказки. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев и их поступков (по группам). Устная и письменная характеристика Маленького принца. Презентация и защита собственных иллюстраций. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие «притча».

Содержание урока

I. Показ на географической карте мест, куда летал Сент-Экзюпери

Увидев самолёты, на которых летал Сент-Экзюпери, школьники смогут почувствовать в писателе-лётчике первооткрывателя, который на заре авиации, пренебрегая опасностями, летал на маленьких, ещё несовершенных самолётах. Показ на географической карте мест, куда летал Сент-Экзюпери, подчеркнёт безграничность воздушного пространства.

II. Маленький принц, его друзья и враги

Каждая группа получает задание, и после краткой самостоятельной работы группы обмениваются впечатлениями и мыслями о прочитанном.

Групповая работа:

Группа 1.
Прочитайте по ролям гл. Х—XI.

Что в поведении короля вызывает вашу улыбку? В чём, по его мнению, состоит мудрость правителя?
Почему Маленький принц не понимает мотивов поведения честолюбца?
Какие ценности кажутся самыми главными королю и честолюбцу? Разделяет ли их мнение Маленький принц?
Индивидуальное задание.
Опишите словами старую крысу. В чём смысл истории про старую крысу? Почему её надо беречь?

Группа 2.
Перескажите эпизод встречи Маленького принца с пьяницей (гл. XII). Прочитайте по ролям гл. XIII.

Почему Маленькому принцу непонятны мотивы поведения пьяницы и делового человека?
Почему ему кажется странным стремление владеть звёздами?
В чём символический смысл встреч с пьяницей и деловым человеком? Подтвердите свои мысли примерами из текста.
Индивидуальное задание.
Почему обе главы, как и две предыдущие, заканчиваются почти одинаково?

Группа 3. Прочитайте по ролям фрагменты гл. XIV—XV.

Какой смысл выявляется в словах фонарщика: «Уговор есть уговор»?
В чём символический смысл истории фонарщика?
Какие человеческие ценности считает самыми главными географ?
Почему Маленький принц с ним не соглашается? В чём символический смысл этих глав?
Индивидуальное задание.
Опишите словами цветок, покинутый Маленьким принцем. Что в беседе с географом заставило Маленького принца пожалеть, что он покинул свой цветок?

Группа 4.
Перескажите гл. XVI. Прочитайте по ролям гл. XVII.

О чём нас заставляет задуматься первый абзац гл. XVII?
Почему Маленький принц встретился на Земле именно со змеёй?
В чём символический смысл диалога змеи и Маленького принца?
Индивидуальное задание.
Опишите словами работу фонарщиков на Земле до изобретения электричества. В чём иносказательный смысл этой истории?

III. Сказка в актёрском исполнении

Прослушивание и обсуждение фрагмента сказки в актёрском исполнении.

Какую мудрость понимает Маленький принц, общаясь с Лисом (гл. XXI)?
В чём автор видит смысл жизни и истинные ценности?
ƒМожно ли правила общения и поведения, провозглашённые в сказке Сент-Экзюпери, использовать в реальной жизни? Аргументируйте своё мнение.
В чём сказка «Маленький принц» помогает увидеть привычные явления действительности по-другому? Докажите свои мысли примерами из сказки.

IV. Понятие о притче. Черты философской сказки и мудрой притчи

Практическая работа.
Составление таблицы «Черты притчи в философской сказке „Маленький принц“».

ТАБЛИЦА
«Черты притчи в философской сказке „Маленький принц“»

Черты притчи

Примеры из сказки

Назидательный характер

  

Моральное поучение в иносказательной форме

  

Широта обобщения (в отличие от басни, обличающей только один порок)

  

Отсутствие обрисовки характеров

  

Отсутствие указаний на место и время действия

  

Отсутствие показа явлений в развитии

  

Не изображение событий, а сообщение о них

  

Аллегорический и символический смысл образов и событий

  



Какие проблемы решает писатель, используя жанр притчи? Докажите, что притча помогает объяснить сложные законы бытия на простых примерах.

И т о г о в ы й  в о п р о с: по каким законам бытия должен жить человек?


Домашнее задание


Прочитать главы XXIV—XXVII сказки (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

Письменно ответить на вопрос «По каким законам бытия должен жить человек?». (По сказке «Маленький принц»).


Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021.