Задание 21. Теория.
Задание 21 представляет собой пунктуационный анализ предложений в связном тексте. Данное задание ориентировано на умение объяснять постановку знаков препинания в предложении и находить соответствие с одним и тем же правилом пунктуации. Для этого учащимся необходимо видеть структуру предложения, понимать:
1.простое оно или сложное;
2.союзное или бессоюзное;
3. чем осложнено;
4.уметь находить главные и второстепенные члены предложения.
С постановкой запятой учащиеся знакомы по ряду заданий (указываются в скобках), поэтому теория в этих случаях не приводится. Также не указываются случаи, когда запятая не ставится, так как в текстах данного задания все знаки препинания поставлены.
I.Постановка ЗАПЯТОЙ.
Запятая (запятые) в ПРОСТОМ предложении ставится, если в предложении есть
1.обособленные определения: Костёр, разожжённый охотником в снегу, освещает дремлющую у огня собаку. (Задание 17)
2.обособленные обстоятельства: Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно пошёл по незнакомой тропинке. (Задание 17)
3.обособленные приложения: Добродушный старичок, больничный сторож, сразу же открыл мне дверь. (Задание 17)
4.однородные члены предложения: Город вдали тихо пламенел и сверкал синими, белыми, жёлтыми огнями. (Задание 16)
5.обращения: Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда. (Задание 18)
6. вводные слова: На моё счастье, погода всё время стояла великолепная. (Задание 18)
7.обособленные дополнения. Дополнения, выраженные существительными с предлогами кроме, за исключением, помимо, сверх, включая, исключая, сверх, вместо (и другие со значением «включение», «исключение», «замещение»), выделяются запятыми: Сквозь пыль не было видно ничего, кроме блеска молний.
8.обособленные уточняющие обстоятельства (чаще места, времени, образа действия), отвечающие на вопросы: Где именно? Когда именно? Как именно? – Всё здесь, в этой деревне, казалось безмятежно мирным.
9. сравнительные обороты с союзами как, как будто, словно, точно, что: У Даши катились крупные, как горох, слёзы.
10. В предложениях с прямой речью: «Я скоро приеду», - тихо произнесла Таня.
Запятая ставится в СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ предложении: Полил дождь, и всё скрылось за его завесой (задание 16).
Запятая ставится в СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ предложении между главным и придаточным предложениями: В небольшой комнате, куда я вошёл, было довольно темно. (Задания 19, 20)
Запятая ставится в БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ предложении, если его части близки между собой по смыслу: В воздухе стояла мгла, небо из синего стало белесоватым, дальние горы скрылись в тумане.
II. Постановка ТИРЕ.
1. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если они выражены
а) существительными в И.п.: Книга – источник знаний.
б) числительными: Дважды три – шесть.
в) двумя инфинитивами: Жить в лесу – подчиняться его законам.
г) один главный член – существительным, другой – инфинитивом: Моя мечта – увидеть мир.
д) если перед сказуемым стоят слова это, вот, значит: Лето – это маленькая жизнь.
2.Перед обобщающим словом после однородных членов предложения: На земле, на деревьях, на крышах – везде лежал снег.
3. Тире ставится для обособления некоторых приложений:
а) если перед приложением можно вставить слова например, а именно: Она зарисовала древние светильники с гербом города Ольвии – орлом, парящим над дельфинами.
б) если перед приложением, стоящим в конце предложения, есть разъяснение такого приложения: Стоял чудесный апрельский день – лучшее время в Арктике.
в) для выделения с двух сторон приложений, носящих пояснительный характер: Достали глубиномер – гирьку на длинной бечёвке – и промерили глубину.
Чтобы не спутать постановку тире в предложении с приложением с постановкой тире между подлежащим и сказуемым, нужно найти главные члены: Стоял чудесный апрельский день – лучшее время в Арктике. (Подлежащее – день; сказуемое – стоял; время – приложение, разновидность определения. Оно не может быть однородным сказуемым со словом «стоял», так как однородные члены предложения должны относиться к одной части речи: «стоял» - глагол, «время» - существительное. Также в предложениях с приложением нужно найти определяемое слово и от него поставить вопросы: кто именно? Что именно? Какой именно?
4. В неполных предложениях, то есть таких, в которых пропущен какой-либо член предложения, легко восстанавливаемый по контексту: Мир освещается солнцем, а человек – знанием (пропущено сказуемое освещается).
5. Соединительное тире ставится для обозначения пределов («от… до»): пространственных, временных, количественных. План на январь – март; груз массой 300 – 350 тонн; поезд «Москва – Екатеринбург». Также тире ставится между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т.п.: физический закон Бойля – Мариотта.
Внимание! Не путать тире (пунктуационный знак) с дефисом (орфографический знак): премьер-министр, вагон-ресторан, кто-либо.
6. В предложениях со вставными конструкциями, которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, замечания, уточнения и т.д. Их можно изъять из предложения без нарушения основного смысла. Они находятся в середине предложения или в конце его, но не в начале (как, например, вводные слова). Выделяются не только тире, но и скобками. Эта вещица обошлась кому-то – если не ему самому – в кругленькую сумму.
7. Тире в предложениях с прямой речью ставится перед словами автора: «Прощай, друг!» - произнёс Володя.
8. Перед каждой репликой в диалоге:
- Ты ведь заболел, - сказал я.
- Вовсе я не заболел, - возразил брат.
9. Тире в бессоюзном сложном предложении ставится при значении следствия, условия, времени, противопоставления, сравнения, быстрой смене событий: Настанет утро – отправимся в путь (значение времени, можно вставить союз когда).
Чтобы не спутать постановку тире в БСП с постановкой этого знака в простом предложении, следует найти грамматические основы: За ночь все отдохнули – можно снова приниматься за работу (1-я грамматическая основа – все отдохнули; 2-я: можно приниматься. Союза между простыми предложениями нет, значит, это БСП со значением следствия между его частями).
III. Постановка ДВОЕТОЧИЯ.
1. Перед обобщающим словом после однородных членов предложения: И армия, и мирные жители, и крестьяне - все поднялись на освобождение родины.
2.В предложениях с прямой речью после слов автора: Чичиков сказал: «Я хотел бы купить крестьян».
3. В бессоюзном сложном предложении, если вторая часть предложения раскрывает, поясняет содержание первой (можно вставить а именно); дополняет (можно в 1-й части вставить слова и увидел, и услышал, и понял, и почувствовал, а во 2-ю часть союз что); указывает причину того, о чём говорится в 1-й части (можно вставить союз потому что): Я посмотрела на небо: над городом собирались свинцовые тучи (… и увидела, что над городом собирались свинцовые тучи).
IV. Постановка СКОБОК.
1.Скобками выделяются вставные конструкции, представляющие собой
а) попутные авторские замечания: Я не понимал (теперь я понял), как были обидны для матери мои резкие слова.
б) дополнения или пояснения основного содержания: Он тепло оделся (это было уже в конце сентября) и выехал со двора.
в) слова, выражающие эмоции: Быть может (лестная надежда!), укажет будущий невежда на мой прославленный портрет и молвит: «То-то был Поэт!»