СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

7 класс. Практикум «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 7 классе по теме "Практикум «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е».Практикум «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е»."

Просмотр содержимого документа
«7 класс. Практикум «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е».»

Урок 72. Практикум «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е».


Цели: закрепить навыки правописания не с наречиями на –о и –е; правописания не с другими частями речи.

Методические приёмы: лингвистический разбор, графический диктант, индивидуальные задания, словарная и орфоэпическая работа, тренировочные упражнения.


Х о д у р о к а


I. Лингвистическая разминка

Задания: записать предложения под диктовку, определить слова в сравнительной степени как части речи, указав их начальную форму, и как члены предложения.

1) Олимпийский девиз гласит: «Быстрее, выше, сильнее!»

2) Всё слабее запах очага и дыма, молока и хлеба… (Б. Окуджава).

3) Будь проще, и к тебе потянутся люди.

4) Давайте чаще встречаться.

Комментарии. К предложению № 1: Быстрее, выше, сильнее – наречия в сравнительной степени. Быстро, высоко, сильно. Прямая речь не является членом предложения.

К предложению № 2: Всё слабее – прилагательное в сравнительной степени. Слабый. В предложении является сказуемым.

К предложению № 3: проще – прилагательно в сравнительной степени. Простой. В предложении является частью сказуемого (будь проще).

К предложению № 4: чаще – наречие в сравнительной степени. Часто. В предложении является обстоятельством.

Чтобы доказать принадлежность слова к определённой части речи, надо определить, от какого слова оно зависит, на какой вопрос отвечает.

Как? (делают олимпийцы?) – быстро, высоко, сильно: быстрее, выше, сильнее – наречия.

Запах каков? Слабый, слабее – прилагательное.

Ты будь каков? Будь простым, будь проще – прилагательное.

Надо встречаться как? часто, чаще – наречие.


II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о правописании не с наречиями на –о и –е.

2. Упражнение 221: проверка по цепочке; в это время два ученика выполняют у доски фонетический разбор слова легко и морфологический разбор слова что.

Комментарий. Обратим внимание на слово что. Его обязательно надо рассматривать в контексте. Это не союз, а относительное местоимение. В предложении является подлежащим.



III. Практическая работа.

1. Графический диктант.

Неясно мыслит; немало испытал; не дружелюбно, а враждебно; неряшливо одет; неплохо выглядит; вовсе не глупо; несвязно излагает; отнюдь не талантливо; расположились невдалеке; небрежно сделано; сработано не мастерски; ущелье не широко, а узко; неискренне говорить; неласково смотреть; ничуть не глубоко; неуверенно отвечать; нисколько не громко; расположен не вблизи; поступать несправедливо; искать не здесь; сказать не сразу.

(Ключ: +, +, -, +, +, -, +, -, +, +, -, -, +, +, -, +, -, -, +, -, -).


2. Выполнение упражнений

Упражнение 222: комментированное письмо.

Упражнение 223: самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

Упражнение 224: чтение и обсуждение.

Комментарий. Поясним, что слова лепый, лепо, лепота существовали в древнерусском языке и означали примерно следующее: красивый (ладный, приятный), красиво, красота. В современном русском языке сохранились лишь слова с приставкой: нелепый, нелепость. Бывшая приставка сейчас рассматривается как часть корня. Напомним, как царь, герой фильма «Иван Васильевич меняет профессию», попав в новую Москву, восхищается видом столицы: «Лепота!».

Упражнение 225: самостоятельная работа.


IV. Индивидуальные задания.

(Выполняются у доски, потом обсуждаются в классе).

1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания; раскрыть скобки, сделать синтаксический разбор предложения.

Еще (не)веря (не)жда(н,нн)ой удач.., он в(з,с)карабкался по ступенькам автобуса. (Б. Акунин).

(Ещё не веря нежданной удаче, он вскарабкался по ступенькам автобуса.)

2. Вставить пропущенные буквы; раскрыть скобки; выписать все словосочетания.

(Не, ни)знакомый парень (в)развалочку двинулся прямо на него.

(Незнакомый парень вразвалочку двинулся прямо на него.

(Незнакомый парень; вразвалочку двинулся; двинулся на него; двинулся прямо).


V. Словарная и орфоэпическая работа.

Выписать слова в рамках на с. 104-105; придумать предложения с этими словами, используя наречия.

Возражение, поражение, почтальон, квитанция, штемпель, конверт [в’].

Домашнее задание:

1. § 36.

2. Упражнение 226 (письменно).